Увидеть смерть, чтобы воспеть Жизнь


Рубрика: Культура
Четверг,12.11.2009
Война как школа для художника
Андрей Ушин родился в 1927 году в семье известного театрального художника и книжного графика Алексея Ушина. Алексей, как и его старший брат Николай (также блистательный художник, автор иллюстраций к арабским сказкам «Тысяча и одна ночь», удостоенных Золотой медали в Париже в 1937 году), умер от истощения страшной зимой 1942 года в Ленинграде.
В блокаду совсем еще юный Андрей работал комендантом микрорайона. В 1943 году он был награждён медалью «За оборону Ленинграда». А в 1945 году ему вручили награду «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг.».
Однако до войны, с самого раннего детства Андрей находился в атмосфере творчества, исканий, обсуждения различных художественных приемов, эмоциональных и технических. «Когда вся семья собиралась за круглым столом в гостиной, разговоры касались абсолютно всего, но неизменно, после обсуждения каких-либо текущих и домашних дел, они возвращались к возвышенному, прекрасному, гармоничному и вечному искусству. Музыка, литература, поэзия, живопись, графика — без этого невозможно было представить жизнь семьи», — пишет Арина Ушина.
В 1939‑м году Андрей Ушин поступил учиться в среднюю художественную школу (СХШ), однако через два года началась война, и вскоре юноша остался единственным мужчиной в семье, с обессиленной, убитой горем матерью и четырехлетней сестрой, которая от истощения перестала говорить и ходить. Но он многое выдержал и не сломился.
«Чтобы обладать внутренней силой, мощным зарядом любви к жизни, наверное, нужно в действительности пережить все это, увидеть смерть, увидеть такую тонкую грань между ей и жизнью. Тогда человек мобилизуется, перестает обращать внимание на все второстепенное и видит лишь главное, — пишет в своей книге дочь художника. — В дом, где жили Ушины, попал снаряд. Часть дома была разворочена. Это потрясло, еще больше поразило Андрея… В этот же вечер он взялся за карандаш. Очень тяжело было подойти к столу отца. Дотронуться, прикоснуться, увидеть с детства знакомые вещи: маленькое круглое зеркальце, лупу, штихеля, кисти, запасы бумаги, перья, доски, пастель, акварель, гуашь.
И вот тогда-то Андрей начал вспоминать. Все то, что говорил ему отец, чему учил, о чем предупреждал и от чего остерегал. Все это с новой силой нахлынуло на него. Пережив столько боли и горя, казалось, забыв о былой счастливой мирной жизни, он вновь окунулся в прошлое. Настоящие бедствия отошли куда-то, и вернулось ощущение прежней жизни. Наверное, тогда юный художник и понял настоящий смысл искусства и осознал, что его спасение именно в нем и он должен продолжить дело отца.
Война стала своеобразной школой — школой, имеющей огромное значение для формирования Ушина как художника, гораздо больше, чем те учебные заведения, в которых он «проходил науку». Война с ее трагическими контрастами, с крайним напряжением всех душевных и физических сил оставила неизгладимый след в его памяти и творчестве. Она сказывается в мироощущении художника и в его восприятии действительности».
Первые работы Андрей Ушин делал при свете коптилки, когда холод сводил пальцы и леденил душу. Но процесс гравирования так захватывал его, что он почти не расставался со штихелем. Закончив одну доску, тут же принимался за другую. Практически все работы Андрея Ушина, созданные в 1943‑1947 годах, являют собой лирические образы природы. В те годы художник много работал над книжными иллюстрациями к произведениям Достоевского, Есенина (циклы этих работ переданы в дар Чайков-
ской художественной галерее, равно как и цикл, посвященный Великой Отечественной войне), создал много жанровых композиций, а также его очень привлекал пейзаж, как городской, так и деревенский.
Спираль истории
В 1944‑м году из эвакуации вернулся в Ленинград весь педагогический состав, студенты и учащиеся Академии художеств и СХШ. Андрей возобновил учебу, но занятия в школе приносили все меньше и меньше удовлетворения. Ушину было тесно в рамках, которые закрепощали, ломали творческую душу. Его талант противился притеснению и тяжеловесной направленности, которую навязывали в любом образовательном учреждении. В итоге молодого художника отчислили из школы за свободомыслие, вольные взгляды и непринадлежность к комсомолу. Своими успехами Андрей Алексеевич главным образом обязан собственной целеустремленности и преданности искусству.
В 1950‑е годы он перешел из разряда начинающего, юного художника в совершенно другое качество. Это уже мастер формы, цвета, психологического настроя, человек, которому подвластны стихия пейзажа, красота человеческого тела, сплетение страстей и душевных переживаний. «Несмотря на очень молодой возраст, перед нами уже тогда был серьезный, зрелый творец», – заключает Арина Ушина.
С 1950‑го года Андрей Алексеевич начал работать в области книжной графики постоянно. 1956-й год стал знаменательным для творческого развития художника — именно тогда он создал гравюры к сборнику стихотворений Сергея Есенина в «Лениздате». В иллюстрациях мастер передает простую и трепетную природу русской земли, избы на пригорке, робкие березки, ветер, дождь над полями, улетающих птиц в осеннем небе, первый мокрый снег на увядшей траве — все это очень близкое и родное. «Это мог создать только человек с огромным сердцем, широкой душой и безграничной добротой, каким и является замечательный мастер гравюры Андрей Ушин, — уверена дочь художника. — Очень интересен тот факт, что в 1957‑м году отец за серию гравюр к сборнику Сергея Есенина был удостоен звания лауреата Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Вот и повернулась очередная спираль истории, времени. Десять лет назад имя поэта даже не упоминалось. Его боялись произнести вслух, а Андрея Ушина исключили из СХШ за работу «Москва кабацкая». И вот благодаря любви, преданности, верности любимому поэту, которую не смогли искоренить никакой пропагандой и мерами пресечения, он создает гравюры удивительно близкие, родственные поэзии. В истории оформления книг Есенина нет работ, равных Ушинским по красоте, мощи, силе, эмоциональности. В этом случае поэт и художник выступают в роли соавторов, дополняя искусство друг друга».
«Дополняя» Достоевского
В 1958 году Андрей Ушин увлекся мечтой создать серию иллюстраций к произведениям Федора Достоев-ского (речь пойдет о работах к роману «Идиот»), тем более что он уже обращался к творчеству великого прозаика. Это было очень смелое и страстное желание. Но мастер чувствовал, что может, что способен, что уже «дорос» до глубокого, внутреннего понимания писателя.
«Меньше всего стремился Ушин проиллюстрировать тот или иной эпизод романа Достоевского. Все работы художника уверенно, точно и поэтично воссоздают дух и настроение «Идиота», не указуя конкретную страницу или главу,  – читаем в книге «Петербург в графике…» — Очень важным качеством Ушина-иллюстратора в данном случае является то, что художник не старается передать в графике то, что уже описано в литературе. Он дополняет текст, раскрывая его содержание в несколько иной плоскости, чем писатель».
«В истории искусства оформления книг не было более близких по духу, сильных по технике исполнения и эмоционально богатых иллюстраций к произведениям Достоев-ского», — эти строки, написанные в 1974 г., принадлежат перу известного искусствоведа Г. Леонтьевой в работе, посвященной творчеству Андрея Ушина.
Надо отметить, что Андрей Алексеевич относится к тому типу художников-творцов, для которых при гармонии интеллекта и эмоций ведущим все-таки является чувство. Поэтому его произведения так эмоциональны, насыщены внутренней энергией. Он мыслит со штихелем в руке, он творит, как поэт, как автор, как композитор, он не может заставить себя «сочинить» тот или иной сюжет. Это невозможно: сюжет, образ сам появляется перед глазами, и художник быстро, на одном дыхании, молниеносно воплощает его в зримый, физический ряд.
В заключение своей книги дочь художника пишет: «Андрея Ушина отличали постоянное чувство горения, творческая смелость, поиск новых приемов, удивительная широта взгляда, устремленность вперед. В эго работах всегда присутствуют доброта, чистота, гармония и красота. И все это мастер дарует нам»





Просмотров: 1818


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам