Для тех, кто идет в ногу со временем
Рубрика:
Культура
Четверг,03.12.2009
После концерта состоялась пресс-конференция, в ходе которой музыканты рассказали журналистам о своем отношении к жизни, музыке и творчеству.
— Какой смысл вы видите в современной музыке?
Зигфрид Маузер, пианист, музыковед (Германия): — Современная музыка способна выражать чувства и эмоции. И в этом ее смысл, как и в любой другой музыке. Сегодня мы слышим ее в большом разнообразии — это могут быть и драматические произведения, и шуточные, и духовные. Каждый может найти в них свой личный смысл.
— Есть ли у вас ощущение, что вашу музыку понимают?
Композитор, органист Хельмут Цапф (Германия): — С этим произведением, которое вы сегодня слышали, я выступал уже в трех городах и встречал очень теплое и живое отношение зрителей. Они внимательно слушали эту музыку, и было видно, что где-то внутри она их затрагивает.
Композитор Антон Сафронов (Москва): — Мне кажется, понимание — это не совсем точное определение для музыки и искусства вообще. Понимать можно речь, язык и все то, что затрагивает семантические вещи, а музыка — это искусство звучания и слушания, то, что достигает резонанса, и если звучащая среда входит в резонанс с человеком и его душой, то, наверное, это и будет пониманием. Мне кажется, здесь очень уместно вспомнить выражение Бетховена. Он сказал: «Музыка должна высекать огонь из человеческой души». Таким образом, те отзывы зрителей и слушателей, в которых звучит резонанс, в которых есть ощущение сопереживания, даже если человек не понимает отчего, становятся для меня высшей похвалой.
— Легко ли вы находите общий язык в своем коллективе?
Солисты Московского ансамбля современной музыки: — Когда люди делают одно общее дело, они настроены контактировать друг с другом, тем более, если это дело экспериментальное и они увлечены тем, что делают. Конечно, известны случаи, когда исполнители одного оркестра годами не разговаривали друг с другом, но наш коллектив в этом плане счастливый.
Вопрос Зигфриду Маузеру: как опытный пианист и музыковед вы провели несколько мастер-классов в Москве, Перми и некоторых других городах России. Расскажите, чему начинающие музыканты хотели у вас научиться?
— Любой мастер-класс способен дать только импульс к развитию, для того, чтобы чему-то научиться, нужна очень длительная и кропотливая совместная работа педагога и ученика. Иногда ко мне приходят исполнители, которые играют музыкальные произведения совсем не так, как я их вижу, но в этот момент у меня нет цели переучивать музыканта. Все, что я хочу сделать, это заложить в человека росток творчества, который даст плоды в будущем.
— Почему именно музыка стала вашей профессией?
Хельмут Цапф: — Когда я был маленьким, я совсем не увлекался театром, рисовать я умел еще хуже, а музыкой занимался с удовольствием. Я играл на органе очень много старинных произведений, которые восхищали меня, и это породило во мне желание тоже сочинять музыку.
Зигфрид Маузер: — Я согласен с коллегой, что самое важное в выборе жизненного пути — это раннее ощущение своего призвания и тот резонанс, в который ты способен войти с искусством. Остальное — это склонности и дарования, которые, конечно, могут очень тебе помочь, но если не было изначально резонанса с искусством, то развиваться гораздо сложнее, но не скажу, что невозможно.
— Вы сочиняете и играете современную музыку, можно сказать, экспериментируете на сцене. Не страшно ли вам это делать?
Солисты Московского ансамбля современной музыки: — Любой композитор, который выносит свое произведение на суд публики, всегда рискует. Также и мы, исполнители, тоже рискуем. Но если мы занимаемся этим профессионально, значит, нам это нравится. У нас есть ощущение, что без современного искусства мир существовать не может. В наше время безумных скоростей и инноваций, если не будет такой публики, которая мыслит нестандартно, которая интересуется новыми веяниями, общество перестанет развиваться. Конечно, услышав современное произведение впервые, человек не всегда может сразу его понять, дойти до той сути, которая была заложена композитором, но он будет мыслить, развиваться и за счет этого идти впереди общества.
Директор Московского ансамбля современной музыки Виктория Коршунова (Москва): — Долгое время мы были закрытой страной и развивались самостоятельно. Да, в советское время мы получили много хороших произведений и жанров в искусстве, но были при этом полностью оторваны от европейского контекс- та. Поэтому сегодня, играя произведения композиторов, живших, например, 100 лет назад, нам обидно, что мы все равно вынуждены ощущать себя так, как будто мы экспериментируем на сцене.
Композитор Антон Сафронов (Москва): — У меня есть большие сомнения по поводу того, что в искусстве можно экспериментировать. Экспериментирует наука, а искусство делает, и это совершенно разные вещи. Я стою на такой позиции.
Главная концепция коллектива (МАСМ) — организация новых проектов в области современной российской и зарубежной музыки в тесном сотрудничестве с международными институтами современного искусства. Просветительские проекты, в которых участвовали не только солисты МАСМ, но и ведущие зарубежные исполнители, композиторы, музыковеды, прошли уже в 50 городах России (в это число входит и Чайковский). На сегодняшний день по качеству исполнения этот ансамбль по праву можно отнести к лучшим россий-
ским коллективам.
— Какой смысл вы видите в современной музыке?
Зигфрид Маузер, пианист, музыковед (Германия): — Современная музыка способна выражать чувства и эмоции. И в этом ее смысл, как и в любой другой музыке. Сегодня мы слышим ее в большом разнообразии — это могут быть и драматические произведения, и шуточные, и духовные. Каждый может найти в них свой личный смысл.
«...самое важное в выборе жизненного пути — это раннее ощущение своего призвания и тот резонанс, в который ты способен войти с искусством».
— Есть ли у вас ощущение, что вашу музыку понимают?
Композитор, органист Хельмут Цапф (Германия): — С этим произведением, которое вы сегодня слышали, я выступал уже в трех городах и встречал очень теплое и живое отношение зрителей. Они внимательно слушали эту музыку, и было видно, что где-то внутри она их затрагивает.
Композитор Антон Сафронов (Москва): — Мне кажется, понимание — это не совсем точное определение для музыки и искусства вообще. Понимать можно речь, язык и все то, что затрагивает семантические вещи, а музыка — это искусство звучания и слушания, то, что достигает резонанса, и если звучащая среда входит в резонанс с человеком и его душой, то, наверное, это и будет пониманием. Мне кажется, здесь очень уместно вспомнить выражение Бетховена. Он сказал: «Музыка должна высекать огонь из человеческой души». Таким образом, те отзывы зрителей и слушателей, в которых звучит резонанс, в которых есть ощущение сопереживания, даже если человек не понимает отчего, становятся для меня высшей похвалой.
— Легко ли вы находите общий язык в своем коллективе?
Солисты Московского ансамбля современной музыки: — Когда люди делают одно общее дело, они настроены контактировать друг с другом, тем более, если это дело экспериментальное и они увлечены тем, что делают. Конечно, известны случаи, когда исполнители одного оркестра годами не разговаривали друг с другом, но наш коллектив в этом плане счастливый.
Вопрос Зигфриду Маузеру: как опытный пианист и музыковед вы провели несколько мастер-классов в Москве, Перми и некоторых других городах России. Расскажите, чему начинающие музыканты хотели у вас научиться?
— Любой мастер-класс способен дать только импульс к развитию, для того, чтобы чему-то научиться, нужна очень длительная и кропотливая совместная работа педагога и ученика. Иногда ко мне приходят исполнители, которые играют музыкальные произведения совсем не так, как я их вижу, но в этот момент у меня нет цели переучивать музыканта. Все, что я хочу сделать, это заложить в человека росток творчества, который даст плоды в будущем.
— Почему именно музыка стала вашей профессией?
Хельмут Цапф: — Когда я был маленьким, я совсем не увлекался театром, рисовать я умел еще хуже, а музыкой занимался с удовольствием. Я играл на органе очень много старинных произведений, которые восхищали меня, и это породило во мне желание тоже сочинять музыку.
Зигфрид Маузер: — Я согласен с коллегой, что самое важное в выборе жизненного пути — это раннее ощущение своего призвания и тот резонанс, в который ты способен войти с искусством. Остальное — это склонности и дарования, которые, конечно, могут очень тебе помочь, но если не было изначально резонанса с искусством, то развиваться гораздо сложнее, но не скажу, что невозможно.
— Вы сочиняете и играете современную музыку, можно сказать, экспериментируете на сцене. Не страшно ли вам это делать?
Солисты Московского ансамбля современной музыки: — Любой композитор, который выносит свое произведение на суд публики, всегда рискует. Также и мы, исполнители, тоже рискуем. Но если мы занимаемся этим профессионально, значит, нам это нравится. У нас есть ощущение, что без современного искусства мир существовать не может. В наше время безумных скоростей и инноваций, если не будет такой публики, которая мыслит нестандартно, которая интересуется новыми веяниями, общество перестанет развиваться. Конечно, услышав современное произведение впервые, человек не всегда может сразу его понять, дойти до той сути, которая была заложена композитором, но он будет мыслить, развиваться и за счет этого идти впереди общества.
Директор Московского ансамбля современной музыки Виктория Коршунова (Москва): — Долгое время мы были закрытой страной и развивались самостоятельно. Да, в советское время мы получили много хороших произведений и жанров в искусстве, но были при этом полностью оторваны от европейского контекс- та. Поэтому сегодня, играя произведения композиторов, живших, например, 100 лет назад, нам обидно, что мы все равно вынуждены ощущать себя так, как будто мы экспериментируем на сцене.
Композитор Антон Сафронов (Москва): — У меня есть большие сомнения по поводу того, что в искусстве можно экспериментировать. Экспериментирует наука, а искусство делает, и это совершенно разные вещи. Я стою на такой позиции.
Главная концепция коллектива (МАСМ) — организация новых проектов в области современной российской и зарубежной музыки в тесном сотрудничестве с международными институтами современного искусства. Просветительские проекты, в которых участвовали не только солисты МАСМ, но и ведущие зарубежные исполнители, композиторы, музыковеды, прошли уже в 50 городах России (в это число входит и Чайковский). На сегодняшний день по качеству исполнения этот ансамбль по праву можно отнести к лучшим россий-
ским коллективам.
Просмотров: 1144
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: