Марина Корзун: «Хочу как можно дольше быть в работе»
Копилка историй об интересных людях нашего города сегодня пополнилась рассказом о неординарной, творческой женщине, создателе и бессменном руководителе Чайковского народного театра юного зрителя Марине Корзун. И повод для этого весьма приятный – 7 марта Марина Георгиевна отметила свой 70-летний юбилей.
Мы встретились с Мариной Георгиевной в её рабочем кабинете. Его стены увешаны различными дипломами, грамотами и благодарностями, напоминающими о насыщенной успешной жизни Народного театра юного зрителя и его руководителя.
– Марина Георгиевна, с какими мыслями Вы встречаете 70-летие?
– Задумываться о возрасте некогда. И мысли не об этом, а о предстоящем юбилее театра – 3 ноября НТЮЗу исполняется 45 лет, это большая половина моей жизни. Поэтому задумываюсь о том, что в театре есть хорошая смена, последователи, которые будут продолжать моё дело. И уверена, что не напрасно посвятила себя этой профессии, на работу всегда иду, как на праздник.
– Семья и театр: эти две категории, по-моему, давно переплелись и составляют всю Вашу жизнь…
– Именно так. То, что я сумела привить своим детям и внукам любовь к творчеству, для меня очень важно. Дети реализуют себя здесь, как специалисты, педагоги. Внуки, приобретая новые профессии, остаются верны театру, успешно реализуют себя в творчестве. Вот такой у нас семейный подряд.
– Театр существует почти полвека. Сколько спектаклей поставлено за это время?
– Больше 150, подсчитывали в прошлом году. Чаще мы говорим о количестве людей, которые прошли через ТЮЗ: это и зрители наших спектаклей, и публика других городов, где мы часто бывали на фестивалях, и участники студий, которые росли и становились актёрами. Это всё говорит о том, что здесь прожита длинная серьёзная жизнь. ТЮЗ стал вторым домом не только для меня и членов моей семьи, но и для множества воспитанников, актёров, их родителей – многие из них мои бывшие воспитанники. В студиях уже занимаются внуки моих бывших актёров. Возглавлять театр сложно, меняются люди, интересы. Раньше в любительский театр бежали, чтобы чем-то занять себя, проявить свою творческую натуру. Сегодня театр заменяют различными технологиями, молодёжь, в своём большинстве, старается быть у компьютера, нежели куда-то пойти да ещё и проявить свои способности. Поэтому мы стараемся построить работу так, чтобы заинтересовать, привлечь в коллектив ребят разных возрастов. От этого зависит и зрительский поток, и количество спектаклей, выпускаемых за год. Репертуар формируем на разного зрителя. Поэтому наши залы никогда не пустуют.
– Почему Вы выбрали этот путь?
– Я дочь режиссёра и певца Пермского театра оперы и балета. С детства я участвовала в массовках оперных спектаклей, присутствовала на репетициях. Там, за кулисами и на сцене, с «высоты» моего маленького роста среди красивых рисованных декораций я погружалась в мир сказки. С дошкольного возраста училась в хореографическом классе и в музыкальной школе. Семейные обстоятельства сложились так, что я переехала в Чайковский в 1967 году и поступила в политехникум лёгкой промышленности. Но тоска по театру не давала мне покоя. И когда я знакомилась с городом, мне в глаза бросилась театральная афиша клуба «Гидростроитель», на которой было написано: «Чайковский народный театр набирает студию под руководством Марии Никифоровны Тихоновец». С этого дня судьба моя была определена сразу и безоговорочно! Меня приняли в студию, затем стала актрисой театра на восемь счастливых лет. Студийцы получали серьёзное образование: история театра, музыкальная литература, актёрское мастерство, сценическая речь и движение – всё было настолько интересно, что захватывало нас целиком и полностью, мы не жалели времени и допоздна учились, репетировали, интеллектуально развивались. Профессиональный преподавательский состав давал мощную познавательную базу. До конца жизни мы общались со своими любимыми наставниками из народного театра. Позже Мария Никифоровна доверила мне театральную студию при театре, я стала завучем и вела несколько предметов, а после отъезда нашего режиссёра в Пермь мне доверили руководство театром. Я продолжала заниматься со студией, мы поставили шесть спектаклей, в основном это были сказки и молодёжные спектакли. В 1976 году я решилась уйти и создать свой театр. Так я попала во Дворец культуры «Текстильщик». Всё было непросто, и я начинала свою деятельность в новом дворце в должности культмассовика-затейника. Двадцать пять студийцев, которые перешли со мной из «Гидростроителя» на новое место, жаждали творчества, спектаклей. Мы начали готовить программы агитбригад и параллельно, можно сказать, подпольно репетировали спектакль «Девочка и апрель» Т. Ян, который определил нашу судьбу, наш статус на все 45 лет. Спектакль мы показали для школьной аудитории. Без ложной скромности скажу: он имел потрясающий успех! После удачного показа нам выделили и сцену, и репетиционные часы, и на дверях нашего класса появилась табличка Театр юного зрителя. Второй постановкой стал спектакль «Двенадцать месяцев» С. Маршака, который родился благодаря работе с двенадцатью подростками из неблагополучных семей. Их исправление стало для меня заданием по комсомольской линии. Это было интересное и непростое время, которое дало положительные результаты: из двенадцати детей десять было снято с учёта в милиции. А я приобрела крепкий характер и хорошую моральную закалку.
– Какая у ТЮЗа целевая аудитория?
– Наши актёры и зрители – это и взрослые, и дети. Никогда ТЮЗ не замыкался лишь на детском репертуаре. Мы стараемся жить в ногу со временем и в ритме событий города, страны. Ещё будучи агитбригадой, коллектив не раз становился лауреатом различных конкурсов Советского Союза и России. ТЮЗ вырастил большое количество актёров-профессионалов. Дети учатся в студиях, растут, постепенно переходя на сценическую площадку, где с огромным старанием и душой проявляют себя. Не всем, конечно, дано быть актёрами, но каждый ребёнок развивается в своём ритме. Главное – реализовался ли он для самого себя, обрёл ли уверенность, стал ли успешным. Актёрский состав ТЮЗА – 36 человек. Но играют на сцене не только актёры, мы берём ребятишек из студии в детские спектакли – а их больше семидесяти, и каждому хочется скорее выступать! Всего в коллективе на сегодняшний день больше ста человек. В дружной актёрской семье надолго задерживаются те, кто понимает, что ТЮЗ – это серьёзная, каждодневная работа над собой, над ролью. И хорошо, когда это понимают не только дети, но и их родители. Вместе мы идём к общей цели – воспитать человека социального, востребованного, без комплексов, который будет гармонично развит.
– Марина Георгиевна, Ваша собственная семья уникальна. В ней есть нетворческие люди?
– Мой старший сын Виталий в юности играл в театре, но после армии ушёл в другую сферу деятельности. Все остальные работают здесь. Муж Сергей Ишутин – прекрасный сценарист, написавший восемь пьес для детского театра, которые поставлены у нас не по одному разу. Он преподаёт сценическое движение в студиях и работает вместе со мной над сценографией к спектаклям. Дочери Анна и Ольга – в театре с самого детства. Они окончили академию, имеют степень бакалавра, режиссёры, педагоги студий, ведущие актрисы театра, верные мои помощники и единомышленники. Их сыновья и наши внуки Михаил и Андрей – также актёры театра с детства.
– Как же образовалась эта замечательная семья?
– Когда я работала в «Гидростроителе», Сергей записался в мою студию. Он был очень талантливым актёром, энергичным и незаменимым помощником. А у меня всегда была масса идей и дел, которые мы начали реализовывать вместе. Наша творческая дружба переросла в любовь. После была долгая разлука – годы службы Серёжи в армии. Было нелегко, но это испытание мы выдержали, не прекращая общение в письмах ни на один день. Были моменты, когда неделю или больше писем не было, задерживались на почте. Но потом враз приходила пачка писем, которые даже не помещались в почтовый ящик. Вот была радость! Я часто об этом вспоминаю. А Сергей рассказывал об армейской традиции бить по ушам или носу солдата столько раз, сколько писем ему пришло. Несладко приходилось его ушам, когда 10-12 писем приходили после задержки почты. Так родилась наша семья.
– Как Сергей делал Вам предложение?
– Это было забавно. Он приехал из армии и с чемоданом сразу к нам домой. Моя мама открыла дверь. Серёжа поставил чемодан и сказал: «Инна Ивановна, я отсюда уже никуда не уйду!» И это было как само собой разумеющееся, мы даже не думали, что может быть как-то по-другому. Он сразу влился в семью и творческий процесс ТЮЗа. Так мы по жизни шагаем вместе, занимаясь любимым делом.
Мой муж – человек уникальный: львиная доля его работы вложена в развитие нашего театра. Он очень скромный человек и никогда не упрекал меня в том, что я главенствую в театре, а иногда и дома. Его имя всегда на афишах, его пьесы востребованны, по ним поставлена масса спектаклей не только в нашем театре, но и по всей стране, за рубежом. Он прекрасный отец и дедушка, а это так важно для нашей семьи.
– Марина Георгиевна, Вы сильный человек?
– Я считаю себя человеком с устойчивой силой воли. Это очень помогает мне по жизни. Я требовательна не только к окружающим, но и к себе в первую очередь. В театре железная дисциплина. В этом стержень того, что театр держится на протяжении почти полувека. Бываю излишне эмоциональной, как и многие люди творческой профессии. Я с молодости знала, чем хочу заниматься. А если ты выбираешь дело всей жизни, и оно тебе нравится, если ты ходишь на работу, как на праздник, невзирая на неудачи и временные неполадки, ты прекрасно понимаешь, что создаёшь долголетие театру, себе и всем, кто рядом с тобой, – своей семье, актёрам и зрителям. Творчество продлевает жизнь. Я без творчества не могу прожить и дня.
У нас замечательный город, где поддерживается культурное наследие, мы становимся центром культуры Прикамья. И мне бы очень хотелось, чтобы город не забывал о тех, кто начинал эту культуру, кто всю жизнь отдавал себя ей. Хочется, чтобы в Чайковском помнили и уважали людей творческих, которые зачастую сейчас в тени, не все могут работать. Но могут передавать свой опыт молодым кадрам. Для многих творчество – это здоровье и продление жизни, об этом надо чаще вспоминать.
– Я знаю, что Вы были в США. Расскажите, что Вы там делали?
– В 1996 году мне посчастливилось стать обладательницей путёвки в США, поездка была очень познавательной. Нас и учили, и делились опытом работы в сфере культуры, показали всю красоту этой страны. Путёвку я получила от директора КШТ Геннадия Глушкова за успехи в работе на 25-летие ТЮЗа. Впечатления неизгладимые: жила на Манхэттене, была на экскурсиях в разных штатах – об этой поездке я сделала небольшой фильм «Моя Америка», снятый на любительскую камеру. Иногда я просыпаюсь с мыслями, а было ли это правдой? Настолько нереальной и впечатляющей была поездка.
– Есть ли ещё яркие моменты в жизни, о которых остались неизгладимые впечатления?
– Мне нравятся многие вещи. Я с благодарностью вспоминаю 16 лет, которые проработала в музыкальном училище преподавателем на актёрском отделении. Пять выпусков студентов, с которыми мы до сих пор дружим несмотря на расстояние. Ярким впечатлением стали три поездки в Германию на фестиваль, где наши спектакли были приняты зрителем на ура. Была интересная поездка в Югославию с работниками Дворца культуры и танцевальным коллективом «Юность Урала». Долго буду помнить опыт работы в жюри московского фестиваля «Золотое сечение». Пять интересных лет, за которые я приобрела ценный опыт и друзей. Жизнь моя очень насыщенна, надеюсь, что так будет продолжаться и впредь. Самые яркие события, конечно, в семье: рождение детей и внуков, общение с любимым братом, который работает дирижёром Новой оперы в Москве.
– Вы живёте в Чайковском давно, были приняты в ряды почётных граждан города. Как относитесь к нему?
– Чайковский стал для меня единственным домом, который я безумно люблю. Мне много раз предлагали сменить место жительства и работу, и были довольно заманчивые предложения, но я осталась здесь, потому что мой город – это моя судьба. Я люблю Чайковский, начиная с его ландшафтов и природы и заканчивая людьми. За свою жизнь здесь – а это больше пятидесяти лет – у меня появилось много хороших знакомых и друзей.
– Что бы Вы пожелали себе, скажем, на ближайшие лет тридцать?
– Не знаю, сколько лет жизни мне отведено Господом, но я хочу как можно дольше быть в работе. Если возможно – быть в работе всегда, до конца. Для меня это важно. Чтобы я могла поддержать свою семью в их творческих поисках. Помочь им как можно дольше быть в профессии, протянуть руку помощи, если это понадобится.
В юбилейный день ТЮЗовцы приготовили для Марины Георгиевны великолепное поздравление в духе театрального капустника. Наше издание с удовольствием присоединяется к поздравлению большой творческой семьи и желает Марине Корзун долгие годы радовать зрителей своими постановками и оставаться на своём месте как можно дольше.
Вера Мухаметдинова
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее