Счастлива вопреки


Рубрика: Персона
Среда,19.06.2013
Счастлива вопреки
Галина Ивановна Гребенщикова (в девичестве Котова) живет в деревне Дедушкино, что в часе езды от нашего города. Она – ветеран труда, почетный труженик тыла, мать-героиня и бабушка двух очаровательных внучек. Сейчас Галине Ивановне 83 года, однако для своих лет она выглядит весьма моложаво. В преддверии 72-й годовщины со дня начала Великой Отечественной войны юный корреспондент «ЧИ» Ксения Батуева побывала в гостях у Галины Ивановны, чтобы узнать о ее жизни и расспросить о войне.
– Галина Ивановна, расскажите, пожалуйста, немного об истории своей семьи.
– Все наши предки проживали в деревне Дедушкино (ранее Лукояновка) Чайковского района. Фамилия Гребенщиковы очень часто встречается как в самой деревне, так и в соседних населенных пунктах.
XIX век для крестьянства запомнился не только отменой крепостного права, но и участием в войнах с Турцией. Мой дед, Елисей Терентьевич Котов, был зажиточным крестьянином, держал ямщину, у него был большой шестистенный дом, который впоследствии был передан советской власти. Дед участвовал в русско-турецкой войне под командованием М. Скобелева. Впоследствии его наградили крестом Святого Георгия и подарили именные серебряные часы за отвагу и мужество, проявленные в боях. Однако награды в 1937 году тоже конфисковали.
Я помню, как умирал дедушка. У него тогда уже ничего не было. Он умер в доме у совершенно чужой женщины, которая сжалилась над ним и приютила его в последние отпущенные ему месяцы... (тяжело вздыхает – прим. автора).

– А что же дальше? Что происходило в Вашей семье в ХХ веке?
– XX век – сложное время: становление советской власти, гражданская война, коллективизация, массовые репрессии, Великая Отечественная война, восстановление разрушенного войной народного хозяйства... Ко всем этим событиям имели отношение предки моего мужа – Афанасия Провентьевича Гребенщикова.
Отец Афанасия – Провентий Матвеевич – был трудолюбивым порядочным человеком. Он служил в армии, а в 1917 году попал вместе с родным братом Филиппом на гражданскую войну, только Провентий – в Красную армию, а Филипп – в Белую. Домой вернулись оба живыми и здоровыми. В 1925 году Провентий Матвеевич женился на Екатерине Васильевне Аристовой, которая также жила в Дедушкино. Девушка была на десять лет младше Провентия, на тот момент ей было 18 лет. Через год родился их единственный сын, Афанасий. В 1937 году Провентий и Екатерина уехали в Свердловск, оставив одиннадцатилетнего сына у матери Провентия. Они бежали от раскулачивания, но через год вернулись в Дедушкино. Когда началась Великая Отечественная война, Провентий ушел на фронт. Он воевал под Сталинградом, был минером. В один не самый прекрасный день Екатерине Васильевне пришла бумага о том, что Провентий пропал без вести.
После окончания войны к Екатерине пришел сослуживец Провентия из Альняша. Он рассказал, что Провентий погиб из-за ошибки во время разминирования.
Брат Провентия – Филипп – тоже участвовал в Великой Отечественной войне. В 1943 году он получил ранение и попал в госпиталь. Филипп Матвеевич вернулся домой живым.

– Расскажите о своем детстве. Что происходило в Вашей семье?
– Мой отец – Иван Елисеевич Котов – был очень порядочным и трудолюбивым человеком, любящим отцом. Правда, все это я узнала о нем со слов братьев и сестер. Мне он не успел подарить родительскую любовь и ласку – его арестовали через полтора года после моего рождения. Три года мы жили без отца. Зимой дома было так холодно, что за ночь в ведрах застывала вода, принесенная из соседского колодца. Есть было практически нечего, весь урожай забирали в колхоз. Как только весной пробивалась трава, мы собирали листья щавеля, лебеды, липы и пекли лепешки: так тратилось меньше муки, которой и без того было очень мало.
В 1935 году отца выпустили из тюрьмы за отсутствием состава преступления. Мне уже шел пятый год. Когда он вернулся домой, я его не признала и считала чужим дядей. А когда мама уходила на работу и оставляла меня с отцом, я царапалась, вырывалась из его рук и бежала вслед за ней.
Следующую зиму мы провели с отцом: дома всегда было тепло, сытно, все были счастливы. Он ходил на охоту, приносил зайцев, глухарей, а мне от «зайчика» корочку хлеба. Отец очень старался меня приласкать, но я к нему так и не привыкла за два года, что он прожил дома до второго ареста. 4 октября 1937 года снова пришли забирать отца от семьи. Я была на улице, когда мне сказали, что у нас милиция. В нашем доме находилось много чужих людей. Отец выглядел очень печальным. На полу валялись самовар и церковные книги. Я выбежала на улицу и встретила прислугу из дома моей подруги Эли Котовой. Она стала совать мне яблоки и пряники, приговаривая, что я должна непременно взять, ведь у меня арестовали отца.
Однако к этому событию я была равнодушна – я не понимала, что он мой родной отец, хотя мама, сестры и братья горько плакали. Отца осудили 29 ноября 1937 года за антисоветскую агитацию и приговорили к высшей мере наказания с конфискацией имущества. А 9 декабря 1937 года – расстреляли. В этот же день был расстрелян родной брат отца – Игнат.

инфо.png «По легенде, которую я слышала в детстве, в XVIII веке в наши места приехали три брата: Ефрем, Лука и Иван и обосновали починки, каждый на своем ключе, впадавшем в реку Пизь. По имени первых поселенцев и назвались эти три починка: Ефремовка, Лукояновка и Ивановка. Приехали они, якобы, с реки Керженец из старообрядческих скитков, за ними закрепилось название старообрядцы «Кержаки».

– А что происходило в школе? Если не ошибаюсь, было уже военное время? Говорят, тогда работали все…
– Впервые учиться я пошла в 1938 году. Школа была напротив моего дома, через дорогу. Начальную школу я закончила в селе Зипуново, а дальше училась в Сайгатке. В школу я ходила в лаптях, а зимой куталась в старую шаль, разъеденную молью.
Первую четверть я обычно в школу не ходила, так как работала. Но в остальное время училась хорошо. Всего я закончила семь классов.
После окончания школы в годы войны пришлось идти работать на молочный пункт. Нам привозили молоко, а мы его перерабатывали вручную: делали сливки, сметану, масло. Мы – хрупкие девочки 11‑12 лет – таскали тяжелые пятидесятилитровые фляги с молоком, ведь все мужчины ушли на фронт. Тяжело было, надрывались.
Хлеба и картошки не было. Мне как иждивенцу давали в день 200 граммов хлеба. А картошку начали сажать только в конце войны. Спасало то, что молоко на работе давали бесплатно.

– Галина Ивановна, а как Вы узнали о войне? Знали ли о событиях, происходящих на фронте?
– О войне нам сказал учитель в школе. А о том, что творилось на фронте, мы ничего не знали: у нас в деревне даже радио не было. Да и некогда было, работали. Правда, по ночам спать не могли из-за страха, что прилетят самолеты.
О том, что война закончилась, мы узнали не сразу. Я помню, как однажды утром учителя неожиданно прекратили урок и созвали всех на линейку. Директор торжественно сообщил, что война окончена, и Советская Армия победила. Нас отпустили с уроков, и мы – радостные – вприпрыжку бежали по улице и кричали: «Ура!»
Только вот сейчас узнаю о том, что происходило в войну: ужасаюсь многочисленным бедам, и восхищаюсь героизмом и смелостью солдат!

– Как же складывалась Ваша жизнь после окончания школы?
– В 1946 году я поступила в Сарапульское педагогическое училище, которое закончила с отличием в 1950 году. В этом же году поступила в Сарапульский педагогический институт на факультет филологии. Так радовалась этому! Проучившись два года и получив диплом, я отправилась по распределению в Маракушинскую среднюю школу. Там я жила вместе с племянницей Любой. Там же познакомилась со своим будущим мужем Афанасием. Он жил в соседней деревне Дедушкино, а работал в селе Сосново на Машинотракторной станции водителем грузовой машины. В годы Великой Отечественной войны он служил в тылу, в военной части № 94040 под городом Ряжском радистом-кодировщиком. Красивый был, все девчонки мне завидовали!
В 1953 году мы поженились. Год жили в Дедушкино, здесь родилась наша первая дочь, Надежда. Потом переехали в Амзю (республика Башкортостан). Там я работала учителем русского языка и литературы. А Афанасий – водителем в Михайловском леспромхозе.
В Амзе наша семья прожила тридцать лет. Там появились на свет Люба, Татьяна, Сергей и Вера. И когда наша младшая дочь Вера закончила 8 класс в Амзинской средней школе, мы вернулись обратно в Дедушкино. Афанасий мой умер 10 июля 1991 года в результате несчастного случая – поражение электрическим током…

Во время нашей беседы Галина Ивановна не раз украдкой смахивала слезы… Однако несмотря на свою непростую судьбу, она считает себя счастливым человеком, и, прежде всего, счастливой мамой и бабушкой.





Автор: Ксения Батуева

Просмотров: 2235


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам