Тэффи: о счастье, взятках, жизни воротника и не только…
В Чайковском историко-художественном музее 3 марта состоялась премьера моноспектакля «Я и Тэффи». Актриса Светлана Дорохова рассказала о жизни и творчестве русской писательницы Надежды Лохвицкой
В пятничный вечер в виртуальном зале Чайковского историко-художественного музея собрался полный зал: студенты и школьники, взрослые поклонники театра и коллеги по творческому цеху. Все пришли на моноспектакль «Я и Тэффи» со Светланой Дороховой.
Первый моноспектакль не комом
Светлана Дорохова – актриса Чайковского театра драмы и комедии, хорошо знакомая почитателям Мельпомены. На сцене она более 27 лет, творческий багаж заполнен разнохарактерными персонажами, яркими образами. И вот теперь появился в её репертуаре моноспектакль, как известно, требующий от актёра наивысшей степени мастерства, полной отдачи и раскрытия. «Мне так понравилось быть одной на сцене! – делится впечатлениями после премьерного показа Светлана. – Мне было очень комфортно: камерная атмосфера музейного зала отличается от сцены. Там свет рампы не позволяет увидеть зрителей. Здесь я смотрела в отзывчивые глаза. Тёплый приём дал возможность справиться с волнением».
Идея сыграть в моноспектакле по творчеству русской писательницы Надежды Лохвицкой возникла у Светланы давно, лет десять назад. Творчество королевы русского юмора – именно так называли Лохвицкую – привлекло Светлану жизненной философией, завёрнутой в юмористическую обложку. Идею Светланы с удовольствием поддержал художественный руководитель драмтеатра Александр Борисов. «Театр ищет новые формы. Моноспекталь – одна из форм, в которой артист может выразить себя, вырасти над собой в профессиональном смысле», – отметил он.
Видна рука мастера
По словам худрука, Светлана проделала непростой путь, который растянулся на семь месяцев. Именно столько времени понадобилось актрисе и её наставнику Заслуженному артисту России Василию Костоусову, чтобы история Тэффи – под этим псевдонимом творила Лохвицая – обрела законченную форму. Василий Викторович неслучайно стал учителем Светланы Дороховой: за его плечами более тридцати лет работы в моноспекталях. Многие из них также были сыграны в зале музея. «Я читал Чехова, на втором этаже – Достоевского, а в третьем зале – поэтов эмиграции первой волны», – вспоминает актёр. Тем ценнее оказалось сотрудничество с мастером сцены, во время которого он делился своими наработками, раскрывал секреты, расставлял акценты. «Главное – пробудить в актрисе достоинство, чувство стиля, понимание меры и желание этим поделиться», – отметил Василий Костоусов. По его словам, Светлане Дороховой это удалось.
Получилось симпатично
Моноспектакль «Я и Тэффи» начался с рассказа главной героини о жизни писательницы. На сцене только актриса и … кукла. Светлана рассказывает: «Изначально задумывалось, что я буду одна. Затем Василий Викторович придумал ввести ещё один персонаж – куклу. Этой кукле лет сорок, она из детства нашей актрисы Галины Палеховой. Представляете, какая история у неё? Может быть, она помогла мне сегодня…»
В основе моноспектакля три произведения писательницы – «Жизнь и воротник», «Взятка», «Я счастливая». Три небольшие истории, в которых соединены юмор и грусть, остроумные наблюдения за людьми и даже вещами, а также рассуждения о том, что такое счастье.
Александр Борисов заметил, что музыкально-литературная композиция, в которую вошли не только рассказы Тэффи, но и её стихи, получилась очень симпатичной. Использованные композиции Чайковского и Рахманинова дополнили и украсили моноспекталь, настроив зрителя на спокойный мелодичный лад.
О мечтах и планах
«Я и Тэффи» ещё не раз предстанет перед чайковцами, дав возможность окунуться в творчество писательницы. В марте запланировано несколько показов, в их числе знакомство с моноспектаклем воткинских любителей театрального творчества – «Я и Тэффи» побывает в гостях в усадьбе-музее П. И. Чайковского.
А в мечтах у художественного руководителя Чайковского театра драмы и комедии – проводить в уже обновлённом здании театра литературные вечера. «Хочется видеть живое общение в стенах уютного театрального кафе, где за чашкой чая зрители слушают стихи или прозу в исполнении артистов. Хочется создать такую атмосферу, в которой зрители сами захотели бы прочитать что-нибудь со сцены. Хочется дать толчок дружескому общению, дискуссии, живому диалогу», – рассказывает Александр Борисов.
Уверена, что мечты художественного руководителя станут действительностью. А пока в театральной среде Чайковского происходят интересные трансформации, воплощаются в жизнь новые идеи, появляются интересные решения. Такие как моноспектакль «Я и Тэффи».
В этот вечер искренний живой диалог с актрисой состоялся. Было любопытно узнать о Тэффи и окунуться в историю прошлого столетия. Закрыв глаза, представить конку (предшественник трамвая с лошадиной тягой) и даже ощутить себя среди пассажиров. Вообразить себя в роли неумелой бабки-взяточницы на приёме у судьи. Понаблюдать, как обычный воротник меняет жизнь честной женщины. Поразмышлять о счастье, вспомнив себя ребёнком, – смогла ли Тэффи сохранить в себе те детские ощущения? Сможем ли мы не растерять в себе детскую наивность и желания? Всё зависит от нас…
Вера Мухаметдинова
Фото автора
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее