Повернуться лицом к ребенку
«Читать всем родителям! И чем раньше, тем лучше!» – такие отзывы очень часто можно услышать после прочтения книг Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». Сегодня мы попробуем рассказать вам, чем же так хороши эти книги, и почему они имеют полное право быть настольной книгой пап и мам всех времен и народов.
Начнем с того, что автор книги – Юлия Гиппенрейтер – профессор Московского государственного университета, известный ученый и талантливый педагог, автор многочисленных статей, монографий, учебных пособий. Ее научные интересы лежат в различных областях – от психологии познания до психологии личности. В последние годы Юлия Борисовна интенсивно занимается практической психологией: проводит тренинги, консультирует в области детских и семейных проблем.
В книгах Юлии Гиппенрейтер, о которых мы сегодня решили рассказать, нашли отражение не только высокий профессионализм автора, но и ее богатый личный опыт. Она – мать троих детей, бабушка пятерых внуков, прабабушка двух правнуков. Многие сюжеты, описанные в книгах, взяты из реальных событий ее большой семьи. Имея колоссальный багаж знаний и богатый жизненный опыт, она доступно рассказывает о том, как общаться, учит понимать чувства детей и грамотно говорить о своих.
Принимать ребенка не означает никогда не сердиться на него: можно выражать свое недовольство отдельными его действиями, но не ребенка в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. |
«Общаться с ребенком. Как?»
Эта книга впервые была издана пятнадцать лет назад и до сих пор остается бестселлером. Ее текст представляет собой уроки, в которых есть теоретическая и практическая части, а также «домашнее задание».
Красной нитью через всю книгу проходит мысль о безусловном принятии ребенка. Юлия Борисовна говорит о том, что родители должны любить ребенка не за достоинства, успехи и заслуги, а просто за то, что он есть. Не менее важную роль она отдает умению слушать и слышать. Автор уверена, что активно слушая ребенка, мы показываем ему, что его переживания значимы для нас, и помогаем ему научиться выражать свои чувства. Эту технику общения автор называет «активным слушанием» и подробно, с примерами, рассказывает, как ею пользоваться.
Еще одна важная мысль, которую Юлия Гиппенрейтер пытается донести до родителей в своих книгах: нужно делиться с детьми своими чувствами. И предлагает делать это с помощью «я-сообщений». В таком случае, подчеркивает она, даже негативные эмоции можно выразить в необидной для ребенка форме. Подробнее о том, как это делать, она рассказывает на страницах своей книги.
Целый урок автор посвящает разбору типичных ошибок родителей, которые негативно влияют на ребенка. И что немаловажно – она рассказывает о том, как их можно избежать. Также Юлия Борисовна не обходит стороной тему наказаний. Если уж и применять их, уверена она, то нужно лишать ребенка чего-то положительного, а не делать что-то отрицательное. А это значит, что вначале родители должны внести в жизнь ребенка много положительных и занимательных моментов, и только потом проводить «педагогическую работу».
Кроме того, в книге подробно рассказывается о том, как добиться от ребенка дисциплины, и как конструктивно решать конфликты. Автор не только приводит теорию, но и предлагает конкретные примеры и действенные алгоритмы.
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. |
«Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. |
«Многие читатели знают, что просто прочесть книгу и даже много книг «про общение» далеко не достаточно, – пишет автор в предисловии к книге «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». – Нужна практика! Без попыток пробовать по-новому – реагировать, отвечать, поступать, выражать свои чувства – ничего не получается. Старые привычки сидят крепко.
Однако, поверьте, менять свое привычное поведение вполне возможно. Не отступайте! Вначале новые интонации или слова могут казаться искусственными. Искусственность возникает от излишнего напряжения. Но потом это проходит. Новые способы поведения автоматизируются и становятся такими же «непроизвольными», какими были старые».
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, уверена Юлия Гиппенрейтер, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство ценности. Как это можно сделать?
- Безусловно принимать его.
- Активно слушать его переживания и потребности.
- Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
- Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется
- Помогать, когда просит.
- Поддерживать успехи.
- Делиться своими чувствами (значит, доверять).
- Конструктивно разрешать конфликты.
- Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Давай (посидим, поделаем…) вместе», «Ты, конечно, справишься», «Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты мой хороший».
- Обнимать не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.
Мнения родителей, которые прочли книги Юлии Гиппенрейтер
Светлана:
Лариса:
– «Общаться с ребенком. Как?» – очень полезная и увлекательная книга. Легко читается и еще раз напоминает нам о простых истинах правильного общения не только с ребенком, но и между взрослыми людьми. Такая книга должна обязательно быть в библиотеке родителей, педагогов и воспитателей.
Наталья:
– Книга «Общаться с ребенком. Как?» заставляет о многом задуматься. Очень тонко и удивительно четко подмечены все грани детско-родительских отношений. Ее постулаты, я думаю, пригодятся не только родителям. В ежедневном общении «человек-человек» эта книга тоже определенно поможет. Я открыла для себя много нового.
Евгений:
– Книга «Общаться с ребенком. Как?» – просто библия для родителей! Но и для тех, кто пока еще не стал папой или мамой, бабушкой и дедушкой прочитать ее будет и полезно, и приятно. Она помогает выстроить спокойные, уважительные отношения с другим человеком вне зависимости от его возраста и родственных отношений. Главное научиться слушать и понимать, что у каждого свое представление о «хорошо-плохо». Каждый по-своему прав! Надо научиться и научить (только личным примером) своих близких находить компромисс в любой ситуации. Но начать, конечно же, надо с себя!
Виктория:
– Не знаю лучшего помощника в воспитании детей, чем Юлия Борисовна и ее книги! Читать всем родителям, ради понимания своих детей и самих себя. Автор дает много практических советов, приводит массу примеров и описывает реальные жизненные ситуации, а главное предлагает действенные решения.
Татьяна:
– «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» – лучшая книга по воспитанию детей: обязательно читать и впоследствии изучать родителям, бабушкам и дедушкам! Когда растила своего ребенка, знакомилась с разными авторами, но никто из них не оставил отклик в душе. Этот автор рассказывает простым и понятным языком о том, что делать надо и что не надо. Читая книгу Юлии Гиппенрейтер, понимаешь, что она написала ее не для того, чтобы деньги заработать, а чтобы другие не сделали ошибок, за которые впоследствии придется слишком дорого расплачиваться.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее