Александр Дюма
Уважаемые читатели, в рамках проекта «Открой книгу – открой мир!» мы публикуем очерк чайковского поэта Александра Ляйса о жизни и творчестве Александра Дюма.
Даже сегодня, в XXI веке, Дюма по-прежнему держит первенство среди самых плодовитых писателей в мире. Собрание его сочинений составляет… 301 том! Не скажу, что безумно обожаю его. Нет. В юности было, конечно, не скрою. Но вся эта пылкая восторженность с годами проходит. Становишься мудрее; оцениваешь трезво, с других позиций; читаешь другую литературу. Каждому увлечению – свое время, каждому возрасту – своя книга.
Почему я решил написать о нем? Мне есть за что сказать ему спасибо. Он вовремя появился в моей жизни.
Начну издалека.
Когда мои родители развелись, я был еще сопливый пацан. Потом в нашей семье появился отчим, которому на нас с братом (брат на пять лет младше) было, в общем-то, наплевать. Я его понимаю. Чужие дети – это чужие дети.
Короче, мужского воспитания, знаете, как-то не хватало. Я мог испортиться, озлобиться, попасть в дурную компанию, встать на скользкий путь или еще что-нибудь в этом роде… А было мне тогда 12-13 лет.
Но… все на свете происходит вовремя. Мне в руки попалась книга «Три мушкетера». Как воспринял? Визжал от восторга. Читал взахлеб, роман за романом. Десятки томов проглатывал не замечая места и времени. Не скажу, что Дюма воспитал меня. Но его книги во многом повлияли на формирование моего характера. Я узнал, что такое благородство, честь, долг и т.п. В этом писатель мне помог. Спасибо ему огромное. Да, мальчишкам надо читать Дюма.
Но хватит о личном. Вот что говорят о нем другие.
«Это не человек, а сила природы», – сказал историк Жюль Мишле.
…Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождали успех, долги и женщины. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя – сплошной роман, вроде тех, что писал он сам, история о великане-обжоре, торопившемся съесть все и сразу; жизнь, в которой сменяли друг друга работа, приключения, размышления, мечты, любовь ко всем женщинам и в то же время ни к одной (за исключением его матери Марии-Луизы).
А вот и другое мнение о нем. Авантюрист, врун, выдумщик до безобразия. Жесток (по отношению к своим героям). Жестокость порой переходит в «садизм». Кстати, Дюма был знаком с произведениями скандально известного де Сада. На страницах романов Дюма кровь льется потоками, и герои гибнут толпами. А его мушкетеры… Пьяницы, задиры, бабники, скандалисты, драчуны, убийцы… просто-напросто преступники. Весь роман – это приключения, авантюры, заговоры, убийства и интриги, интриги…
Королева крутит шашни с Бэкингемом, а мушкетеры ей помогают.
Они не совершают ни одного великого подвига во славу Родины.
Завтрак в Бастионе Сен-Жерве – жалкое исключение, просто какая-то пародия на подвиг.
Вот отрывок из «Трех мушкетеров»:
«…Небрежно одетые, подвыпившие, исцарапанные, мушкетеры короля или, вернее, г-на де Тревиля шатались по кабакам, по увеселительным местам и гульбищам, орали, подкручивая усы, бряцая шпагами и с наслаждением задирая телохранителей кардинала, когда те встречались им на дороге. Затем из ножен с тысячью прибауток выхватывалась шпага. Случалось, их убивали, и они падали, убежденные, что будут оплаканы и отмщены; чаще же случалось, что убивали они…»
А казнь Миледи… Собрались четверо благородных дворян казнить женщину. Проще говоря, «кокнуть». И вот они присвоили себе права судей, разыскали палача, устроили судилище и… А сами так просто ангелы были. Ну прям такие невинные, агнцы, да и только! Мне ее просто жалко.
* * *
Твой приговор произнесен
Устами палача.
Над головою занесен
Клинок его меча.
Жестокий рок непримирим.
Ты проиграла бой.
И все же этим четверым
Не справиться с тобой.
Смотри, как все до одного
Не поднимают век.
Ведь им позора своего
Уже не смыть вовек.
Не смоет черная вода
Ни крови с палача,
Ни с сердца – жалкого стыда,
Ни лилии – с плеча.
Прости их всех, прости судьбу,
Открой глаза, вглядись –
Твое клеймо у них на лбу.
Настал твой час. Молись.
Вой ветра, ночь, короткий суд,
Холодная луна…
Есть в графском парке старый пруд,
Его вода – черна.
Как-то однажды журналист французской газеты «Экип» Ксавье Либреш решил проделать необычайное путешествие, которое когда-то проделал д`Артаньян, возвращаясь из Англии с подвесками королевы. Мушкетер, как мы знаем, проскакал от французского городка Сен-Валери (департамент Па де Кале) до Парижа за двенадцать часов. Ксавье Либреш начал свою скачку от Сен-Валери, лошадей менял на тех же самых станциях, что и д`Артаньян, и наконец, падая от усталости, на взмыленной лошади, финишировал в Париже на площади Мальзерб, где установлен памятник Дюма. Либрешу удалось лишь на шесть минут улучшить рекорд отважного гасконца. Да, забавная история. |
Но почему же всем так нравятся мушкетеры, эти простые земные парни со своими пороками и страстями? Ответ очень прост: мы все грешники. И в нас полно страстей и пороков. Нам всем ближе д`Артаньян, нежели дон Кихот.
Дюма всегда хотел лишь одного – бурного действия. Эпоха королей с ее дуэлями, заговорами, оргиями, с разгулом политических страстей напоминала ему наполеоновскую эпоху. История в обработке Дюма была такой, какой ее хотели видеть французы: веселой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, а зло – по другую.
В конце тридцатых годов XIX-го века французские газеты для увеличения числа подписчиков практиковали публикацию его романов с продолжением. Дюма был одним из самых желанных писателей для издателей газет: его книги пользовались огромной популярностью, его имя привлекало массу читателей.
Газета «Ля Пресс», например, скупила все будущие произведения Дюма. Его плодовитость вызывала изумление, а оглушительный успех его книг порождал зависть и многочисленных врагов, бесил соперников и выводил из себя критиков, не скупившихся на оскорбительные расистские выпады по его адресу.
Бальзак, например, говорил: «Только не сравнивайте меня с этим негром!» (отец Дюма был мулатом, а бабушка – негритянкой).
И все-таки, тех, кто его любил, было больше. Он сам говорил о себе: «У меня друзей больше, чем было маршалов у Наполеона!»
Зато как полюбили Дюма в России… Его произведения А.И. Куприн назвал «вечными спутниками человечества». Россия давно привлекала Дюма. Здесь охотно ставили его пьесы (известно, в частности, что одним из переводчиков его произведений на русский язык был В. Белинский).
Дюма познакомился с русской литературой, обычаями и особенностями страны. Он побывал на Волге, в Калмыкии, совершил большую поездку на Кавказ. Посвященные нашей стране письма и воспоминания писателя до сих пор читаются с большим интересом. Кто-то из русских классиков сказал о нем: «За живость Вашего ума спасибо Вам, мсье Дюма!»
Роман «Учитель фехтования», принадлежащий перу великого романиста, посвящен событиям в России в 1824 – 1826 гг. Интересно, что Дюма, наряду с Шекспиром и русской классикой является неисчерпаемым источником для театральных и кинопостановок.
Я думаю, из этих трех колодцев режиссеры всего мира еще долго – очень долго! – будут черпать темы и сюжеты.
И пусть Дюма (еще раз повторю) не является моим любимым писателем, я благодарен ему за то, что он многому научил меня. За то, что он вовремя появился в моей жизни…
Мсье Дюма, примите поклон.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее