ФОЛЬКЛОР И МОЛОДЕЖЬ: КОМУ О КОМ ЗАБЫТЬ ПЕРВЫМ?..
Рубрика:
Культура
Четверг,15.07.2010
— Какая музыка тебе нравится?
Внучка, недолго думая, ответила:
— Красивая…
И, застав на бабушкином лице явное желание продолжить беседу, великодушно пояснила:
— Ну, там… Дима Билан, Максим… ну, красивая…
И добавила, окончательно обрубив трос с остатками надежды:
— Ну всё… кроме народной.
Вот так. Дожили, товарищи. Красивая музыка у нас теперь «максимо-биланы», фольклор вообще давно не музыка, а Чайковский — скорее всего, владелец чайной лавки или птицефермы с чайками. Девочке около шести лет.
Что есть фольклор? Это прежде всего — традиции. И современной массовой культуре хорошо удается стирать эти традиции напрочь, подменяя их довольно сомнительными полуфабрикатами. Фольклор — это фундамент. Фундамент нашего личного здания, того культурного пласта, который создавать нам самим. Но хрупко строение, не имеющее под собой надежной опоры.
Фольклор — это умение ценить свои корни, историю. По сути, это значительная часть патриотизма. Аутентичная, самобытная культура жива воспоминаниями. И пока жива она, жив народ как целостность. Нет-нет, никто не говорит, что нужно разгуливать по улицам в сарафанах да рубахах, приговаривая: «Спаси тя боже, добрый человек!» Должное уважение и память — вот о чем я говорю.
«Каждому — свое», — скажете вы. И будете правы. Да, для некоторых фольклор есть жизнь, смысл, идея всего. Такие люди организуют фестивали, творческие коллективы, кружки самодеятельности, ездят по деревням в поисках остатков аутентичности. «А другие в другом хороши», — и тут верно. Просто как-то всего тебя коробит изнутри, когда на вопросы «Твое отношение к фольклору?» (1) и «Что есть фольклор?» (2) ты получаешь следующие ответы:
Виталий, 19 лет, г. Чайковский:
1. «Мое отношение к нему как-то параллельное! Есть он или нет — мне все равно! Так что мне он не нужен».
2. «Сказки коллективного написания».
Евгений, 20 лет, г. Пермь:
«Извини мне, это не очень интересно! Что обозначает фольклор? Я только знаю фольклер».
Вот как-то так…
Ваня, 21 год, г. Москва:
1. «Мне пофиг».
2. «Ничего».
Даниил, 24 года, г. Пермь:
«Российским не интересуюсь».
Часть вторая. Позитивная.
В первую очередь, традиции передаются в семье. Как минимум, уважение к традициям. А остальное — дело накопительное: как хочешь, так себя и прояви.
У нас в городе действуют многие творческие танцевальные и вокальные коллективы, которые уделяют значительную часть своего репертуара народной культуре. И благодаря им же народ отдыхающий может познакомиться со своей же культурой на массовых праздничных гуляниях и концертах.
В некоторой степени происходит популяризация фольклора и в современном движении нэо-фолка: своеобразной переработке народных традиций и их внедрения в современную культуру. И часто такие эксперименты бывают достаточно удачны!
Сегодня в Пермском крае активно развивается молодежная политика, в рамках которой действует огромное количество бизнес-проектов для реализации своих идей. И есть прецеденты, когда молодежь, обеспокоенная проблемами забвения народной самобытности, предпринимает попытки разрешить сложившуюся ситуацию. Так, в Коми-Пермяцком автономном округе в этом году открылся летний творческий лагерь финно-угорской молодежи «FUгорт», направленный на сохранение культурного наследия и формирование единого культурного пространства финно-угорской молодежи.
Нам же далеко ходить не надо: на территории Чайковского муниципального района в этом году уже в 9-ый раз был организован межнациональный семейный лагерь творчества «Венок Прикамья». В нем как нельзя лучше сочетаются все компоненты успешного восприятия фольклора и обмена традициями. И с каждым годом лагерь видит все больше новых улыбок, и все громче звучит там детский смех и народные песни, там оживают предания и обряды, чтут традиции и на том создают новое, неповторимое и целостное.
И в заключение…
Фольклор был, есть и будет. Как были, есть и будут люди, понимающие его значимость. Как относиться к этому культурному пласту — дело каждого. Главное — относиться.
Внучка, недолго думая, ответила:
— Красивая…
И, застав на бабушкином лице явное желание продолжить беседу, великодушно пояснила:
— Ну, там… Дима Билан, Максим… ну, красивая…
И добавила, окончательно обрубив трос с остатками надежды:
— Ну всё… кроме народной.
Вот так. Дожили, товарищи. Красивая музыка у нас теперь «максимо-биланы», фольклор вообще давно не музыка, а Чайковский — скорее всего, владелец чайной лавки или птицефермы с чайками. Девочке около шести лет.
Что есть фольклор? Это прежде всего — традиции. И современной массовой культуре хорошо удается стирать эти традиции напрочь, подменяя их довольно сомнительными полуфабрикатами. Фольклор — это фундамент. Фундамент нашего личного здания, того культурного пласта, который создавать нам самим. Но хрупко строение, не имеющее под собой надежной опоры.
Фольклор — это умение ценить свои корни, историю. По сути, это значительная часть патриотизма. Аутентичная, самобытная культура жива воспоминаниями. И пока жива она, жив народ как целостность. Нет-нет, никто не говорит, что нужно разгуливать по улицам в сарафанах да рубахах, приговаривая: «Спаси тя боже, добрый человек!» Должное уважение и память — вот о чем я говорю.
«Каждому — свое», — скажете вы. И будете правы. Да, для некоторых фольклор есть жизнь, смысл, идея всего. Такие люди организуют фестивали, творческие коллективы, кружки самодеятельности, ездят по деревням в поисках остатков аутентичности. «А другие в другом хороши», — и тут верно. Просто как-то всего тебя коробит изнутри, когда на вопросы «Твое отношение к фольклору?» (1) и «Что есть фольклор?» (2) ты получаешь следующие ответы:
Виталий, 19 лет, г. Чайковский:
1. «Мое отношение к нему как-то параллельное! Есть он или нет — мне все равно! Так что мне он не нужен».
2. «Сказки коллективного написания».
Евгений, 20 лет, г. Пермь:
«Извини мне, это не очень интересно! Что обозначает фольклор? Я только знаю фольклер».
Вот как-то так…
Ваня, 21 год, г. Москва:
1. «Мне пофиг».
2. «Ничего».
Даниил, 24 года, г. Пермь:
«Российским не интересуюсь».
Часть вторая. Позитивная.
В первую очередь, традиции передаются в семье. Как минимум, уважение к традициям. А остальное — дело накопительное: как хочешь, так себя и прояви.
У нас в городе действуют многие творческие танцевальные и вокальные коллективы, которые уделяют значительную часть своего репертуара народной культуре. И благодаря им же народ отдыхающий может познакомиться со своей же культурой на массовых праздничных гуляниях и концертах.
В некоторой степени происходит популяризация фольклора и в современном движении нэо-фолка: своеобразной переработке народных традиций и их внедрения в современную культуру. И часто такие эксперименты бывают достаточно удачны!
Сегодня в Пермском крае активно развивается молодежная политика, в рамках которой действует огромное количество бизнес-проектов для реализации своих идей. И есть прецеденты, когда молодежь, обеспокоенная проблемами забвения народной самобытности, предпринимает попытки разрешить сложившуюся ситуацию. Так, в Коми-Пермяцком автономном округе в этом году открылся летний творческий лагерь финно-угорской молодежи «FUгорт», направленный на сохранение культурного наследия и формирование единого культурного пространства финно-угорской молодежи.
Нам же далеко ходить не надо: на территории Чайковского муниципального района в этом году уже в 9-ый раз был организован межнациональный семейный лагерь творчества «Венок Прикамья». В нем как нельзя лучше сочетаются все компоненты успешного восприятия фольклора и обмена традициями. И с каждым годом лагерь видит все больше новых улыбок, и все громче звучит там детский смех и народные песни, там оживают предания и обряды, чтут традиции и на том создают новое, неповторимое и целостное.
И в заключение…
Фольклор был, есть и будет. Как были, есть и будут люди, понимающие его значимость. Как относиться к этому культурному пласту — дело каждого. Главное — относиться.
Просмотров: 1376
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: