Открой книгу – открой мир!
Публикуем работу еще одного участника – девятнадцатилетнего Дмитрия Кощеева (номинация «Книга жизни»).
«Есть миллионы хороших книг, которые привлекают читателя удивительным сюжетом и восхитительным языком написания. Однако иногда среди них встречаются по-настоящему выдающиеся, которые меняют наше сознание и заставляют взглянуть на мир по-новому. Настоящим откровением для меня стала книга Вильяма Гергерта «Дорога света: записки гидростроителя» – именно ей и посвящен мой рассказ.
Стоял морозный январский вечер, за окном о чем-то напевала вьюга, а звезды были такими яркими, что казалась, чья-то заботливая рука протерла каждую и присыпала алмазной крошкой, чтобы лучше сияли в канун светлого праздника Рождества. В доме в это время становится особенно уютно. На окнах блестят чудесные узоры, а в гостиной установлена большая пушистая елка, наполняющая комнаты нежным лесным ароматом. Именно в такой рождественский сочельник бывает в высшей степени чудесно завернуться в теплый пушистый плед и приступить к чтению какой-нибудь занимательной книги. В этот раз я как обычно пробрался в семейную библиотеку и наугад вытащил видавший виды экземпляр какого-то произведения. В мягком свете уличного фонаря, пробивавшегося через неплотно задернутые шторы, мелькнуло аккуратно выведенное название «Дорога света: записки гидростроителя» В. Гергерт. Трудно сказать, почему эта книга сразу заинтересовала меня. Но вернувшись в комнату, я с нетерпением углубился в чтение.
Толстые, пожелтевшие от времени страницы издавали тихий, сравнимый разве что со скрипом свежего утреннего снега шелест. Однако вскоре я перестал замечать его, в моем сознании начали всплывать потрясающие картины из далекого прошлого нашего города. Молодые и вечно веселые первостроители, шум вековых лесов непокорного сурового края, первые поселения, первые бараки и звонкий ребячий смех – смех тех, для кого и создавалось это великое чудо город Чайковский. На моих глазах разворачивались удивительные события: как будто из ниоткуда вырастала стрела гидростанции, строились заводы, а там, где еще недавно шумела тайга, зажигались огоньками первые кварталы новостроек. С приходом сентября в городе начиналась пора листопадов, дети отправлялись в новую школу. Отцам-основателям города очень хотелось подарить детям сказку, и поэтому даже здание школы было построено в нарядном барочном стиле и больше напоминало какой-нибудь из дворцов Санкт-Петербурга. Руками молодых мечтателей рядом со школой был возведен не уступающий ей по красоте клуб «Гидростроитель», где по вечерам зажигались десятки золотистых ламп и устраивались танцы, соединявшие нежными узами сердца юных чайковцев.
Эта книга словно околдовала меня. Автору удалось сделать невозможное, он как будто раздвинул границы времени и пространства и провел своего читателя только ему известными путями к самым истокам нашего города и показал те события, которые происходили задолго до моего рождения. Я впервые в полной мере ощутил сопричастность к этому городу и почувствовал гордость за то, что родился здесь, принадлежу его культуре и по праву могу назвать себя чайковцем. Эта книга подарила мне абсолютно новый мир, который ранее оставался в тени привычных с раннего детства архитектурных ансамблей. Теперь прогуливаясь по улицам родного города, я вижу его совершенно другими глазами.
В историческом центре города – Сайгатском микрорайоне – среди маленьких домов приветливо и лукаво смотрят окна станции юннатов: когда-то здесь были детские ясли. Недалеко от станции находится дендрарий, созданный трудолюбивыми руками чайковских школьников. Здесь собрана поистине уникальная «зеленая коллекция»: лиственницы, акации и даже кусты жасмина. В двадцатом веке сюда часто приезжали на экскурсии, и многие туристы удивлялись, как такие растения выживают в условиях уральского климата. Однако здесь действительно имело место некоторое волшебство, и имя ему – любовь. Высаженный с любовью и заботой парк каждую весну радовал своих маленьких покровителей яркими красками, создавая неповторимую атмосферу курортного приморского городка, нежели затерянного в уральской тайге поселения. В тени этого прекрасного сада любил посидеть и Вильям Гергерт. Возможно, именно здесь были написаны лучшие главы его великолепной книги.
В то, что Чайковский – приморский город, можно поверить, прогуливаясь по чудесной набережной, протянувшейся от самой стрелки Камы и Сайгатки. Вот уж действительно Камское море – ни конца и ни края. Сложно поверить, но каких-то полвека назад здесь еще шумели поля, а сама Кама имела лишь один узкий проток. Каких же усилий стоило людям создание этого великолепия, книга красочно повествует об этом. Создавая город Чайковский, его отцы-основатели хотели сделать нечто прекрасное не только внешне, но и по наполнению. Так в Чайковском появились музыкальная школа, музыкальное училище, а позднее своя художественная галерея и драматический театр. И еще одна важная часть этого наследия – величественная яблоневая аллея, протянувшаяся от речного вокзала к сердцу нашего города, и давно ставшая излюбленным местом свиданий горожан. Как рассказывает в книге сам Гергерт, эта аллея – своеобразный дар грядущим поколениям. В ее посадке участвовали все – от простых рабочих до городских управленцев. Возможно, что и сегодня там стоят деревья, посаженные Икомасовым, Ивановым, Кочетовым и самим Гергертом, нашептывая влюбленным парам удивительные истории о первых днях нашего города, сладком времени мечтаний и планов, устремленных в далекое будущее.
Благодаря книге Вильяма Гергерта, я заново открыл для себя город Чайковский, где каждый уголок дышит историей, а за самыми простыми вещами скрываются удивительные легенды, уводящие в далекое прошлое. Каждый раз, уезжая отсюда по делам, я с грустью смотрю на огоньки Сайгатского микрорайона, тугой изгиб плотины, туманы, встающие над Стрижухой. И иногда кажется, что в этой легкой вечерней мгле над милыми сердцу огоньками парит Николай Чудотворец – святой покровитель города».
Конкурс посвящен издательскому делу и литературе и проводится по четырем номинациям. Первая из них «Книга жизни». Напишите нам о своей любимой книге (художественная, научно-популярная литература и др.), расскажите о писателе, поэте, художнике-иллюстраторе или литературном герое и о том, какое влияние они оказали на ваше мировоззрение. Письменные работы принимаются в электронном виде или на бумажном носителе (шрифт Times New Roman, размер – 12, одинарный интервал, не более двух страниц формата А4). Рукописи не принимаются.
Вторая номинация называется «Старый переплет».
Принесите в редакцию книги из вашей домашней библиотеки, изданные не позднее 1950-го года, и расскажите несколько слов о том, как они «поселились» на вашей книжной полке. Сфотографировав переплет книги и несколько ее страниц, мы опубликуем снимки и ваши истории на страницах «ЧИ».
Третья номинация – «Другой формат». Здесь мы также предлагаем читателям принести в редакцию «ЧИ» книги, но теперь уже – необычного формата (к примеру, книжки-малышки, книжки-брелоки, самиздат времен СССР и др.).
Четвертая номинация «Я – герой!» – для любителей фототворчества. Чтобы стать ее участником, нужно прислать в редакцию фотографии, на которых вы запечатлены в образе полюбившегося литературного героя. Не забудьте пояснить, кто автор снимка, где и когда была сделана фотография и рассказать несколько слов о том, почему вы выбрали именно этот образ.
Участником конкурса может стать любой житель Чайковского. Приносите ваши работы в редакцию (ул. Мира, 1а) либо отправляйте по электронной почте: chaintres@chaint.ru или redaktor.chi@gmail.com, указав при этом имя, фамилию, возраст и номер вашего телефона.
Лучшие работы появятся на страницах «ЧИ». Победителей ожидают призы и премии от редакции и спонсоров конкурса.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее