Растление для всех


Рубрика: Культура
Четверг,12.12.2013
Снимок сделан на выставке в «Манеже» – как раз в тот момент, когда Никита Хрущев произносит свою речь в адрес художников-авангардистов, гневно потрясая кулаком: «Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Что это такое? Вы что – мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?»

1 декабря 1962 года на выставке художников-авангардистов в московском «Манеже» Никита Сергеевич Хрущев произнес свою знаменитую речь о «педерастии в искусстве». Это событие стало причиной не только эмиграции Эрнста Неизвестного из СССР, но и зажгло зеленый свет для публикации романа Ивана Шевцова «Тля». Роман-памфлет, написанный еще в 1949-м году, был отвергнут издательствами и ждал своего часа почти пятнадцать лет.

 

«Мы за все хорошее, а вы за *овно»

Так поет Сергей Шнуров из группы «Ленинград». Признаться, эта строчка буквально преследовала меня во время прочтения романа «Тля». Он был скачан мною из Сети по «наводке» друзей. Не первый год в своих интеллектуально-духовных стремлениях мы углубляемся в творчество русских писателей двадцатого века: Александра Грина, Михаила Булгакова, Ивана Ефремова, и вот теперь Ивана Шевцова. Его «Тля» – «боевая, наступательная книга» – стала для меня глотком свежего воздуха, подарила чувство локтя с людьми предыдущих поколений, которые были способны разглядеть эту самую «тлю» и дать ей бой вместо того, чтобы совершить сделку с совестью и вступить в ее «теплые, насиженные» ряды.

Действие романа происходит главным образом в Москве, в среде художников. В сложных жизненных ситуациях автор показывает острую борьбу между представителями реалистического и формалистического искусства. На стороне первых – талант, постоянный духовный поиск, правдивость, самокритичность, умение и желание работать – от души и на совесть, способность передать мир таким, каким его чувствует и воспринимает русская душа… «Преимущества» вторых – бесталанность и малодушие, глубоко запрятанное осознание собственной творческой неполноценности и как следствие – закомплексованность, прикрытая всевозможной «мишурой», продажность, бессовестность, страх быть разоблаченными в их бездарности… Все это компенсируется связями, властью и деньгами. Для общественно признанных, но весьма посредственных «художников» талантливые творцы – словно кость в горле. На борьбу с ними формалисты бросают все свои силы: и чиновничьи, и пропагандистские. Пытаясь управлять общественным мнением, прививать народу «истинное понимание искусства», они с елейной улыбочкой «впаривают» ему откровенное дерьмо. Заметьте, подобное происходит и по сей день. И всегда находятся те, кто этот «продукт» «хавает» (что ж, копрофагия как расстройство психики вполне имеет право на существование). Но наряду с этими всеядными типами есть пока еще люди со здоровыми, неизвращенными представлениями о творчестве, красоте, эстетике.

 

Там искусство, где душа

В свое время, пытаясь ответить самой себе на вопрос, что есть настоящее искусство, я пришла к единственному – субъективному – выводу. То, что я как обыватель с легкостью могу повторить; то, что не вызывает в моей душе никакого отклика, – это, простите, не искусство, а мазня, графоманство и тому подобное, – какие бы дифирамбы ни пели этим «произведениям» продвинутые средства массовой информации. В своем мнении я не одинока. Во вступлении ко второму изданию «Тли» (2000 г.) автор цитирует письма читателей, которые он получил после первой публикации романа. Вот два из них.

«Я прочитала роман-памфлет «Тля» Ивана Шевцова и не могу не написать свое о нем мнение. Мне пятнадцать лет. Всего один раз я была в Третьяковской галерее, но я никогда не забуду волнующего чувства, с которым я стояла перед полотнами русских художников… А такие, как Винокуров, Юлин (герои романа из среды формалистов – прим. автора), давно уже отошли в сторону от искусства и стали на краю пропасти абстракционизма. Нам не нужно бессмысленных, размалеванных в немысленное сочетание красок портреты людей, на лицах которых нет ни жизни, ни любви. Степанова Валя, г. Ахтубинск».

«Прочитал роман «Тля» с большим внутренним возбуждением. Дома ходил под впечатлением и решил через издательство сообщить свое мнение автору Ивану Шевцову. Написан роман здорово, правдиво, очень остро и гневно. В нем показана борьба не только реализма с абстракционизмом, но и борьба честности, патриотизм, величие советского человека с бесчестием, эгоизмом, карьеризмом. Достоинство романа состоит в том, что он воспитывает не только ненависть ко лжи, но и учит распознавать дельцов наживы, врагов подлинно народного искусства. Яковлев, Ленинград».

 

инфо.png

Из письма главного героя романа «Тля» художника Владимира Машкова другу Павлу.

«…Вот тут-то и задумаешься о смысле искусства: зачем оно, кому нужно и каким быть должно?.. По Винокурову (один из формалистов – прим. автора), надо видеть поэзию в повседневном, даже в мелком, случайном факте. По его мнению, любой кусок природы может послужить натурой для пейзажа. А я вот хожу по окрестностям, наблюдаю, присматриваюсь и не так уж часто нахожу «кадры природы», которые можно было бы перенести на холст. Собственно, на холст все можно перенести. Но смысл какой? Вставить в раму и повесить на стену? А люди будут равнодушно проходить мимо. Это не искусство, которое не способно волновать, действовать на зрителя…

Мне вчера председатель колхоза сказал: «А вы нарисуйте нам плакат против потрав посевов, мы его на самом видном месте повесим». И, знаешь, я думаю, что такой плакат полезней плохой картины».

Травля за правду

Благодарственные письма читателей – это все, что осталось у Ивана Шевцова после выхода его романа в свет в 1964 году. Писем к нему и в издательство пришло около тысячи – это в то время как «книгу скупали и сжигали, в библиотеках дали негласную команду не выдавать читателям «Тлю», из писателя сделали изгоя, создав вокруг него живую блокаду».

Роман «Тля» был опубликован стотысячным тиражом. Он произвел в советском обществе эффект разорвавшейся бомбы. Впервые в советской литературе появилась книга об идеологических подрывных действиях космополитов и сионистов. За этот роман Шевцов подвергся ожесточенной травле со стороны космополитических кругов. Первыми начали наступление на писателя радиостанции «Голос Америки» и «Голос Израиля», которые оповестили мир о том, что в СССР впервые при советской власти издан антисемитский роман, хотя в книге не было слов «сионизм», «еврей» и формально не к чему было придраться.

Критики, как того и следовало ожидать в отношении любого подобного произведения, заклеймили «Тлю». В первые дни после ее выхода в свет в центральной печати было опубликовано четырнадцать разгромных рецензий. Исключение составила статья Андрея Синявского, который сказал: «Уголовные типы, дельцы, прохвосты составляют в романе «Тля» мощную организацию, этакую всесильную мафию, гласно или негласно управляющую эстетической жизнью страны. Мало того, что они экономически преуспевают, строят роскошные дачи, пьют коньяк, тогда как реалисты бедствуют, влачат по преимуществу нищенское существование и занимают деньги на жизнь у благоденствующих эстетов. Последние проникли во все поры общества, добились высоких постов, влиятельного положения. Разорвать их сети трудно, почти невозможно… В этих условиях честные люди чувствуют себя в полнейшей изоляции, в тягостном одиночестве, они бессильны противостоять натиску формалистической банды».

После выхода романа в свет Шевцов был уволен из журнала «Москва», в котором занимал должность заместителя главного редактора, новой работы не нашел, издательства разорвали уже подписанные договоры. Карьера успешного советского журналиста закончилась. В сорок четыре года он остался военным пенсионером с 84 рублями пенсии и без каких бы то ни было перспектив в жизни.

 

инфо.png

Слова Михаила Камышева, наставника художников-реалистов в романе «Тля»: «Молодцы, ребята! …Умеете постоять за себя. За правду драться умеете. А это не так просто. Ложь, она хитра, коварна и норовит нарядиться в чужую одежду. Слыхал, они тоже за социалистический реализм, за его неограниченное многообразие, за свободу творчества! Знаю я, какой они свободы хотят! Им нужна свобода расправы над инакомыслящими, свобода командования искусством, чтобы они могли изготовлять всякую стряпню и выдавать за шедевры, создавать своих «гениев» и «классиков». Им нужна свобода на запрещение социалистического реализма в искусстве. Понимаешь? Свобода на запрещение! Мы не дадим им этой свободы».

Тля победила

Однако в это же время у Ивана Шевцова появился покровитель – член Политбюро ЦК КПСС Дмитрий Полянский. «Просто друг, – говорил о нем писатель пять лет назад во время встречи с журналистом Олегом Кашиным. – Он сам позвонил мне после разгромных рецензий на «Тлю», пригласил к себе в Кремль… Он обнял меня и говорит: «Великолепный роман Вы написали». Подружились мы. Я стал бывать у него в Кремле дважды в неделю – просто разговаривали, спорили. Он говорит мне: «Только в одном ты, Иван, не прав. Тля – она и есть тля. Партия дунет на нее, и она рассыплется». А я ему отвечаю: «Э, нет, брат. Это они первыми дунут, и вы рассыплетесь, а не они».

Полянский вместе с другими партийными функционерами, выразившими свои симпатии Шевцову и его роману, поплатились своей карьерой. В конечном итоге его «выслали» в Норвегию, а потом – в шестьдесят с небольшим лет – отправили на пенсию. «Встретились мы, когда он из Осло вернулся, и говорит мне Полянский: «Ну что, Иван, ты был прав. Тля победила», – вспоминал писатель.

«Тля действительно победила – тут с Шевцовым трудно не согласиться, – и даже перестала ощущать себя тлей, – заканчивал свой очерк после встречи с писателем Олег Кашин. – Шевцов же постоянно напоминал ей об этом, но не как обличитель… а как зеркало».

 

Романы Шевцова – своеобразная летопись борьбы русского человека за сохранение своей самобытности, это разоблачение тлетворного влияния «дипломированного мещанина с философией неудачника, у которого за душой ничего святого». Эти самые мещане давно проникли во все сферы нашей жизни, а не в одно только искусство. Тля не просто развалила Советский Союз, она продолжает разъедать современное российское общество… Нет, она практически стала современным обществом. Конечно, очаги сопротивления тле еще вспыхивают… Только вернее было бы сказать – тлеют. 



Информация:

Иван Шевцов – писатель, журналист, общественный деятель, полковник, участник нескольких войн: Финской, Великой Отечественной и Японской. Награжден медалью «За отвагу» и Орденом ВОВ второй степени. После войны сотрудничал с рядом изданий, в том числе работал корреспондентом «Известий» в Болгарии. С конца 1940-х годов начал писать прозу – издал более десяти повестей и романов. Иван Михайлович умер 17 января 2013 г. на 93-м году жизни. 




Просмотров: 3486


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам