Навстречу революции в образовании
Рубрика:
Персона
Четверг,24.06.2010
Спустя 20 лет педагогической деятельности Светлана Владимировна вошла в
тысячу лучших педагогов России. Официальные результаты этого конкурса
были объявлены две недели назад, а уже сегодня наша героиня начала
работу над новым проектом, реализация которого начнется для ее ребят с
началом нового учебного года. И на вопрос о том, есть ли еще идеи, пока
не воплощенные вами в школьной практике, Светлана Терскова со смехом
ответила, что их у нее полная голова, и все они ищут выхода. В этот
момент глаза этой женщины действительно горели энтузиазмом, и, несмотря
на 20-летний педагогический стаж моей собеседницы, мне казалось, что я
говорю с молодым педагогом, рвущимся, по ее же собственным словам, к
революции в образовании.
— Светлана Владимировна, как Вам удается быть в вашей профессии такой современной?
— Наверное, из-за желания не отставать от прогресса. Вместо традиционных образовательных программ я работаю по инновационным системам, которые предлагают в своих программах Эльконин и Давыдов. Эти люди являются инициаторами всего нового в образовательном процессе, все нововведения идут от них. И факт обучения у Эльконина и Давыдова окунает меня в самый центр происходящих в образовании событий, мимо меня не проходит ничего нового. Более того, на семинарах у этих педагогов заранее изученный по книгам материал раскрывается более глубоко, их комментарии позволяют понять первоначальный посыл каждого действия во время общения с ребенком.
— А что Вам нравится в педагогике в целом?
— Я считаю, что это одна из самых творческих профессий, потому что педагогика никогда не бывает механичной. В ней можно проявить все свои творческие способности и никогда не останавливаться. Я, как педагог, всегда нахожусь в некоем поиске, никогда не стою на месте и при этом вижу результаты своей деятельности. Дети постоянно поддерживают во мне интерес к тому, что я делаю. Своей отзывчивостью они помогают учителям, и я каждый день ощущаю это на себе.
– Почему Вы выбрали педагогику начальных классов?
— Для начала скажу, что я всегда знала, что буду учителем, мыслей о других профессиях у меня никогда не было, но тяги к определенному предмету у меня не сложилось, поэтому я и выбрала педагогику начальной школы. Ну и, конечно, определенную роль в этом сыграла моя любовь к детям. Мне, еще подростком, нравилось воспитывать младших сестер, и я до сих пор легко нахожу общий язык с первоклашками. Мне нравится их доверчивость, возможность радоваться их успехам, и я с интересом наблюдаю за личностью ребенка сквозь его еще детский характер. Я учу ребят высказывать свою точку зрения, чтобы при необходимости постоять за себя, учу делать выбор, чтобы быть более адаптированными к социальной жизни в будущем, и вообще считаю, что начальная школа навсегда остается той базой, которая дает старт для дальнейшей восприимчивости ко всему новому.
— Что Вам за время работы в школе запомнилось больше всего?
— С того момента, как я пришла в школу, в моей жизни очень много появилось интересных людей, новых друзей, новых возможностей, но больше всего мне запоминаются сами дети. Причем чаще всего не отличники, а именно те, с кем пришлось поработать дополнительно, с кем были сложности, кто требовал дополнительного внимания. Иногда это очень скромные дети, а иногда очень свободные в своих проявлениях. Еще очень запоминаются дети бывших учеников. У меня такой круг уже замкнулся, в том классе, который я сейчас веду, учится сын моей ученицы.
— Как Вы считаете, скромность – это хорошо для ребенка?
— Это сложный вопрос, однажды мы с ребятами даже устроили дискуссию на эту тему. Половина из них решила, что да, скромным быть хорошо, а другая половина с ними не согласилась. Я думаю, что тут нет однозначного ответа, но мне больше импонирует такой вариант, когда ребенок при своей естественной скромности может за себя постоять. У меня в классе есть, например, девочка, которая очень скромна, лишний раз на себя внимание не обращает, но в то же время, если кто-то из ребят ее «достал», она уверенно дает отпор, может отстоять свое мнение и даже дать сдачи.
— Как Вы отдыхаете?
— У меня очень мало времени остается, чтобы заниматься чем-то, кроме школы. Сейчас мы строим дачу, и когда строительство будет закончено, то, думаю, я буду с большим удовольствием там отдыхать. А пока я просто люблю быть вместе с семьей, когда все дома и не нужно никуда торопиться. Такие моменты начинаешь очень ценить, когда свободных минут не так много. Летом мы ездим на море с сыном и мужем, зимой я с удовольствием катаюсь на лыжах, коньках и просто на санках с горки. Движение мне очень нравится, тем более, что учителю оно просто необходимо, и поэтому много лет я ходила на фитнес, в последнее время, правда, времени на него не хватало, но я обязательно вернусь к этому занятию.
— А как к вашей профессии относятся муж и сын?
— Сначала муж очень удивлялся, что за такие деньги можно столько работать, но сейчас привык и, можно сказать, терпит спокойно. А сын из-за такой вот моей работы вырос очень самостоятельным. У него было много времени, когда он был предоставлен сам себе, даже уроки я с ним никогда не учила. Так сложилось, что он у нас единственный ребенок, и я понимала, что ему часто, особенно раньше, было скучно дома, поэтому я всегда разрешала ему приводить домой друзей, когда он хочет и сколько хочет. Сейчас ему уже 15, и мне кажется, он понимает учителей больше, чем другие дети, уже потому, что слышит дома разговоры о проблемах образования. Я объясняю ему, что важно для нас, учителей, и он видит их более взрослыми глазами, понимая, что школьные требования не ими придуманы и никто над детьми специально не издевается.
— Что значит инновационный подход к образованию?
— Вообще в этом году в образовании начинается введение новых стандартов. Последний раз их пересматривали в 2004 году, и тогда приоритетным направлением нашей деятельности были знания, которые каждый ученик должен иметь на выходе из школы. Теперь же мы учим ребят деятельности как таковой, воспитываем прежде всего личность, которая способна сама добывать знания и, что еще важнее, пользоваться ими. Только в этом случае ребенок будет подготовлен к конкурентной деятельности в современном мире, и в связи с этими задачами в образовании должны поменяться не только учителя, но и ученики вместе с их родителями. При этом акцент инновационных систем образования выражается в развитии способностей детей, которыми они могут пользоваться для получения необходимых в жизни знаний, умений и навыков.
— В чем основное отличие такой образовательной системы от традиционной?
— В традиционной системе учитель просто передавал имеющиеся у него знания, тогда как гораздо эффективнее дать ребенку возможность эти знания добыть самому. Каждое правило дети могут открыть для себя самостоятельно, а учитель в этот момент должен просто грамотно вести процесс рассуждения и при необходимости организовывать столкновение мнений среди ребят. Изученное таким образом правило долго будет помниться ребенку и доставит ему много радости и гордости, что окажет соответствующее влияние на формирование его личности.
— Отпускать своих ребят в старший блок Вам сложно, или в этот момент для Вас важнее то, что вот-вот придут новые первоклашки?
— Четыре года мы с ребятами живем одной большой семьей, и, конечно, расставаться бывает сложно. Для них переход в старший блок всегда страшен, они ощущают себя брошенными, прибегают часто спросить о чем-то или просто поделиться переживаниями, и им очень хочется помочь. Но сделать это сложно, ведь в этот момент я ответственна уже за других детей, которые тоже еще не адаптированы к школе. Поэтому первые полгода после выпуска бывает очень сложно, у ребят идет своеобразная ломка, но потом все как-то выравнивается. Эта проблема сейчас очень актуальна, и решить ее можно через постепенное введение учителей-предметников в младшем блоке. Другой вариант решения проблемы — оставить за учителем начальных классов классное руководство при переходе детей в старший блок, но и тот и другой вариант пока не реализуется в школах. Видимо, этот вопрос требует времени.
— Что для Вас было открытием в педагогике в начале профессиональной деятельности?
— Мне всегда было сложно провести родительское собрание, я к ним, особенно поначалу, очень готовилась и переживала о том, как у меня получится поговорить с родителями, что я смогу до них донести. Сейчас, конечно, уже проще, но готовиться к собраниям я не перестала до сих пор. Поэтому меня всегда удивляло, почему педагогов учат организовывать детей, проводить уроки и разные мероприятия с детьми, но никак не учат грамотно взаимодействовать с родителями?
— Светлана Владимировна, как Вам удается быть в вашей профессии такой современной?
— Наверное, из-за желания не отставать от прогресса. Вместо традиционных образовательных программ я работаю по инновационным системам, которые предлагают в своих программах Эльконин и Давыдов. Эти люди являются инициаторами всего нового в образовательном процессе, все нововведения идут от них. И факт обучения у Эльконина и Давыдова окунает меня в самый центр происходящих в образовании событий, мимо меня не проходит ничего нового. Более того, на семинарах у этих педагогов заранее изученный по книгам материал раскрывается более глубоко, их комментарии позволяют понять первоначальный посыл каждого действия во время общения с ребенком.
— А что Вам нравится в педагогике в целом?
— Я считаю, что это одна из самых творческих профессий, потому что педагогика никогда не бывает механичной. В ней можно проявить все свои творческие способности и никогда не останавливаться. Я, как педагог, всегда нахожусь в некоем поиске, никогда не стою на месте и при этом вижу результаты своей деятельности. Дети постоянно поддерживают во мне интерес к тому, что я делаю. Своей отзывчивостью они помогают учителям, и я каждый день ощущаю это на себе.
– Почему Вы выбрали педагогику начальных классов?
— Для начала скажу, что я всегда знала, что буду учителем, мыслей о других профессиях у меня никогда не было, но тяги к определенному предмету у меня не сложилось, поэтому я и выбрала педагогику начальной школы. Ну и, конечно, определенную роль в этом сыграла моя любовь к детям. Мне, еще подростком, нравилось воспитывать младших сестер, и я до сих пор легко нахожу общий язык с первоклашками. Мне нравится их доверчивость, возможность радоваться их успехам, и я с интересом наблюдаю за личностью ребенка сквозь его еще детский характер. Я учу ребят высказывать свою точку зрения, чтобы при необходимости постоять за себя, учу делать выбор, чтобы быть более адаптированными к социальной жизни в будущем, и вообще считаю, что начальная школа навсегда остается той базой, которая дает старт для дальнейшей восприимчивости ко всему новому.
— Что Вам за время работы в школе запомнилось больше всего?
— С того момента, как я пришла в школу, в моей жизни очень много появилось интересных людей, новых друзей, новых возможностей, но больше всего мне запоминаются сами дети. Причем чаще всего не отличники, а именно те, с кем пришлось поработать дополнительно, с кем были сложности, кто требовал дополнительного внимания. Иногда это очень скромные дети, а иногда очень свободные в своих проявлениях. Еще очень запоминаются дети бывших учеников. У меня такой круг уже замкнулся, в том классе, который я сейчас веду, учится сын моей ученицы.
— Как Вы считаете, скромность – это хорошо для ребенка?
— Это сложный вопрос, однажды мы с ребятами даже устроили дискуссию на эту тему. Половина из них решила, что да, скромным быть хорошо, а другая половина с ними не согласилась. Я думаю, что тут нет однозначного ответа, но мне больше импонирует такой вариант, когда ребенок при своей естественной скромности может за себя постоять. У меня в классе есть, например, девочка, которая очень скромна, лишний раз на себя внимание не обращает, но в то же время, если кто-то из ребят ее «достал», она уверенно дает отпор, может отстоять свое мнение и даже дать сдачи.
— Как Вы отдыхаете?
— У меня очень мало времени остается, чтобы заниматься чем-то, кроме школы. Сейчас мы строим дачу, и когда строительство будет закончено, то, думаю, я буду с большим удовольствием там отдыхать. А пока я просто люблю быть вместе с семьей, когда все дома и не нужно никуда торопиться. Такие моменты начинаешь очень ценить, когда свободных минут не так много. Летом мы ездим на море с сыном и мужем, зимой я с удовольствием катаюсь на лыжах, коньках и просто на санках с горки. Движение мне очень нравится, тем более, что учителю оно просто необходимо, и поэтому много лет я ходила на фитнес, в последнее время, правда, времени на него не хватало, но я обязательно вернусь к этому занятию.
— А как к вашей профессии относятся муж и сын?
— Сначала муж очень удивлялся, что за такие деньги можно столько работать, но сейчас привык и, можно сказать, терпит спокойно. А сын из-за такой вот моей работы вырос очень самостоятельным. У него было много времени, когда он был предоставлен сам себе, даже уроки я с ним никогда не учила. Так сложилось, что он у нас единственный ребенок, и я понимала, что ему часто, особенно раньше, было скучно дома, поэтому я всегда разрешала ему приводить домой друзей, когда он хочет и сколько хочет. Сейчас ему уже 15, и мне кажется, он понимает учителей больше, чем другие дети, уже потому, что слышит дома разговоры о проблемах образования. Я объясняю ему, что важно для нас, учителей, и он видит их более взрослыми глазами, понимая, что школьные требования не ими придуманы и никто над детьми специально не издевается.
— Что значит инновационный подход к образованию?
— Вообще в этом году в образовании начинается введение новых стандартов. Последний раз их пересматривали в 2004 году, и тогда приоритетным направлением нашей деятельности были знания, которые каждый ученик должен иметь на выходе из школы. Теперь же мы учим ребят деятельности как таковой, воспитываем прежде всего личность, которая способна сама добывать знания и, что еще важнее, пользоваться ими. Только в этом случае ребенок будет подготовлен к конкурентной деятельности в современном мире, и в связи с этими задачами в образовании должны поменяться не только учителя, но и ученики вместе с их родителями. При этом акцент инновационных систем образования выражается в развитии способностей детей, которыми они могут пользоваться для получения необходимых в жизни знаний, умений и навыков.
— В чем основное отличие такой образовательной системы от традиционной?
— В традиционной системе учитель просто передавал имеющиеся у него знания, тогда как гораздо эффективнее дать ребенку возможность эти знания добыть самому. Каждое правило дети могут открыть для себя самостоятельно, а учитель в этот момент должен просто грамотно вести процесс рассуждения и при необходимости организовывать столкновение мнений среди ребят. Изученное таким образом правило долго будет помниться ребенку и доставит ему много радости и гордости, что окажет соответствующее влияние на формирование его личности.
— Отпускать своих ребят в старший блок Вам сложно, или в этот момент для Вас важнее то, что вот-вот придут новые первоклашки?
— Четыре года мы с ребятами живем одной большой семьей, и, конечно, расставаться бывает сложно. Для них переход в старший блок всегда страшен, они ощущают себя брошенными, прибегают часто спросить о чем-то или просто поделиться переживаниями, и им очень хочется помочь. Но сделать это сложно, ведь в этот момент я ответственна уже за других детей, которые тоже еще не адаптированы к школе. Поэтому первые полгода после выпуска бывает очень сложно, у ребят идет своеобразная ломка, но потом все как-то выравнивается. Эта проблема сейчас очень актуальна, и решить ее можно через постепенное введение учителей-предметников в младшем блоке. Другой вариант решения проблемы — оставить за учителем начальных классов классное руководство при переходе детей в старший блок, но и тот и другой вариант пока не реализуется в школах. Видимо, этот вопрос требует времени.
— Что для Вас было открытием в педагогике в начале профессиональной деятельности?
— Мне всегда было сложно провести родительское собрание, я к ним, особенно поначалу, очень готовилась и переживала о том, как у меня получится поговорить с родителями, что я смогу до них донести. Сейчас, конечно, уже проще, но готовиться к собраниям я не перестала до сих пор. Поэтому меня всегда удивляло, почему педагогов учат организовывать детей, проводить уроки и разные мероприятия с детьми, но никак не учат грамотно взаимодействовать с родителями?
Просмотров: 1099
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: