«К нему не зарастет народная тропа!»
Уважаемые читатели, еженедельник «Частный Интерес» заканчивает реализацию проекта господдержки «Открой книгу – открой мир!». Цикл очерков чайковского поэта Александра Ляйса о величайших представителях мировой литературы завершает материал, посвященный жизни и творчеству Александра Пушкина.
С благоговением и трепетом прикасаюсь к имени Вашему, Александр Сергеевич. Уверен – нет в России человека, который бы не слышал о Вас или не читал стихов Ваших.
…Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык…
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг.) величайший русский поэт, драматург, прозаик. Также его считают создателем современного русского литературного языка. Дмитрий Лихачев (российский филолог, искусствовед) писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии». Полностью с этим согласен и со своей стороны могу заявить: я рад тому, что в нашем городе есть памятник этому великому русскому поэту. Проходя мимо, я всегда приветствую его. О нем написано и сказано достаточно. Не думаю, что скажу о нем что-то новое. Хотя – кто знает…
К примеру, взять дочь Александра Сергеевича Марию Александровну Гартунг. Интересна ее судьба, если не сказать – печальна. Мария Александровна имела неосторожность дожить до 1919 года. Едва живая от старости и голода, старуха (прошу прощения за «старуху») несколько раз приходила на прием к Луначарскому (народный комиссар просвещения в РСФСР с 1917 по 1929 гг.), тот обещал «рассмотреть вопрос», и она снова и снова являлась к этому «вершителю великих дел». Луначарский даже созывал своих людей посмотреть на «настоящую живую дочку Пушкина», но никакой помощи не оказал: понимаете, ну не имела права на пайки да карточки эта старая дворянка!
Мария Александровна, дочь Пушкина, умерла от голода при большевистском режиме в 1919 году. Вот так… Добавить тут нечего.
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту с сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас.
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас…
О дуэли.
По подсчетам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта.
Да, горяч был Александр Сергеевич, ох и горяч… Он сам был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре. Остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина. В шести случаях вызов на дуэль исходил от его оппонентов.
Его друзья (кстати) знали его как человека храброго и далеко не слабого. Пушкин прекрасно ездил верхом, отлично стрелял из пистолета и имел весьма крепкие кулаки. А своей тяжелой тростью мог отделать обидчика так, что тому мало не покажется. В общем, задевать Пушкина боялись. Считается почему-то, что царь очень не любил Пушкина. Ерунда! Да, он ссылал поэта, и не единожды. Но для того, чтобы уберечь его горячую голову. Уберечь, остудить, и чтобы поэта все злопыхатели оставили в покое.
Да, царь считал Пушкина вольнодумцем, и причем – опасным! Да, он призывал поэта образумиться и даже грозил ему (по-отечески). За Пушкиным даже был установлен негласный надзор… Но давайте разберемся. Разве папка не имеет права взяться за ремень? Во всяком случае, в то время? Разве государь-император не царь и не бог в отечестве своем? Сколько раз Пушкин нарушал царский «запрет о дуэлях»? А почему царь запретил дуэли? Потому что не хотел, чтобы хорошие люди гробили друг друга. И потом, я считаю, что кровь надо проливать на поле боя, служа Отчизне. А быть может, государь чувствовал, предвидел, что Пушкин плохо кончит. Кто знает…
Не думаю, что царь был рад кончине поэта. Представьте: Вы – Николай I, только Вы имеющий право казнить и миловать. Вы хозяин в стране своей. И вдруг, неизвестно откуда появляется выскочка-иностранец, хватает пистолет и стреляет в Вашего лучшего поэта. Стреляет в Вашу славу! Не думаю, что государь был рад гибели поэта.
Пушкин просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли: «Жду царского слова, чтобы умереть спокойно». Государь: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». (Считается, что эту записку передал Василий Жуковский.) Николай I выполнил обещания, данные поэту. Вот распоряжения государя:
- заплатить долги;
- заложенное имение отца очистить от долга;
- вдове пенсион и дочери по замужество;
- сыновей в пажи и по 1,5 тыс. рублей на воспитание каждого по вступление на службу;
- сочинения издать за казенный счет в пользу вдовы и детей;
- единовременно 10 тыс. рублей.
После дуэли Пушкина с Дантесом государь выслал последнего из России, распорядившись отобрать у него офицерский патент.
Лучше всего о Дантесе сказал Л. Филатов в своем стихотворении. Вот отрывок.
…Он навсегда покинул свет,
И табаком засыпал след,
И даже плащ сменил на плед,
Чтоб мир о нем забыл.
Но где б он ни был, тут и там –
При нем стихал ребячий гам,
И дети спрашивали мам:
«Он Пушкина убил?»
Как говорится, все течет,
Любая память есть почет,
И потому какой нам черт
Гадать, каким он был?..
Да нам плевать, каким он был,
Какую музыку любил,
Какого сорта кофий пил…
Он Пушкина убил!
Жорж-Шарль Дантес прожил долгую и, вероятно, счастливую жизнь. Он умер глубоким стариком в ноябре
А еще говорят, что после дуэли Дантес получил множество вызовов на поединок от друзей Пушкина. Ни на один из них Дантес не ответил. А еще поговаривают (не знаю, так или нет), что одна из дочерей Дантеса, уже будучи взрослой и образованной, отказалась от отца и порвала с ним все связи.
– Папочка, как ты мог?!
– Прости, доченька, бес попутал.
Но я отвлекся. Вернусь к Пушкину. Он оставил нам великое наследие. Он рассказал нам о своем времени и о нас самих, философски исследовав жизнь общества и сумев поведать историю жизни собственного сердца. Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших исключительных явлений мировой культуры. «Через него умнеет все, что может поумнеть», – сказал о поэте А.Н. Островский.
За кратчайший срок Пушкин, освоив достижения своих предшественников, стремительно прошел по ступеням нескольких литературных эпох и создал реалистическую поэзию и прозу, положившую начало современной литературе. И язык его остается до сих пор основой русского литературного языка. Да, велик был, что и говорить.
Действительно, зачем говорить? Его произведения есть повсюду. В читальных залах, в библиотеках, в Интернете… Боже мой, да я уверен, что они стоят у вас на полках! Читайте, приобщайтесь к великому.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит…
Как хорошо сказал о нем Гоголь: «Пушкин – это наше все!» В известном смысле это правильно. В его поэзии присутствует высокое нравственное начало, подлинный гуманизм, истина, все, что делает его произведения бессмертными.
Александр Сергеевич, снимаю шляпу перед Вами. Мой поклон, и моя благодарность.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее