Первая среди лучших
Не так давно завершился муниципальный этап конкурса «Учитель года – 2021». «ЧИ» предлагает поближе познакомиться с абсолютным победителем конкурса Татьяной Александровной Кустовой, учителем физической культуры из чайковской гимназии.
Общаясь с разными людьми, рассказывая их истории, я замечаю одну закономерность: есть всё-таки путь, который предназначен тебе свыше. Кто-то уверенно идёт по нему прямо с детства, а кого-то направляют определённые обстоятельства, ситуации и даже люди. Так случилось и в жизни моей собеседницы Татьяны Кустовой, для которой путь в педагогику не был очевидным с самого рождения, но всё сложилось так, что она успешна и счастлива в своей профессии.
Семейный выбор
Татьяна Александровна выросла в интеллигентной семье: мама всю жизнь проработала врачом, отец много лет возглавлял Чайковское музыкальное училище. Поэтому работу педагога она знала с самого рождения. Спорт любила, с удовольствием занималась лёгкой атлетикой. Учась в школе № 11, постоянно защищала честь школы в составе сборной на городских состязаниях. Казалось, будущее прозрачно: педагогика плюс спорт. Но почему-то мысли связать свою жизнь с этим у Татьяны и её родителей не возникало.
«После 11 класса я поступала на юридический факультет, но мне не хватило одного балла для поступления на бюджет, – рассказывает Татьяна Александровна. – Родители тогда изучили ситуацию с высшим образованием в городе и пришли к выводу, что лицензия есть только у института физической культуры. Туда и поступила с мыслью, что это временно. На следующий год я собиралась поступать на юрфак снова». Но учёба в институте физкультуры сложилась очень успешно. Татьяне даже прочили научное будущее. Окончив институт с красным дипломом, она решила получить второе высшее образование и также с отличием окончила УдГУ специалистом по связям с общественностью. Второе высшее Татьяна Кустова получала заочно, уже работая в Гимназии учителем физкультуры. «На четвёртом курсе я пришла сюда на практику и больше никуда не уходила», – говорит она.
Педагогический стаж Татьяны Кустовой – почти 20 лет
Нашла свой путь
Любому начинающему специалисту важно гармонично влиться в коллектив и грамотно показать себя как специалиста. Очень важны на данном этапе наставники. Татьяне Александровне в этом плане очень повезло. Её первым наставником стала Валентина Константиновна Хаирова, которая сыграла определяющую роль. «Я взяла от неё очень много: уравновешенность, выверенность во всём, спокойное отношение к делам и проблемам, уважительное отношение к коллегам, детям, родителям, целеустремлённость, направленность на общий результат, на победу школы», – с благодарностью вспоминает свои первые шаги в педагогике Татьяна Александровна. Анатолий Петрович Бурдин, с которым Татьяна Кустова работала учителем физкультуры в начальной школе, также внёс значимый вклад в её становление. Надо сказать, что молодым педагогам было непросто начинать свой путь в школе № 9. Школа всегда была в лидерах среди общеобразовательных учреждений. А статус гимназии, полученный в 2002 году, поднял планку на новый уровень, которому надо было соответствовать.
Стремление идти вперёд и познавать что-то новое не давали моей героине сидеть на одном месте. Работая учителем физкультуры, она пробовала себя и в других областях: реализовала несколько бизнес-проектов и даже пробовала найти себя в области работы с общественностью. «Я проходила конкурс и была в тройке лидеров на должность специалиста по связям с общественностью на «РусГидро – Воткинская ГЭС». Моя кандидатура подходила практически по всем критериям, но судьба распорядилась таким образом, чтобы я поняла: педагогика – мой путь», – улыбаясь, отметила моя собеседница.
Движение в разных направлениях
«Моя жизнь – непрерывное движение в разных направлениях. Я интересуюсь не только спортом», – рассказывает Татьяна Александровна. И это действительно так. С 2015 года в Гимназии реализуется большой проект «Смысловое чтение» под руководством Ольги Михайловны Долгановой. В проекте Татьяна Александровна Кустова участвует как классный руководитель. Учителями школы был создан совместный продукт «Читательская конференция для 5-6 классов», с которым в прошлом году гимназисты представляли апробационную площадку на уровне Пермского края и стали победителями. По словам Татьяны Александровны, в Гимназии все педагоги – новаторы. Каждый работает по нескольким направлениям, и это помогает образовательному учреждению долгие годы оставаться в лидерах практически по всем позициям.
Ещё одним направлением, в котором успешно работает лучший из педагогов, стало олимпиадное движение. «Мои дети всегда в призёрах на городском уровне, они получают высокие баллы во Всероссийской олимпиаде школьников», – отмечает Татьяна Александровна. По её словам, олимпиада по физической культуре не так проста, как может показаться на первый взгляд. Олимпиада по физкультуре проходит в два этапа. Первый – теория, включающая знания истории спорта и олимпийского движения от древности до наших дней, вопросы по физиологии, анатомии, спортивной медицине – всего этого не найдёшь в школьной программе. Учителю, который готовит ребят к олимпиаде, приходится изучать внушительный пласт знаний вместе с ребятами. На втором этапе ребята показывают свой уровень подготовки в спортивной гимнастике, лёгкой атлетике, баскетболе или комбинированной полосе препятствий – на выбор. Если ребёнок проходит на краевой уровень, задания становятся сложнее: дистанция в лёгкой атлетике больше, с виражами, подъёмами и спусками, а также обязательная гимнастика и теоретическая часть. По словам Татьяны Кустовой, в олимпиаде могут быть успешными талантливые спортивные дети, которые, что называется, горят этим и старательно изучают теорию. Задача педагога – «зажечь» их, пробудить внутреннюю мотивацию. «Когда ребята видят положительную динамику, первые результаты, становится легче работать на перспективу. Я показываю, чего ребёнок может достичь, через маленькие шаги к успеху. Они видят, верят и двигаются. Замечательно, когда ещё есть поддержка родителей», – заметила она.
Выйти из зоны комфорта
Участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года» Татьяна Александровна Кустова считает своеобразным подведением итогов. «На конкурс я пошла, чтобы поделиться с коллегами своим опытом, наработками и отчасти для того, чтобы развеять сложившийся образ ограниченного учителя физкультуры со свистком, висящим на плотном животике, – рассказывает победительница конкурса. – Я считаю, что учитель физкультуры должен быть человеком разносторонним, владеть грамотной речью, профессиональной терминологией, уметь общаться и выстраивать взаимодействие с детьми и родителями, коллегами и всегда к чему-то стремиться. Политика невмешательства не для нашей профессии».
Татьяна Кустова возглавляет городское методическое объединение учителей физической культуры
Члены жюри и коллеги отметили спокойствие и уверенность, с которыми Татьяна Александровна Кустова прожила три конкурсных дня. Уверенность в своих силах и желание показать всё, что она приобрела за 19 лет работы в школе, помогли ей достойно пройти все конкурсные испытания и стать лидером. «В рамках конкурса самое главное – преодолеть себя. Самое сложное – выйти на незнакомых детей. Это момент, который показывает, как ты сработал здесь и сейчас. Именно тогда происходит выход из зоны комфорта, преодоление себя. Я была настроена на конкурс, но ощущения, что я непременно стану абсолютным победителем, не было. Была готова выступить достойно и грамотно. А дальше, видимо, для меня удачно сложились звёзды. Опыт, настрой, работа школьной команды, поддержка коллег и грамотное сопровождение Центра развития образования дали достойный результат», – делится рецептом своей победы Татьяна Александровна.
Поддержка семьи – немаловажный фактор
«Я благодарна прежде всего своей семье. Месяц перед конкурсом меня никто ни о чём не просил, все поддерживали и были очень самостоятельными. Без поддержки семьи вступать в конкурс не стоит», – уверена Татьяна Кустова. Несмотря на успехи в профессии семья для неё на первом месте. И домашние всегда радуют. Младший сын увлечён хоккеем, он профессионально занимается в открытой недавно академии хоккея. Дочь – участница городских и краевых олимпиад, отлично учится, вместе с тем обожает танцы: окончив хореографическое отделение Школы искусств, продолжает заниматься любимым делом. Семья Кустовых – спортивная, активная и дружная: «Любим путешествовать, каждые выходные зимой выходим всей семьёй на лыжах. Летом любим быть на природе, есть свой участок земли, на маленькой яхте бороздим водные просторы родного города и района. Русская баня с родными каждую неделю. Ежегодно лепим пельмени под Новый год. Наши увлечения довольно традиционные для нашей местности», – рассказывает Татьяна Александровна.
В ближайшее время абсолютного победителя ждёт не менее волнительное время – подготовка и участие в краевом этапе всероссийского конкурса «Учитель года – 2021». Пока колесо вертится, надо действовать, уверена Татьяна Кустова. Пожелаем ей успешно выступить в Перми, достойно представить Чайковский на краевом уровне.
Вера Мухаметдинова
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее