В музыке, как и в жизни, путей много.


Рубрика: Персона
Четверг,17.06.2010

- Артем, откуда рождается эмоциональность в твоем исполнительстве?

- Мне кажется, что музыка вызывает определенные эмоции у каждого человека, особенно сильно на нее реагируют дети. Но если заниматься этим профессионально, то со временем понимаешь, что одних эмоций для выражения замысла композитора и собственного понимания музыкального произведения мало. Необходимо вложить в музыку что-то еще, и это делает ее более близкой и понятной слушателю. Важно понимать, что в музыке нельзя идти только одним путем, только через эмоции, например, или только через технику. В музыке, как и в жизни, путей много и пользуясь всеми ими ты имеешь больше шансов придти к конечной цели. Поэтому для меня так важно найти тот предел эмоциональности и профессиональности в техники игры, но и не выйти за его рамки, что бы музыка оставалась естественной.

- Сколько лет ты живешь вместе с музыкой? И сколько лет тебе сейчас?

- Да сколько себя помню, наверное. Родители рассказывают, что песни я любил петь уже в трехлетнем возрасте, а с пяти лет я уже учился в этой школе (прим автора: под «этой» школой наш герой имеет в виду Детскую школу искусств №1, где состоялся концерт Артема, и где проходило наше с ним интервью). Поначалу я не придавал особого значения занятиям музыкой, особо не напрягался, все мне давалось легко, но лет в 15 я понял, что музыка может стать моей профессией. Это не было, конечно, случайным выбором, видимо во внутреннем мире было много соприкосновений с музыкальным миром и для меня было естественным развиваться в этом направлении. Таким образом, я оказался в музыкальном училище, а потом в консерватории. Сейчас мне 27 и я считаю, что с выбором в жизни я не ошибся. По сути, музыка - это и есть моя жизнь сегодня.

- По прошествии стольких лет музыка по-прежнему вызывает в тебе такие же сильные эмоции?

- Да, - не задумываясь, ответил Артем, - и эти эмоции еще более сильные теперь, ведь чем больше углубляешься в музыку, тем больше затягивает этот процесс. Со временем ты понимаешь, что чем дальше, тем интереснее, и музыка, как отдельный мир, дарит тебе все более сильные эмоции и переживания. Конечно, для этого приходится очень много заниматься, по 6-8 часов в день. Да, да, у меня восьмичасовой рабочий день, - со смехом проговорил Артем. - Только в день концерта я могу сократить это время до двух часов, чтобы просто проверить концертную программу, - уже серьезно добавил он.

- А руки не устают?

Нет, пианист же играет не руками, а головой. Для него это в первую очередь мыслительный процесс, а вместе с опытом у музыканта растут и интеллектуальные способности. Сейчас я могу сыграть гораздо более сложные произведения, чем несколько лет назад, например. В тоже время я могу воспроизвести в жизнь большее количество замыслов. Конечно, я не хочу сказать, что раньше у меня мозгов не было, а потом они появились. Нет. Данные были от природы, но мудрые педагоги обратили мое внимание на те вещи, которыми стоит заниматься серьезнее. Раньше, например, меня просто захлестывало эмоциями, темпераментом, от этого могло страдать благородство звучания инструмента, мог выпадать так называемый «текст» музыкального произведения. Если говорить образно, то это сравнимо с тем, как перегорают пробки, в моем случае, от эмоционального перенапряжения. Теперь же мне удается контролировать этот процесс и, сохраняя естественное движение музыки сохранять свой разум холодным.

- Есть такой человек, про которого бы ты мог сказать, что он открыл тебе дверь в мир музыки или это было твое собственное движение?

- Я считаю, что музыкальное зерно было заложено в меня первым педагогом, Ольгой Ивановной Денисовой. Помимо всего того, чему учат в музыкальных школах, она научила меня относиться к музыке профессионально, показала, что ее можно и нужно любить, и я очень благодарен ей за это. А мой педагог в консерватории, заслуженный деятель искусств республики Татарстан Эльфия Вафовна Бурнашева, заставила меня относиться к себе максимально требовательно и заниматься профессиональными вещами. Она дала мне возможность понять, что сильная эмоциональность при недостаточном профессионализме выглядит на сцене абсурдно. Про этих педагогов я могу сказать, что они приоткрыли мне дверь в мир музыки, а войти туда или нет, я решал уже сам, и по-другому вряд ли может быть. Мое движение в музыке было достаточно самостоятельным и в этом тоже большая заслуга моих педагогов. Они не навязывали мне своего понимания музыкальных произведений, не говорили на занятиях «делай как я», а очень демократично помогали мне реализовать собственное прочтение замысла композитора. В этом и заключается творчество каждого отдельного исполнителя.

- Какие у тебя интересы помимо музыки?

- Я очень люблю все, что связано с движением, поэтому отдых для меня обязательно должен быть активным. В детстве я 9 лет занимался горнолыжным спортом у нас на «Снежинке», а сейчас делаю по утрам довольно продолжительную и качественную зарядку. Даже во время конкурсов стараюсь не забывать о движении. В штатах, например, я несколько раз ходил со своими друзьями в горы, еще люблю играть в бильярд, люблю рыбалку и просто гулять или книжки читать.

- А как твои увлечения отражаются на твоем творчестве?

- Ну, чтение, это понятно, влияет на творчество напрямую. Если я не буду читать, то не произойдет ни внутреннего обогащения, ни движения к внутренней зрелости, а это значит что и развития музыкального тоже не будет. Все остальные стороны жизни тоже важны. Ведь весь день сидеть за роялем или с книжкой было бы странно. Жизнь это нечто большее, чем просто музыка и благодаря этой жизни музыка как раз и наполняется содержанием. Если не с кем не общаться, не получать от жизни разнообразных впечатлений, то и за роялем сказать будет нечего

- Какие у тебя планы на ближайшее будущее?

- Планов много. Сейчас я заканчиваю аспирантуру, осталось сдать последний экзамен - кандидатский минимум. Может быть, буду преподавать в консерватории, такая перспектива есть, но это еще не решено окончательно. А вообще ближайшее время я собираюсь посвятить концертной и конкурсной деятельности, так как исполнительство у меня стоит сейчас на первом плане. Уже запланированы концерты в Европе и в США, посмотрим, что из этого получится. Еще мне интересно было бы заняться дирижированием, но просто быть фигурой дирижера я не хочу, мне интересно воплощение замысла композитора, а это требует огромного опыта. Поэтому, пока у меня нет времени заняться этим вплотную, я не отвлекаюсь от исполнительской деятельности, но во внимании такие планы держу.

- Артем, расскажи про свою концертную деятельность и отношения со зрителем.

- Я бы не сказал, что у меня очень насыщенный график, даже если у меня запланировано несколько концертов подряд, я стараюсь развести их во времени хотя бы на несколько дней или неделю. Так мне проще сделать концерт качественным и эмоциональным, а иначе, полностью отдав себя зрителю на одном концерте, можно ничего не оставить на следующий. Тогда это будет просто технически профессиональная игра, а мне бы не хотелось этого. Я всегда внимательно отношусь к эмоциональному содержанию своих концертов. Тогда между мной и зрителем получается своего рода общение, атмосфера в зале получается более доверительная и открытая. Именно это привлекает меня в сольных выступлениях, но и с оркестром играть мне тоже очень нравится, в этом есть что-то торжественное, праздничное, красивое.

- Тебе удается зарабатывать музыкой себе на жизнь?

- Многие музыканты сумасшедшие люди, они хотят заниматься музыкой, знают, что много денег там не заработаешь, и все равно идут по этому пути. Наверное, мне повезло, потому что  мне удается зарабатывать деньги, делая то, что я люблю. У меня есть стабильный доход от работы концертмейстером и настройщиком в консерватории, и есть дополнительные деньги от концертной деятельности. Снимать квартиру и жить самостоятельно в Казани мне удается, я совсем не жалуюсь в этом смысле на судьбу.

- Ты уже много лет живешь в Казани, стал ли этот город для тебя родным, и какое место в твоей жизни занимает Чайковский?

- Чайковский, конечно, навсегда останется моим родным городом. Я знаю, что здесь меня ждут и любят, и я чувствую здесь свой тыл. Но Казань тоже уже не чужой для меня город. Когда я приезжаю туда, то чувствую себя как дома. У меня все хорошо складывается в этом городе.

 

Врезка:

«Я считаю наш город довольно перспективным, в основном, мне кажетя, его возможности находятся в сфере туризма. Проблема здесь только в том, что бы найти хороших инвесторов. А привлечь сюда туристов проблемой не будет, у нас есть красивые и примечательные места, не говоря уже о том, что город назван в честь великого композитора. По всем мировым рейтингам именно Чайковский является самым узнаваемым в мире композитором и этим грех не воспользоваться для собственного же блага, - считает Артем Абашев. - Одно это может привлечь в Чайковский известных современных композиторов и исполнителей, а значит и туристам здесь будет интересно, не говоря уже о том, насколько образованными в этом плане станут сами Чайковцы. Поэтому я считаю, что на это можно и нужно тратить деньги, ведь если тратить их только на праздники, можно лишить людей многих ярких впечатлений, которые есть в жизни. Мне бы хотелось, чтобы музыкальная жизнь в нашем музыкальном городе кипела, была бурной и насыщенной, но для этого нужно заниматься организацией концертов и фестивалей еще активнее. Я бы с удовольствием принял в этом участие, мог бы чаще приезжать сюда сам и приглашать других исполнителей тоже, такая возможность у меня есть».

 

Ольга Крусанова.






Просмотров: 962


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам