Александр Пантыкин: «Я – дедушка русского рока»
Видимо, тот факт, что Чайковский назван в честь известного композитора, привлекает к нам музыкантов мирового уровня.
Не прошло и двух месяцев после V Международной академии молодых композиторов, как с визитом Чайковский посетил «дедушка русского рока», драматург, автор нового музыкального жанра «лайт-опера» Александр Пантыкин.
С первых минут и на протяжении почти двух часов публика внимательно слушала увлекательную биографию композитора и задавала вопросы. Ответы на них записала корреспондент «Частного Интереса».
Вы что, с Урала?
Александр Пантыкин родился в Свердловске в обычной советской семье: папа и мама были инженерами. С детства занимался музыкой, однако любил «гонять мяч во дворе». В детские годы Саша проявлял музыкальную смекалку: записывал на бабину гаммы, а сам тайком убегал гулять.
После окончания школы получил «надежное» образование в уральском политехе по специальности «инженер-технолог». Учеба на физтехе не привлекала его, хотя талант к точным наукам у него определенно был.
Однако, осознав, что музыка его вдохновляет больше, в 1985 году окончил эстрадное отделение Свердловского музучилища по специальности «джазовое фортепиано», а затем и уральскую консерваторию по специальности «композитор».
Рок-диаспора
В студенческие годы Александр играл в коллективах «Слепой музыкант», «Сонанс», а в 1980-1986 годах являлся лидером группы «Урфин Джюс».
«В конце 70-х и 80-е годы в Свердловске формировался рок-андеграунд. Именно тут записывали свои пластинки те группы, которые позднее стали культовыми, — рассказал Александр. — В столичных городах организовать коллектив и записать альбом было намного сложнее: такая музыка была «вне закона» и не отвечала идейным соображениям правящей партии. Но процесс формирования субкультуры уже пошел и в конце 70‑х в продвинутой Риге уже проводили первые рок-фестивали «новой волны».
Кстати, на одном из них коллектив Пантыкина получил главную награду.
Звукозаписывающая студия Пантыкина была расположена в производственных цехах города Верхняя Пышма. Музыкальное оборудование и инструменты были одними из самых лучших в России. Уральская рок-диаспора росла и привлекала внимание фанатов со всей страны.
Александр легко и непринужденно рассказывал о тех времена, сыпя известными фамилиями. Например, о знакомстве с Андреем Макаревичем в 1976 году и общем споре, о сотрудничестве с Вячеславом Бутусовым и продюссировании первого альбома группы «Наутилус Пампилиус», которые изначально назывались «Али-Баба и сорок разбойников».
Сегодня с рокерским прошлым покончено, однако и в наши дни старики-разбойники из «Урфина Джюса» готовы выйти на сцену. Александр признался, что время от времени он выступает на корпоративах.
Главное — выделиться!
«Я работаю в разных жанрах и считаю, что современный композитор должен знать их технологию. Сегодня в одну секунду мы слышим одновременно тысячи информационных источников, и мы хотим быть тысяча первым. Для того чтобы им стать, нужно все внимание сосредоточить на себе. Если вам удастся это сделать — вам удастся донести какую-то мысль до аудитории», — поделился Александр Александрович секретом своего успеха.
Например, группа «Урфин Джюс» обладала неповторимым имиджем: играла с оркестром вкупе с необычно высоким вокалом, что звучало очень «диковинно».
Фортепьянные мелодические фактуры «а-ля Прокофьев» Александр переложил на гитарные. Тексты коллективу писал поэт Илья Кормильцев, позднее ставший автором песен группы «Наутилус Пампилиус».
После выхода трех альбомов «Урфина Джюса», музыка которого оказала влияние на многих русских рокеров того времени, тема, по словам самого Пантыкина, была исчерпана, и он пошел дальше…
Путь драматурга
В 90-е Пантыкину стало интересно писать музыку к спектаклям и кино. Однако Александр не приветствует любительский подход. Чтобы реализоваться в новом жанре максимально профессионально, он получает еще одно образование по специальности «драматург».
Александр пишет музыку к спектаклям и серьезным кинолентам: «Ты у меня одна» (реж. Д. Астрахан), «Мусульманин» (реж. В. Хотиненко), а также музыку для детского кинематографа («Петя и волк»).
Его творчество высоко оценивается критиками. Награды и премии сыплются одна за другой: премия Ассоциации молодых кинематографистов России, номинация на кинематографический приз «НИКА», победа в Международном конкурсе композиторов.
Лайт-опера
Помимо экспериментов со звучанием, которые Александр проводит постоянно на протяжении всей карьеры, он вносит творчество и в драматургию.
Например, в постановке Свердловского театра музыкальной комедии «Мертвые души» по мотивам произведения Гоголя он «дорисовывает» любовную линию, меняет смысловые акценты для того, чтобы зритель по-новому оценил классику.
Этот музыкальный спектакль получил премию губернатора Свердловской области и стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре».
Пантыкин определил жанр произведения как лайт-опера, пояснив, что оно совмещает в себе мюзикл, оперу, драматический спектакль, но является одновременно отличным от них.
Сегодня написано уже несколько таких опер и все имеют успех у критиков и зрителей. Александр Александрович признался, что и сейчас работает над еще одной.
Сам себе продюсер
«Со времен Моцарата у каждого композитора был свой импресарио. Это очень важно для творческого человека, но не всегда получается его найти, поэтому вы, ребята, должны быть готовы сами себе стать продюсером», — отметил столичный гость.
Организаторский талант чувствуется во всем, что делает этот человек. Он постоянно развивается и готов щедро делиться знаниями с подрастающим поколением молодых композиторов.
Что для последних особенно ценно: много талантливых композиторов не могут реализовать свой потенциал, так как не знают как правильно подать своё творчество, как раскрыться перед публикой, выделиться среди остальных и произвести впечатление.
Мнения:
Евгения Ивановна Кудряшова, преподаватель ДШИ № 1, член союза композиторов:
– Александ Александрович – личность легендарная, неординарная, уникальная. Он приезжал на Академию, и мы уже общались с ним ранее. Он человек, который имеет яркие идеи, особенно это касается линии театра. Его наработки и подходы можно использовать в своем творчестве другим композиторам.
Просмотров: 2859
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: