По жизни – с отличием


Рубрика: Персона
Четверг,14.04.2011


По официальным документам Владимир Петрович родился 6 января 1927, на самом деле он появился на свет 28 июня 1926 года. Так получилось от того, что у них была большая семья, и мама просто забыла его зарегистрировать. А так как с регистрацией детей все обстояло строго, то они зарегистрировали его на год младше. Отмечал же свой день рождения Владимир Петрович всегда летом.

Когда молодые люди начали совместную жизнь, Владимир уже имел на руках диплом фельдшерской школы и специальность резчика по дереву, которую получил в школе ружейного мастерства при Ижевском мотозаводе. «Он много хороших изделий из дерева сделал, — говорит вдова. — Одна из его работ — шкатулка из орехового дерева — даже экспонировалась на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. А трюмо, которое он сделал мне на 20-летие, хранится в Чайковском краеведческом музее». Но любовь к медицине у Владимира Петровича осталась. И когда молодой муж поделился с Раисой мыслью о том, что хочет поступить в медицинский институт, она его поддержала. Будучи способным и целеустремленным, Владимир прилежно учился и получал сталинскую стипендию. Результат такого отношения к учебе не заставил себя ждать – молодой специалист получил диплом с отличием. Пока он учился, Раиса работала: вначале — курьером министерства здравоохранения, потом — на Ижевском машиностроительном заводе, занималась автоматами в цехе № 49, где ей частенько доводилось видеть мало кому известного тогда Михаила Тимофеевича Калашникова. Кроме того, она успевала посещать вечернюю школу, по окончании которой поступила в техникум. Как истинный мужчина, Владимир Петрович желал внести свой вклад в семейный бюджет и зарабатывал деньги тем, что делал столы, стулья и табуреты на заказ. А в свободное время они вместе с Раисой помогали ее маме собирать мох, а также косили траву, возили дрова — этим и жили.
Хирург, а не гинеколог
После окончания в 1956 году Ижевского медицинского института Владимира Шашкина как отличника направляют на строительство Воткинской ГЭС — Всесоюзную ударную коммунистическую стройку в село Сайгатка в 350 километрах от города Пермь.
Прибыв в поселок 6 августа, уже на следующий день Владимир Петрович вышел на работу хирургом, хотя главврач Татьяна Ивановна Базенкова (Колесникова) настаивала на том, чтобы он работал гинекологом. Первое, что бросилось в глаза молодому врачу — это высокие темпы работ на строительстве и не менее высокий уровень травматизма. Поначалу у гидростроителей не было даже штатного инженера по технике безопасности — только общественник.
Через два месяца пребывания в поселке гидростроителей Владимир Петрович поехал в Ижевск — за своей женой и трехлетним сыном. «Он ко мне приезжает на машине грузовой и говорит: «Я получил квартиру!» — рассказывает Раиса Петровна. — Конечно, он меня обманул (смеется). Когда приехали к нашему новому месту жительства, я увидела прачечную, стоявшую напротив морга. Мы прожили там полгода. Трудно было с ребенком. Правда, через полгода нам дали комнату на подселении по Советской — 9 кв. м, а потом другую — 18 кв. м. Еще 9 лет мы жили вместе с родителями мужа, которые к тому времени переехали в Чайковский».
О том, как ему приходилось в ту пору трудиться, часто рассказывал коллегам и студентам медицинского училища, ныне выпускникам. «С 8 до 12 часов у Владимира Петровича была работа в отделении, — вспоминает В. А. Вострокнутова, выпускница Чайковского медицинского училища 1978 года. — С 12 до часу дня он иногда обедал, а с 13 до 16 часов вел прием больных в поликлинике (при норме в 27 пациентов иногда «пропускал» до 105‑ти). Затем еще два часа принимал как ЛОР-врач и кожвенеролог, после чего шел по вызовам, которых порой бывало до десяти за вечер. Кроме того, были дежурства в больнице — 15‑18 в месяц. Также Владимир Петрович Шашкин выполнял обязанности судмедэксперта, хотя очень этого не хотел. В общем, дома иногда он появлялся только по воскресеньям».
Года через два работать стало легче, потому что начали приезжать другие хирурги — Ю. Н. Гагарин, В. А. Чернов, Д. И. Аркадьев…

Аппарат Илизарова в Чайковском
В 1974 году Владимира Петровича Шашкина назначили заведующим в только открывшемся травматологическом отделении. Больше всего его в тот момент беспокоила мысль о том, как повысить эффективность лечения травм. Ему хотелось знать, какие методы разработаны и применяются единомышленниками для сокращения их сроков лечения?
Следующие несколько лет он потратил на изучение медицинской литературы. Эта глобальная цель заслонила собой домашние дела, кино, отдых во время отпуска, оставляя лишь короткие часы на сон. Работа стала для него смыслом бытия, радостью жизни.
Однажды, узнав из центральных газет о сенсационных открытиях и изобретениях Гавриила Илизарова из Курганской клиники, Владимир Петрович едет в Курган, где встречается со светилом науки и его учениками. По возвращении он снова долгими ночами просиживает с карандашом в руках, восстанавливая по памяти чертежи Илизарова. На тот момент в стране не было разработанной документации для серийного производства аппарата. Своими руками из дерева Владимир Петрович создает модель аппарата и пробует его на своей супруге.
Убедившись в том, что достиг результата, в 1975 году Шашкин обратился к инженеру отделочного производства Комбината шелковых тканей с просьбой оказать помощь в изготовлении аппарата. «Мы сразу согласились помочь, — рассказал Николай Иванович Гришин на встрече с активом музея Чайковского медицинского колледжа. — Потому что материала для изготовления аппарата на КШТ было достаточно, эскизы и расчеты нам показались несложными. Изучив чертежи, мы предложили новую форму заточки спиц, чтобы сократить количество осложнений, а для изготовления дуг взяли такой материал как титан, так как он обладает повышенной жесткостью».
Если в Перми в то время с новинкой мог работать только один врач, то в Чайковском, благодаря упорству, любознательности, целеустремленности Владимира Петровича Шашкина, методика Илизарова была освоена всеми травматологами города и успешно применялась на практике. Благодаря широкому применению аппарата, в нашем городе была самая низкая в Пермской области инвалидность из-за травм.
Освоив методику применения аппарата, Владимир Петрович не остановился на достигнутом. Он продолжал постоянно совершенствовать свое мастерство, смело применяя во врачебной практике все новое, передовое.
В 1978 году Владимир Шашкин с Виктором Овсянниковым, молодым специалистом — выпускником Пермского мединститута, который потом долгое время заведовал травматолого-ортопедическим отделением Центральной городской больницы, начинают применять новый метод лечения перелома шейки бедра, ускоряющий срастание костной ткани.
Владимир Петрович проработал до 60 лет, выполнив свою программу‑минимум, но не смог выполнить программу максимум — проработать до 70 лет. В 1994 году в возрасте 67 лет по состоянию здоровья ему пришлось уйти на пенсию.
Но фамилия Шашкиных не исчезла с медицинского небосклона. Старший сын Владимира Петровича и Раисы Ивановны — Вячеслав — после «десятилетки» и службы в армии поступил в Пермский мединститут, став после его окончания хирургом-стоматологом. Его жена – тоже врач. Их дочь Ирина окончила медицинскую академию и работает в стоматологической поликлинике Перми, занимаясь параллельно благотворительностью в детском доме.
Младший сын Шашкиных — Сергей — со школы, где обучали вождению и автослесарному делу, пристрастился к технике. Военную службу он проходил в ГДР в автомобильном батальоне. Вернувшись на «гражданку» Сергей безаппеляционно заявил: «Буду работать только шофером». Родители не стали противиться желанию сына. «Нравится ему эта работа, — понимающе говорит Раиса Ивановна. — У меня Володя так говорил: «Рая, если нравится, пусть работает. Мне вот нравилась медицина, родители пошли на уступки. И я им за это очень благодарен». Ну и мы не стали возражать». Более 30 лет Сергей Шашкин проработал на Чайковской станции скорой помощи.
У Раисы Ивановны и Владимира Петровича уже выросли трое внуков, теперь подрастают и двое правнуков.

57 лет в любви и согласии
На вопрос, почему обратили внимание на Владимира Шашкина в свои 14 лет, Раиса Ивановна очень эмоционально объясняет: «Любовь у нас была! Любовь! И у меня первая, и у него! До этого ни я, ни он ни с кем не дружили». При этом она подчеркивает, что супруг ее был очень ласковый, ко всем доброжелательный и при этом очень верный. За ним пытались ухаживать многие женщины, о чем молодой жене говорили прямо в глаза, но Владимир Петрович даже и не подумал оставить семью.
По словам Раисы Ивановны, Владимир Петрович был человеком, любящим свое дело, свою семью и всегда находил время, чтобы побыть вместе с детьми и женой. Если приходилось задержаться на работе, он всегда старался предупредить об этом заранее, например, позвонив по телефону, а если не получалось этого сделать, то всегда потом извинялся.
Отцом Владимир Шашкин был строгим, но никогда не наказывал своих детей. «Говорил: «Ох, вы, черти полосатые!» и в угол ставил, – вспоминает супруга. – У него мама тоже добрая была, только в угол и ставила». Сыновья, по словам Раисы Ивановны, пошли в отца – трудолюбивые. Хотя это не удивительно, Владимир Петрович всегда уделял много внимания привлечению детей к труду.
«Он был очень хорошим и внимательным мужем, – говорит Раиса Ивановна. – Все делал, в том числе по дому. И даже помогал с детьми. И если мне требовалась хирургическая помощь, он все всегда делал сам и никогда не оставлял в отделении – всегда сразу увозил домой со словами: «Что ты здесь будешь лежать, я за тобой дома поухаживаю»». В этом году Раиса Петровна впервые в жизни лежала в травматологическом отделении.
Вне работы Владимир Петрович успевал заниматься огородом, фотографией и спортом. На обоих садово-огородных участках построил домики, будки, сараи – все своими руками. А когда у супругов Шашкиных еще не было детей, они занимались в Ижевске парашютным спортом. У Владимира Петровича было 140, а у Раисы Ивановны – 120 прыжков.
«Поначалу было очень трудно, – вспоминает жена Владимира Петровича приезд в поселок гидростроителей. – Особенно когда жили в прачечной. Ему приходилось частенько уезжать в Фоки. Но мы никогда не расставались надолго. Я не могла без мужа. Он часто уезжал на усовершенствование – на 3‑4 месяца, и я всегда приезжала к нему. Отправляла ребенка к маме или к свекрови и уезжала к Володе. А на работе брала отпуск: оплачиваемый или без содержания. Он тоже скучал без меня. Я вот сейчас смотрю на мужчин и мне кажется, таких, как был мой муж, уже нет. Даже сыновья ему уступают».
Редакция благодарит актив музея Чайковского медицинского колледжа за предоставленные материалы.

Случаи из врачебной практики
Однажды привезли Владимира Петровича в 2 часа ночи в районный центр (Фоки) на машине первого секретаря райкома к заболевшему корреспонденту районной газеты. В операционной стояла молодая женщина-хирург, на глазах слезы. Она, как выяснилось позже, растерялась – состояние больного было тяжелое: аппендицит, перитонит, живот вздулся... Владимир Петрович принял решение делать операцию, хотя самостоятельно работал меньше года. После чего женщина-врач опять ударилась в слезы: мол, наркоз никогда не давала, боюсь, не справлюсь... Справились! Утром нужно было возвращаться домой, а машины не было. И Владимир Шашкин пошел пешком, прихватив пятилитровую бутыль с физраствором и кислородную подушку, чтобы не топать порожняком, – тогда это было обычной практикой. На дворе стоял апрель, шел ливень, дорога была разбита тяжелыми самосвалами, грязь по колено. Молодой хирург вышел в 10 утра, пришел в поселок в 11 вечера. Там его уже потеряли, а над Раисой Ивановной даже посмеиваться начали – мол, к другой сбежал...
  Однажды в отделение привезли пациента с травмой черепа. Девять суток лежал он без сознания. Но Владимир Петрович успешно сделал первую в своей жизни трепанацию черепа, так как другого выхода не было. И человек остался жить. Радовались родные, радостно было на душе и медперсонала.
  «Как-то раз привезли ученика 8 класса школы № 6 в шоковом состоянии, – вспоминает Валентина Анатольевна Дегтярева, старшая медсестра травматологического отделения. – У него было обожжено около 80 % тела. Даже при 60 % ожога выживает не каждый...  Надежды на спасение не было. И все-таки врачи во главе с Шашкиным начали борьбу за его жизнь. Семь дней держали под наркозом, чтобы помочь его организму. Все это время Владимир Петрович не отходил от подростка. Смерть отступила, самое страшное было позади. Это было для нас самым серьезным экзаменом. Редчайший, почти уникальный случай».


 





Просмотров: 1405


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам