Поиграете со мной?


Рубрика: Персона
Четверг,14.11.2013
Поиграете со мной? Поиграете со мной? Поиграете со мной?

Должен ли педагог разговаривать со студентом на одном языке или ему предпочтительнее занять назидательную позицию? У Николая Долгова, преподавателя Чайковского музыкального училища, есть на это своя точка зрения.

 

Разъезды-переезды

Тридцать один год назад Николай Иванович, окончивший Пензенское музыкальное училище и Горьковскую консерваторию им. М.И. Глинки (г. Нижний Новгород) по классу баяна, переехал в Чайковский, где устроился на работу в музыкальное училище. Спустя два месяца он был призван в армию, где служил в ансамбле внутренних войск МВД по Уралу. По возвращении в Чайковский его помимо педагогической ставки ждала должность завуча и жена с сыном, переехавшие вслед за главой семейства.

За тридцать лет жизни в Чайковском Николай Иванович работал в музыкальном училище, музыкальной школе, а в какой-то момент он даже отказался от преподавания и посвятил себя духовному совершенствованию. Однако позже он вернулся в учреждение, где он и работает по сей день.

Мы умышленно не заостряем внимание на автобиографии Николая Долгова, чтобы не дублировать его книгу «Кто со мной играет», изданную в октябре этого года, и предлагаем сразу же перейти к интервью с музыкантом.

 

«У меня не было цели»

– Николай Иванович, расскажите, когда и при каких обстоятельствах состоялось Ваше знакомство с миром музыки?

Мне кажется, я всегда жил с музыкой. Помню, когда в нашем доме собирались гости, родители всегда пели. Мама очень любила украинские песни и иногда аккомпанировала себе на аккордеоне. Игре на этом инструменте она учила и меня, но я даже и не думал о том, чтобы пойти в музыкальную школу. Родители предложили мне это, когда я в семь лет был на реабилитации в санатории. Тогда они приехали ко мне в гости и спросили, на каком инструменте я бы хотел играть в музыкальной школе: баяне или аккордеоне. Так как у нас дома был аккордеон, он мне был уже не интересен, поэтому я выбрал баян.

 

инфо.png «Нас делают люди и события, которые происходят в жизни. Все приходит и уходит не просто так», уверен Николай Долгов.

– Нравилось ли Вам учиться в музыкальной школе?

Меня далеко не сразу увлекла музыкальная школа. К сожалению, я попал к педагогу, который, как я уже сейчас понимаю, учил меня не очень удобным вещам. Было очень много трудностей, но благодаря маме и тому, что она заставляла меня заниматься каждый день, мне все удалось. Она знала, что мне это пригодится в жизни и говорила: «Садись и занимайся, я хочу тебя послушать» С одной стороны это была для меня тяжелая работа, а с другой я был очень горд, если у меня что-то получалось. В свой книге «Кто со мной играет» я написал, что в первом классе музыкальной школы мне было не до игры. Т.е., было все – понятия «обязанность», «домашнее задание», «пьеса», «штрихи» и т.п., но игры не было. Игра – это то, во что я хочу играть сам, и куда я принимаю тех, кого желаю видеть рядом с собой.

 

– Вашей целью после окончания училища было поступление в консерваторию?

Вы будете смеяться, но у меня не было цели. Я просто жил. Я с отличием окончил училище, и поступление в вуз было вполне логичным, хотя я не особо задумывался о своем будущем.

 

Хорошее место

– Вы закончили консерваторию, а потом устроились на работу в училище. Не пришлось сожалеть о сделанном выборе, может, стоило выбрать для работы высшее учебное заведение?

Признаюсь, поначалу я думал, что училище и рядом не стоит с моей консерваторией, но я ошибался. Познакомившись с коллективом, я увидел насколько сильные здесь педагоги. Это очень интересные люди с большим потенциалом. Тогда я понял, что попал в очень хорошее место. До сих пор мое мнение не изменилось, и я этому очень рад.

 

инфо.png «Я стремлюсь к тому, чтобы процесс обучения был интересен всем», поделился Николай Иванович.

– Николай Иванович, у Вас есть опыт работы не только со студентами, но и с воспитанниками детской школы искусств. С кем проще работать: со школьниками или студентами?

Мне сложнее работать с детьми потому, что ребенок немного по-другому воспринимает мир. В работе с ними педагог выступает как авторитет, а не как сотрудник. А я по жизни не авторитарен. Я понимаю, что помимо музыки, у ребенка есть еще целый мир. Если сейчас начну на него давить, я должен затрагивать все сферы его жизни – это не в моем стиле.

Когда ко мне приходит студент, он знает: к чему он стремится. Он приходит ко мне, как специалисту, которым вскоре станет и он сам. Так что мы говорим практически на одном языке, поэтому я ставлю перед студентами ясные и понятные для них цели.

 

– Изменились ли сейчас студенты? Приходится ли Вам, как педагогу, соответствовать новым веяниям времени?

Раньше студенты четко знали, чего хотят, а сейчас они стали более пассивными. Наверное, из-за того, что конкурс при поступлении стал не таким серьезным. Так что, к сожалению, сейчас много времени тратится на формирование личности студента и все это в ущерб образовательному процессу. Необходимо правильно мотивировать его, но как это сделать, если он не хочет? Я пробую зайти с другой стороны, но это занимает много времени. Сейчас все нацелены на результат, мне же важно разглядеть в студенте личность.

 

– Николай Иванович, Вы сделали правильный выбор, став педагогом?

Да. Наконец-то я понял, что я на своем месте. Когда я работаю с человеком, это всегда очень интересно. Приятно видеть отдачу от студента. Даже после выпускных экзаменов мы дружим и общаемся по телефону или в Интернете.

 

– Нет ли у Вас желания вернуться на малую родину – в Пензу?

Здесь я живу уже в два раза дольше, чем на родине. Там я прожил семнадцать лет, а здесь – уже более тридцати. Чайковский стал для меня второй родиной, которую я очень люблю.

 

Несказочная Мальвина

– Николай Иванович, а если ли студент которого Вы вспоминаете с особой теплотой?

– На самом деле таких студентов много. Так что расскажу я лишь об одном – удивительной девочке с не менее удивительным именем – Мальвина. О ней я написал в своей книге «Кто со мной играет»:

«Она попала ко мне в класс по принципу «на тебе, Боже, что мне негоже». Во времена студенчества она была агрессивной рыжей, ощетинившейся во все стороны, студенткой, которая, как мне сказали, вряд ли доучится, потому что ничего не делает, не хочет, и вообще – «Сам увидишь!». На осеннем отчетном концерте, где я впервые увидел ее, она не смогла сыграть и пары аккордов, после чего, пронзив гневным взглядом всех присутствующих, резко встала и ушла. В таком же состоянии она пришла ко мне в класс. «Ежик!» так я определил его для себя. Не знаю, что тогда произошло, но как с ней поступить, мне почему-то стало понятно.

Я объяснил Мальвине, что если она хочет чему-то научиться, я могу помочь ей в этом, но насильно впихивать в нее знания не собираюсь. После этого мы плодотворно отработали урок, а уже через месяц занятия проходили просто волшебно. Кстати, на государственном экзамене Мальвина сыграла на «4+», хотя поначалу была двоечницей. Прошло уже много лет, а мы дружим до сих пор. Сейчас моя бывшая студентка стала преподавателем, руководителем вокальных ансамблей и мамой двух замечательных детей».

Во время работы с Мальвиной я понял, как нужно работать с подростками. Я разговариваю с ними, как со взрослыми. Я не давлю, не церемонюсь и не заставляю что-то делать. Я просто объясняю, а они воспринимают это, как честь.

кав2.png

Интересные факты о Николае Долгове

1.             В 12 лет Николай Долгов принял «трудовое крещение» в пионерском лагере. Тогда он целую смену отработал баянистом. К началу работы мальчик знал наизусть две песни: «Сумерки» и про пушистого белого котенка. В конце смены мальчик научился играть на слух и импровизировать. «Это была серьезная школа жизни, – вспоминает Николай Иванович. – В лагере я научился по-настоящему применять свое мастерство».

2.             Николай Иванович искренне считает, что на протяжении всей жизни рядом с ним находятся удивительные люди, которые, так или иначе, помогают ему. В качестве одного из примеров музыкант вспоминает мальчика Валеру, который поначалу задирал баяниста, а затем стал его хорошим другом. Из-за конфликта с Валерой Николай Долгов не пошел в девятый-десятый классы, потому что тогда ему пришлось бы учиться в параллельном классе со своим обидчиком. После поступления в музыкальное училище Николай Иванович поехал по путевке в лагерь на Черное море, где и подружился с хулиганом.

3.             Четыре года Николай Иванович не занимался музыкой, посвятив себя духовному познанию. В качестве священника церкви Иисуса Христа он встречался с жителями Чайковского района.

4.             Супруга Николая Ивановича также работает в Чайковском музыкальном училище. Ольга Геннадьевна Долгова преподает сольфеджио, теорию, гармонию.

5.             У Николая Долгова трое детей: дочь Елизавета и сыновья – Иван и Александр и пятеро внуков: Миша, Соня, Илья, Аня и Полина.

6.             В октябре 2013 года Николай Иванович издал книгу «Кто играет со мной», посвященную его становлению в качестве музыканта и размышлениям о своем месте в педагогике и методах преподавания.

7.             В 26 лет – после двух месяцев работы в Чайковском музыкальном училище – Николай Долгов был назначен завучем. В этой должности он проработал семь лет. Также порядка шести лет Николай Иванович заведовал народным отделением училища.

кав1.png


Информация:

4 августа 2013 года Николай Долгов отметил свой 55-летний юбилей. В честь этого события 9 ноября в Чайковском музыкальном училище состоялся праздничный концерт «Его величество баян. От частушки и до джаза». В нем приняли участие выпускники Николая Ивановича: Денис Брюханов и Владимир Новокрещенов, а также студенты преподавателя и его друзья.

 


Книгу Николая Долгова «Кто со мной играет» вы можете скачать в блоге Николая Ивановича (никнейм Domoff) на сайте http://www.splayn.com.




Просмотров: 2892


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам