Будущее, о котором никто не мечтал


Рубрика: Культура
Четверг,19.12.2013
Будущее, о котором никто не мечтал

«Свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре»

Джордж Оруэлл

 

Многие писатели двадцатого  века пытались в своих сочинениях представить, как будет выглядеть наша жизнь через сто, тысячу и более лет. Фантасты верили, что в двадцать первом веке полеты человека в дальние галактики и общение с инопланетянами будут таким же простым делом, как поездка в метро. Болезни и голод будут побеждены, сумасшедшие диктаторы сгинут, войны прекратятся, роботы будут выполнять всю тяжелую и опасную работу. И вот наступил двадцать первый век, а космонавтика не продвинулась дальше высадки человека на луне, и то достоверность этого события тридцатилетней давности подвергается сомнениям. Почему же так произошло? Кто мешает развитию разума и науки? Возможно, ответ на этот вопрос даст нам английский писатель Джордж Оруэлл (1903 – 1950 гг.), который в своем романе «1984» предсказал такое состояние государства и общества, к которому мы сейчас движемся семимильными шагами.

 

«Большой Брат видит тебя»

Джордж Оруэлл родился в Индии, когда она была еще колонией Великобритании, служил в полиции Бирмы, участвовал в испанской революции. Был очевидцем становления гитлеровского фашизма и сталинских репрессий. Он считал, что Сталин предал дело революции, превратив идею освобождения людей в их очередное, более тяжелое порабощение. В отместку за такие мысли и обличающие статьи в английских газетах Оруэлла не любили в советском правительстве, и книги его долго были под запретом. В своем последнем романе Оруэлл пытается представить, до какой степени может дойти диктатура коммунистической партии и подавление свободы мысли. Ему же принадлежит изобретение термина «холодная война».

Действие романа-антиутопии разворачивается в гипотетическом 1984-м году в Лондоне. Только Великобритания уже не государство, а всего лишь провинция огромной империи под названием Океания. Почти все остальные страны входят в две другие империи – Остазия и Евразия. Эти три империи постоянно воют друг с другом на границах, но никто не может победить, потому что в этом нет заинтересованности. На бедные кварталы Лондона периодически падают ракеты, и ходят слухи, что их запускают не враги, а собственное правительство. Управляет Океанией некая Партия во главе с Большим Братом. По легенде, это революционер, который избавил империю от всех врагов, внешних и внутренних, и ведет общество к светлому будущему. Большие плакаты с изображением усатого человека с подписью «Большой Брат следит за тобой!» (в другом варианте перевода «Большой Брат видит тебя») висят на каждой стене в Лондоне. (Явные намеки на Сталина, который из рядового революционера выбрался на вершину власти, устранив и Ленина, и Троцкого, и всех прочих). Общество поделено на два класса: члены Партии и пролы (сокращение от «пролетарии»). Пролы работают на заводах, живут в трущобах более-менее свободно. А вот членам Партии постоянно «промывают мозги». Главный герой романа – Уинстон Смит, человек, не знающий толком, сколько ему лет, плохо помнящий свое детство. В его квартире-коммуналке, как и у всех членов Партии, на стене находится «телекран» – гибрид телевизора и камеры наблюдения. Выключить его нельзя. Транслируются в основном политические новости, о ходе войны где-то на дальних рубежах, о врагах империи, главным из которых является некий неуловимый Голдстейн (прообраз Усамы Бен Ладена?). У Смита в квартире есть угол, в котором можно спрятаться от постоянного наблюдения из телекрана. И он решается однажды начать писать дневник. Прячет его в стол и сверху кладет пылинку, чтобы проверить: не дотрагивался ли кто. Но полиции все уже известно, и они читают дневник, аккуратно возвращая пылинку на место.

 

«Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила»

Работает Смит в Министерстве Правды. Это особый орган государственной пропаганды, печати и телевидения. Задача тысяч его сотрудников – переписывать историю. Если в прошлом году Большой Брат говорил, что увеличится норма шоколада на пятьдесят граммов в день на человека, а этого не случилось, то сотрудники министерства должны будут взять из архива все газеты, в которых это печаталось, переписать так, что Большой Брат ничего не обещал, переиздать газеты заново, а старые экземпляры уничтожить. Каждый день они исправляют старые новости, книги, переснимают фильмы согласно лозунгу Партии «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим». Помимо Министерства Правды существует еще Министерство Мира (обороны), Министерство Изобилия (как наше министерство экономического развития) и самое опасное – Министерство Любви (как КГБ или Гестапо), в состав которой входит и Полиция Мысли. Полиция следит за всеми рядовыми членами Партии, такими как Смит и его коллеги, соседи по дому, которые периодически пропадают в застенках Министерства Любви за неосторожные высказывания по поводу недовольства режимом Большого Брата. Даже иметь хмурое лицо – это «мыслепреступление». Сосед Смита, ярый партиец, всегда участвовавший во всех политических мероприятиях, восхвалявший Партию, попался на том, что во сне бормотал: «Я ненавижу Большого Брата!» Донесла на него его же малолетняя дочь, которую обучают в школе следить за всеми. Такая практика доносительства существовала во время сталинских репрессий. Сейчас в России такое «стукачество» считается позорным, но вот в США людей воспитывают именно в таком духе – видишь, что сосед в семь утра пошел не как обычно в сторону работы, а в другую сторону – позвони в полицию, вдруг сосед завербован террористами. К слову, полиция – один из столпов современного государства, и в первую очередь существует для защиты богатых от бедных. В тех же США детей в школе учат, как вести себя при встрече с полицейскими – не делать резких движений, не бежать, иначе пристрелят. Вот какой случай произошел там недавно в доме престарелых. Один ветеран войны не хотел принимать лекарства, протестовал. Сотрудники вызвали полицию, те недолго думая застрелили старика за оказание сопротивления. И никто не понес никакого наказания. Вот так и живут: бойся полиции, камер наблюдения, соседей…

 

«Плюс плюс красиво»

В Океании существует особый язык – «новояз». Цель его – сократить количество слов так, чтобы человек даже не мог подумать о чем-то неправильном. Нет слова – нет и преступления. Как вот в английском языке нет понятия «совесть». Оттого их и не мучает вопрос о правомерности военных действий против Ирака, Сирии и других стран. И политкорректность, которой нас постоянно донимают СМИ, тоже идет из идеи «новояза» Оруэлла. Как сейчас любят говорить в правительстве США: не обстрел мирных граждан, а «операция по умиротворению». Автор нового издания словаря «новояза», коллега Смита по министерству, впоследствии также был арестован за излишнюю болтливость. Он придумал такое сокращение как «плюс плюс красивый», которое заменяет «самый красивый», а также фразу «более лучше». Сразу вспоминается некая Света из Иваново, которая прославилась тем, что на каком-то митинге в поддержку «Единой России» сказала журналистам, что «Они подняли экономику, мы стали более лучше одеваться… и не было того, что сейчас!», и за это ее сразу взяли телеведущей на НТВ.

Несмотря на ежедневные обещания светлого будущего, рапортов об увеличении урожая, перевыполнении плана производства, которые звучат из «телекрана» каждый день, народ живет впроголодь. Обычные бритвенные лезвия и шнурки – дефицит, в столовой кормят безвкусной едой. Вот так в постоянном страхе, что за ним следят, протекала жизнь Уинстона Смита, пока однажды он не познакомился с Джулией, тоже сотрудницей Министерства Правды. Причем Смиту казалось сначала, что она – тайная сотрудница полиции мысли и следит за ним. Но оказалось, что Джулия просто притворяется поклонницей Большого Брата.

«В шествиях я всегда несу транспарант. Всегда с веселым лицом и ни от чего не отлыниваю. «Всегда ори с толпой» – мое правило. Только так ты в безопасности», – говорит Джулия.

           

Полиция мысли в действии

Уинстон и Джулия встречаются за городом, где, как они надеются, нет камер наблюдения и скрытых микрофонов. Позднее Уинстон снимает комнату в квартале пролов, где как ему кажется, за ним не следят. Там они с Джулией устраивают личные свидания. Но только хозяин дома, где нашел комнату Смит, оказывается сотрудником полиции мысли под прикрытием.

Вот если у нас в городе камер наблюдения почти нет, то  в Монреале камеры наблюдения в метро на каждом квадратном метре, уличные фонари слышат разговоры прохожих,  все записывается и накапливается где-то. Об этом пишет Лев Гунин в своей книге «В пасти матрицы». Причем камеры эти не спасают от уличной преступности. Вот один вопиющий случай бесправия, который произошел в каком-то российском городе где-то год назад. Депутат-боксер и его сын-боксер, недовольные тем, что два студента перебежали дорогу перед их машиной, догнали их и избили на крыльце магазина прямо под камерой наблюдения. Но судья отверг видеозапись как «недопустимое доказательство», свалив вину на студентов, якобы они побили депутата и по совместительству детского тренера по боксу. Так что все эти камеры наблюдения лишь для того, чтобы держать людей в страхе.

Смит отчаянно пытается найти ответ на вопросы – всегда ли общество было таким бедным? Как свергнуть существующий режим? Ему кажется, что один из начальников отделов в его министерстве, О’Брайен тоже не любит Партию. Смит принимает роковое решение (уже третье после начала ведения дневника и съема комнаты) обратиться напрямую к О’Брайену и попросить взять его в тайное общество Голдстейна. Вот только О’Брайен оказался тайным высокопоставленным сотрудником из Министерства Любви. Делая вид, что сочувствует Смиту, О’Брайен дает ему почитать книгу Голдстейна, некое подобие цитатника Мао Цзэ Дуна. Когда Смит с Джулией читают книгу в съемной квартире, дом окружает полиция мысли, и обоих арестовывают.

 

«Цель власть – власть»

Долго пытали Смита в тайных комнатах Министерства Любви, где не было окон.  Он признался во всем, в чем можно, даже в убийстве собственной жены, которая на самом деле была жива, но он с ней давно развелся. (Кстати члены Партии не могли жениться по собственному желанию – это тоже один из инструментов подавления). О’Брайен лично проводит многочасовые допросы Смита, пытаясь ему объяснить, что их интересуют не признания в преступлениях, а мысли против Партии, что их цель – вылечить Смита от душевной болезни. «Большой Брат – это Партия, – объясняет О’Брайен, победить ее невозможно. Никакие пролетарии больше не смогут совершить революцию». Цитата:

 

«Партия стремится к власти исключительно ради нее самой. Нас не занимает чужое благо, нас занимает только власть. Ни богатство, ни роскошь, ни долгая жизнь, ни счастье – только власть, чистая власть. Что означает чистая власть, вы скоро поймете. Мы знаем, что делаем, и в этом наше отличие от всех олигархий прошлого. Все остальные, даже те, кто напоминал нас, были трусы и лицемеры. Германские нацисты и русские коммунисты были уже очень близки к нам по методам, но у них не хватило мужества разобраться в собственных мотивах. Они делали вид и, вероятно, даже верили, что захватили власть вынужденно, на ограниченное время, а впереди, рукой подать, уже виден рай, где люди будут свободны и равны. Мы не такие. Мы знаем, что власть никогда не захватывают для того, чтобы от нее отказаться. Власть – не средство; она – цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий – репрессии. Цель пытки – пытка. Цель власти – власть».

 

инфо.png

И еще одна цитата из книги.

– Подлинная власть, власть, за которую мы должны сражаться день и ночь, – это власть не над предметами, а над людьми», – он смолк, а потом спросил, как учитель способного ученика:

– Уинстон, как человек утверждает свою власть над другими?

   Уинстон подумал.

– Заставляя его страдать, – сказал он.

– Совершенно верно. Заставляя его страдать. Послушания недостаточно. Если человек не страдает, как вы можете быть уверены, что он исполняет вашу волю, а не свою собственную? Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать.

 

В конце концов, Смита доводят до состояния зомби и отпускают. Теперь он не представляет опасности, ибо не способен что-то замыслить. Ему дают какую-то мелкую чиновничью должность и ежедневную норму спиртного. Однажды Смит встречает на улице Джулию, но чувство любви в нем полностью угасло, как и в ней.

Какова мораль романа «1984»? Миром, как говорил еще Лев Толстой, управляют опасные сумасшедшие. Мания величия в сочетании с манией преследования. Для чего чиновнику нужна такая власть над народом, если он боится выйти на улицу без охраны? Вряд ли мы поймём это. Потому-то и не достигло человечество дальних планет, не победило голод, болезни, не прекращается терроризм и войны – нелюди, засевшие во власти, не хотят, чтобы мы были счастливы и жили так, как нам хочется. И если не бороться с ними, мир 1984-го года Оруэлла запросто может стать реальностью. 





Автор: Алексей Черепанов

Просмотров: 1821


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам