Живопись – всегда поиск


Рубрика: Культура
Четверг,23.04.2009
Дмитрий Павлович был личностью светлой и на редкость жизнелюбивой, и трудный период жизни не помешал внутреннему росту художника. Он работал в лучших традициях реалистического искусства 60‑х — 80‑х годов... Цуп создал огромное количество произведений, больших и малых, разнообразных по технике исполнения, по степени художественной значимости, но всегда отмеченных необычайным трудолюбием и любовью их автора. Для него постоянное ощущение творчества было высокой жизненной миссией.
Больше всего он любил природу и вложил в свои пейзажи особенно много тепла. Кроме рисования, художник много писал об искусстве, его роли, о человеческих ценностях, оставив после себя воспоминания, дневники, письма.
Все его рукописное наследие было тщательно собрано и сформировано в книгу «И все-таки я счастлив…» удивительной женщиной, знатоком и любителем искусства, человеком редкой души, знавшей художника на протяжении сорока лет, Эмилией Коваленко».
«Жизнь в чужой стране»
«В этот чудесный мир я пришел в 1908 году. В семье я был вторым ребенком, но моя старшая сестра Аня умерла, не дожив до трех лет», — писал в своих воспоминаниях Дмитрий Павлович. Родители художника в свое время переселились с Украины в город Харбин в Манчжурии. Здесь и появился на свет будущий художник.
В тринадцать лет Дмитрий стал учеником технических и ремесленных курсов при Харбинских главных механических мастерских Китайско-Восточной железной дороги.
«При механическом клубе организовался художественный кружок, — вспоминал мастер о годах своей юности. — Состав кружка был до невероятности пестрым. Он объединил, именно объединил, любовью к искусству и школьников, и отцов семейств. А самое удивительное в этом кружке то, что делало занятия в нем плодотворными и очень привлекательными для менее искушенных членов, — полное отсутствие зазнайства тех, кто имел опыт, перед начинающими, делающими первые шаги…»
«Жизнь наша в чужой стране была по всем ощущениям временной. Мы всеми стремлениями и помыслами были в России. Русское искусство и передвижники в первую очередь — тот образец, к которому мы стремились. И не только мы, молодежь, но и родители наши, по самым разным причинам разлученные с Родиной, — все мы думали, ощущали, что наш сегодняшний день — нечто временное. Настоящая жизнь — там, впереди. Отец всегда говорил о России — «дома». Это очень тяжелое состояние. Оно лишает жизнь полнокровия и желания предпринимать большие и решительные действия.
Шли годы, мы взрослели. Наступало время определения дальнейшего пути. Надо было искать его, делать начальные шаги. Конечно, следовало ехать в Россию — это было ясно каждому, кто искал широкую дорогу и желал для себя большой жизни и больших дел…»
Порыв и влечение!
«Я и теперь не могу понять, что же меня, мальчишку из простой рабочей семьи, тянуло куда-то, — читаем в книге «И все-таки я счастлив». — Мои сверстники, взрослея, определяясь в жизни, естественно шли по извечному пути — обзаводились семьей, работали, кто-то чем-то увлекался: шахматами, музыкальным или художественным кружком, кружком драматическим. И жизнь была вроде бы такой, какой она и должна быть, если даже в ней и не существовало никаких кружков. Я не мог согласиться с этой жизнью. Чтение, мечта, желание стать художником заставляли задуматься о том, что надо сделать, что предпринять для своего развития…
Все складывалось так, что мне надо оставлять что есть, что имею и пускаться в неведомое, но влекущее меня. Двадцать один год — еще не возраст зрелости, обоснованных решений. Порыв и влечение! Как знать, всегда ли твердая обоснованность лучше порыва. Ведь мой порыв не был капризом. Быть может, постоянное влечение и было основанием для принятия решения. А принять его нелегко. Ведь это не просто поездка, перемещение в пространстве, даже таком далеком, как Владивосток — Ленинград. Надо было из одной социальной системы перейти в другую. Перешагнуть границу — не символическую, а самую реальную, с пограничниками по ее обеим сторонам. Надо было перешагнуть психологическую границу, взять на себя полную ответственность за все последующие поступки, выйти из-под опеки родителей. Мне нелегко было решиться на это. Думаю, что матери и отцу приходилось еще тяжелее…»
Тропинка, ведущая
в живопись
В Ленинграде Дмитрий Павлович поступил на живописный факультет Института пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ). «На начало тропинки, ведущей в живопись, вводил нас Павел Васильевич Суриков… Воспоминания об этом художнике и человеке очень личные. Я благодарен жизни за то, что встретился с ним. Он помог мне сделать первые сознательные шаги, своим словом и делом раскрыл мои глаза на понимание живописи. Я благодарен ему за тепло и внимание, с каким он относился ко мне…»
Однако в целом же учеба в институте не удовлетворяла Цупа: «Создание ИНПИИ, — писал он, — один из эпизодов в экспериментах по нахождению новых путей в деле воспитания и образования, создания новых, пролетарских кадров. Поиск — признак молодости, пытливости. Поиск — всегда риск, большой или малый. Эксперимент — необходимая часть поиска, но он не всегда заканчивается благополучно. Особенно если поставлен или без достаточной обоснованности, или не слишком умело. Особенно же тяжело, если притом он поставлен и бездарно. Совсем уж плохо, если объектом неудавшегося эксперимента делаешься ты сам… Но жизнь мудра — в ней ничего не застывает, не останавливается…» И в 1933 году ИНПИИ был реорганизован в ЛИНЖАС — Ленинградский институт живописи, архитектуры, скульптуры. В основе обучения здесь был возврат к системе персональных мастерских…
Когда был объявлен набор в мастерские А. И. Савинова, Д. Н. Кардовского, А. А. Осмеркина и И. И. Бродского, Дмитрий Павлович недолго колебался, к кому пойти учиться: «Дмитрий Николаевич Кардовский. Этот художник вошел в мою жизнь с раннего детства через многие иллюстрации, помещенные в хрестоматии для чтения. Для меня, живущего на чужбине, он был представителем России, русским художником, изображавшим русскую жизнь. Это была даль, манившая и меня, и моих товарищей… Взрослея, узнал и «Каштанку». Рисунки к «Каштанке» поражали меня светонасыщенностью. Поражало, что свет не скользит по поверхности тел и предметов, а внедряется в их плоть… Увлекала и простота изображаемых сюжетов — просто, как в обычной жизни, но как выразительно и красиво! Всё это создано человеком из легенды! И вот мне предстояло встретиться с живым Кардовским! Его я выбрал без колебаний…
Опыт мастерской Кардовского, воздействие руководителя на коллектив показателен в отношении того, как личность руководителя определяет характер руководимого им коллектива и взаимоотношения внутри него. В мастерской никогда не было склок, зависти и подсиживания, не было угодничества… Требовательность к результатам труда предъявлялась в одинаковой степени каждому… От руководителя можно было слышать: «Кому много дадено, с того много и спросится».
Постоянным требованием было: работайте по законам естества. Жизнь, натура — это образец, совершенство, их надо понять, постичь, чтобы в изображении добиться той выразительности и того эмоционального воздействия, которое производит на нас жизнь…
Два года общения с Кардовским, наставником и учителем, очень помогли в дальнейшей жизни… Нередко в творческом труде подступали трудности, теснившие, сжимавшие, грозившие загнать в тупик, и тогда невольно вспоминалось: работайте по законам естества. Это завет реалиста, и следование ему помогало выйти из затруднения…
В моем представлении годы учения в институте — это овладение умением пользоваться компасом, чтобы не сбиться с избранного и, конечно, истинного пути. Для меня истина — реальное явление, понимание его — творческий процесс. Фиксация реальности — это фиксация знаемого всеми. Творчество — вскрытие того внутреннего, что делает явление увлекательным, быть может, даже чарующим, под обаяние чего попадаешь невольно, — признак истинного искусства, непременное свойство его».
Высоты достижений
В 1930 году поступать в ИНПИИ приезжает будущая жена Дмитрия Цупа, Людмила Захарова.Вместе они прожили шестьдесят один год.
В 1941 году художник был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и выслан из Ленинграда, куда смог вернуться только летом 1953 года, после смерти Сталина. Сейчас его работы хранятся в собраниях различных музеев, в том числе и в Русском музее. Произведения мастера нашли достойное место в сокровищнице отечественного изобразительного искусства. «Живопись — всегда поиск, — говорил Дмитрий Цуп. — Великая честь тому, кто не только способен к поиску, но и рискует встать на этот путь, рискует и решается лишиться покоя, падать в глубины отчаяния, но зато и взлетать на высоты достижений, искупающих горечь многих поражений…»





Просмотров: 1128


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам