Его «Веселые картинки»
«Детский художник должен отличаться абсолютной добротой, – уверен знаменитый иллюстратор Виктор Чижиков. – Злюка может затесаться в детские художники. Может быть, он шерсть хорошо рисует. Пушистые у него все. А душу не обманешь». Сегодня в рамках проекта «Открой книгу – открой мир!» еженедельник «Частный Интерес» рассказывает о творчестве Виктора Чижикова.
Детство «на широкую руку»
Виктор Чижиков создал иллюстрации ко множеству детских книжек. Более полувека он посвятил работе в журнале «Мурзилка». Зная художника в лицо, можно заметить, что на него похож олимпийский мишка – символ московской Олимпиады
Свой первый рисунок Виктор Чижиков нарисовал в десять месяцев. «Моя кровать стояла у стены, и отец, который считал, что ограничивать художника размерами листа неправильно, разрешал мне рисовать прямо на стенке, – рассказывал Виктор Александрович в интервью «Московскому комсомольцу» в
«Я художник-дальтоник»
На творческий путь Виктора Чижикова направили Кукрыниксы (творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев). «До сих пор помню первую встречу с ними, – рассказывал он в интервью «МК». – Я учился в девятом классе, и знакомый художник договорился, что Кукрыниксы примут меня в мастерской. Волновался я жутко, собрал все свои работы в огромный папин чемодан и пошел к ним в мастерскую. Чтобы оттянуть встречу, пошел пешком по лестнице, остановился у двери перевести дух – и тут на меня выбегает с мусорным ведром один из Кукрыниксов. «Ты Витя? Откуда такой старый чемодан?» Стали смотреть рисунки, и им очень понравились мои шаржи. «Ты личность! Бог уже позаботился о том, чтобы у тебя была хорошая профессия. Приходи к нам раз в полгода и показывай свои работы». Так я понял, чем буду заниматься в жизни».
Свернуть с избранного пути Виктору Чижикову не заставило даже то, что он дальтоник. «Это не мешает мне рисовать, просто подписываются цвета в красках», – пояснял он.
А вот быть детским художником нигде не учат. «Ими становятся те, кто хорошо помнит, что им было интересно в детстве, рассказывал в том же интервью Чижиков. – Мне еще в школе нравилось рисовать иллюстрации к сказкам, для себя. Сначала я работал в газетах и журналах, в 1956-м году стали выходить «Веселые картинки», с того момента я с ними сотрудничаю, с 58-го рисую в «Мурзилке». Детские книжки стал иллюстрировать с 60-го года. И вот так постепенно я вошел в детскую книгу, из которой до сих пор и не выхожу».
На вопрос «Есть ли у вас любимый персонаж, нарисованный вами?» Виктор Чижиков отвечал так: «Петя и Потап. Это мальчик и медведь, герои книжки, которую я сам и написал, и проиллюстрировал, они одни из самых любимых. Причем эта книга впервые вышла в Японии, а потом уже и в России. Для «Веселых картинок» я придумал девочку Машу и куклу Наташу, тоже очень их люблю. А потом коты пошли… Заказывали и ставших потом известными персонажей. Айболит, кот Матроскин, Дядя Федор – главное, их нужно было нарисовать так, чтобы они не были похожи на героев, нарисованных до этого. То же самое касается и олимпийского мишки – придумать так, чтобы он отличался от прежних медведей. А то ведь была бы куча претензий».
«Раньше все стремились тепло работать, – вспоминает Виктор Чижиков в интервью «Новой газете». – Не знаю, чем это объясняется. Я жил в коммунальной квартире, в которой было 27 соседей. Утром попасть в туалет было делом невозможным, я об этом даже никогда не мечтал. Мой уход в школу совпадал с уходом всех на работу, и я шел в общественную уборную на Арбатской площади. Там встречалась половина нашего класса, все жили примерно в таких условиях. Мы умывались, а потом переписывали уроки – я переписывал математику, у меня – немецкий. Заведующая уборной нас всех любила, протирала подоконник, чтобы нам было удобно работать. У нее оставались наше мыло и полотенца. Человеческая доброта была распределена в изобилии, и я не понимаю, куда могла подеваться». |
Не пугайте малышей
Рассуждая о современной культуре и детстве нынешних ребятишек, проводящих целые дни перед экранами телевизоров и компьютеров, Виктор Чижиков говорит следующее: «Когда все время на телеэкране посвящено попсе, а иллюстраторам не уделяется внимания, это обедняет общую культуру. Ведь на иллюстраторах, особенно детской книги, держится огромный пласт культуры: первые шаги ребенка связаны не столько с текстом, сколько с картинками. Юмор в детских иллюстрациях очень нужен. Правда, когда речь идет о серьезных или трагических вещах, иллюстрация должна быть трагической. Но не для самых маленьких! Помнится, однажды, когда создавался Детский фонд, мы разговаривали с Сергеем Образцовым о том, с какого возраста можно пугать детей, делать для них разные модные сейчас страшилки. Образцов говорил мне, что не хочет допускать в своих театральных постановках для самых маленьких ничего страшного. Пусть дети как можно дольше сохраняются «непугаными». А потом, когда подрастут, можно постепенно вводить в сказки и Бабу Ягу, и Волка, который встречается с Красной Шапочкой... Он объяснял это тем, что у детей в будущем будет много поводов для испуга. Детская психика сначала должна возмужать, укрепиться, а потом уж ее можно загружать разными страшилками».
При подготовке материала была использована информация из сети Интернет
Виктор Чижиков родился 26 сентября 1935 года в Москве.
В 1958 году окончил художественное отделение Московского полиграфического института.
С 1955 года работает в журнале «Крокодил», с 1956 – в «Веселых картинках», с 1958 – в «Мурзилке», с 1959 – в «Вокруг света».
С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах «Малыш», «Детская литература», «Художественная литература» и др.
Обладатель Почетного диплома имени Х.К. Андерсена (
Народный художник России.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее