«Панночка» приглашение в потусторонний мир
13-го февраля чайковскому зрителю довелось увидеть легендарный спектакль «Панночка», поставленный по мотивам гоголевского «Вия», который идёт на сцене Пермского Театра «У Моста» уже более 23 лет и является его визитной карточкой. Именно после постановки «Панночки» в 1990 году Театр прозвали мистическим и признали за ним право первооткрывателя потустороннего мира на сцене.
Пятница 13-ое… Ещё не появившись в Чайковском, спектакль уже заинтриговал зрителя датой выхода на сцену. Перед спектаклем Сергей Федотов, основатель и художественный руководитель Театра «У Моста», единственного мистического театра в мире, признался, что 13 – его любимое число.
С первой же сцены спектакль, уникальный по своей стилистике, воздействовал на зрителя контрастом образов – сплавом ужасов, комедии и философской притчи. Тихая идиллия украинского вечера сменялась кошмаром проклятой церкви, веселая казацкая пирушка переходила в ночной шабаш тёмных сил. Блестящая игра актёров заставляла зрительный зал то смеяться, то замирать от ужаса, то вздрагивать от неожиданности. Секрет успеха этого спектакля, по мнению критиков, заключается в том, что за шутками и пугающими сюжетами стоит глубокое философское содержание и ответы на многие волнующие нас вопросы.
После спектакля Сергей Павлович Федотов – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат национальной премии Чехии, лауреат премии Правительства РФ ответил на несколько наших вопросов.
Пятница 13. Именно в этот день в нашем городе был показан спектакль «Панночка». Что это? Совпадение или специально выбранная дата?
С.П. - С самого детства я стал замечать, что мне везде сопутствует число 13, будь то билет в поезде или номер в гостинице. Сверстники говорили, что это чёртова дюжина, невезучая цифра, но для меня это благоприятное число. И вообще я часто назначаю премьеры именно на это число.
С актёрами известной киноверсии «Вий» Леонидом Куравлёвым, Натальей Варлей во время съёмок фильма и после случались всякие неприятности мистического плана. Не испытывали ли что-либо подобное и Ваши актёры, задействованные в спектакле «Панночка»?
С.П. - «Вий» произвёл на меня впечатление ещё в самом детстве, когда я летом жил у бабушки в деревне и читал Гоголя ночью при свете керосиновой лампы. Поэтому «Панночка» стала одной из самых знаковых постановок театра «У Моста». В Перми мы можем давать 10 спектаклей подряд, и всегда зал будет набит битком. Потому что «Панночка» - это квинтэссенция нашего стиля, где все театральные элементы новы, оригинальны и отвечают уникальной стилистике.
Это импровизации, очень яркий гротесковый рисунок на грани шаржа, но не шарж. Обязательно — магия, обязательно — очень необычные характеры и сценические средства. При этом у зрителя создаётся впечатление, что он находится в настоящей украинской станице, где герои ходят в старинных народных костюмах. Могу сказать, что это наш конёк - сочинять парадоксальных персонажей, которые при этом остаются совершенно живыми, кинематографичными. Актёры так входят в роль, что однажды зрительница после спектакля спросила: «А у вас Панночка не ведьма? Пусть в церковь сходит».
Согласитесь, что спектакль без атмосферы — как человек без души. Кто был у нас, знает, что здесь сильная энергетика. Именно это притягивает и затягивает зрителя.
Именно «Панночка» всегда была и будет главным испытанием для новых актёров в труппе: если играть в этом спектакле кому-то оказывается не под силу, значит, художественный метод Театра «У Моста» для него никогда не откроется.
Правда, с нашими артистами, в отличие от актёров фильма «Вий», никогда ничего не случалось.
Спектакль закончился очень неожиданно для зрителя. Философ Хома снял крест и подчинился воле ведьмы. Ответы на какие вопросы скрываются за этим неожиданным поворотом сюжета? И в чём заключается философский смысл спектакля?
С.П. - Смысл очень простой. Философ Хома сам идёт навстречу своей смерти, отказывается скрываться от Панночки, а своей жертвой сознательно закрывает «чёрную дыру».
Валерий Анатольевич Конев, преподаватель:
Я видел этот спектакль очень давно, когда театр только зарождался. Очень много сменилось актёрских составов, но, тем не менее, он остаётся интересным и сегодняшнему зрителю.
Сергей Федотов – замечательный режиссёр и театральный педагог, и он умеет ввести актёров в атмосферу и выстроить действие так, что спектакль приобретает какие-то новые нюансы и качества.
Спектакль заставляет задуматься. Возникают ассоциации и мысли о своей жизни, о том, что такое вечность, о пребывании человека в этом мире. Особенность спектакля в том, что, несмотря на смену сценических площадок, он не теряет своей магической силы.
Софья, студентка техникума:
- Я не первый раз смотрю «Панночку». «У Моста» - мой любимый театр. В спектакле смешано добро и зло, но в итоге почему-то побеждает не добро. Но, как понимаю я, всё равно воспевается именно душевность человека. То, что Хома Брут не продал душу дьяволу просто так, а до конца боролся, видимо, показывается сила духа казака. Может, он решил пожертвовать собой, своей душой, чтобы успокоилось это сатанинское зло.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее