Жилье молодым: доступно?
Приобретение отдельного жилья – важнейший вопрос для молодых людей, создающих семью и планирующих растить и воспитывать детей. В различные исторические периоды происходила попытка как-то разрешить эту проблему: устройство коммуналок в «буржуйских домах», строительство панельных пятиэтажек во времена Хрущева, массовое панельное строительство времен «застоя». Делается такая попытка и в наши дни: профильный национальный проект «Доступное жилье», механизм ипотечного кредитования, запускается реформа ЖКХ. Однако очевидно, что принимаемые меры слабо влияют на разрешение жилищной проблемы, а решать ее надо немедленно. Это открыто признают и представители власти, и ведущие политики, об этом говорит население.
При этом представители молодого поколения, уже достаточно самостоятельные и готовые к тому, чтобы покинуть дом родителей, зачастую просто не могу этого сделать. А все потому что идти некуда. Отдельную, пусть даже однокомнатную, квартиру просто так никто не предоставит – мы живем не в той стране. Позволить себе купить квартиру тоже может позволить далеко не каждый. Ипотека – зачастую вариант лишь для тех, кто не планирует каких-либо грандиозных перемен в жизни, таких, например, как переезд в другой город. Разменять квартиру родителей на две поменьше – вполне разумный выход, но только если в этой квартире изначально больше одной комнаты, и на отдельное жилье больше никто не претендует. На данный момент, пожалуй, самым популярным выходом для молодежи, в том числе и уже семейной, остается аренда квартир. Вариант этот, конечно, отнюдь не перспективный, но для многих, к сожалению, единственный. И, несмотря на то, что проживание на съемной квартире не решает проблему, именно по этому пути идут многие представители молодежи в надежде в будущем изменить ситуацию.
Дмитрий, 31 год, менеджер отдела планирования:
– Я сам чуть больше года назад отважился на то, чтобы взять ипотеку. Пока все неплохо, посмотрим, как дальше будет. А до этого очень долго жил на съемной квартире. Сначала один, потом с подругой/женой. И жили бы дальше, наверное, но когда появился ребенок, стало понятно, что дальше на съемной квартире жить – не вариант. Нужно все-таки иметь собственный угол. А ждать помощи от государства в этом вопросе бессмысленно. Я знаком с людьми, которые получили так называемую «помощь» по программе «Доступное жилье» – 18 квадратных метров на двоих взрослых и ребенка в доме на отшибе вдалеке от дорог и магазинов – это, конечно, «шикарно».
Лилия, 27 лет, офис-менеджер:
– Для меня пока выход один – снимать квартиру. Чем я, собственно, и занимаюсь лет с двадцати. Жить с папой и мамой – это удобно и выгодно. Но все-таки мне не подходит. А покупка квартиры – удовольствие дорогое, ипотеку тоже, боюсь, не вывезу. Есть еще хрупкая надежда на то, что у меня где-нибудь в Америке вот-вот помрет богатый дядя/тетя и оставит в наследство пару миллионов. Но интуиция подсказывает, что шансы на это совсем уж призрачные. Так что пока буду дальше снимать. Хотя, цены на аренду жилья в Чайковском неоправданно высокие. За эти же деньги можно и в Перми квартиры снимать.
Ольга, 24 года, парикмахер:
– А я живу с родителями. Да, из-за этого возникают определенные неудобства, но другого выхода нет. Платить по десять тысяч ежемесячно за съемную однокомнатную квартиру – это грабеж. Пятнадцать тысяч за ипотеку при зарплате в двадцать – тоже мне не подходит. Разменивать квартиру на две поменьше родители упорно отказываются – типа «живи с нами, нам так спокойнее». Вот и приходится терпеть пока. Если кто-нибудь замуж возьмет и заберет к себе – буду признательна! (смеется).
Илья, 28 лет, администратор магазина:
– Проблемы с жильем были, есть и будут, и от этого никуда не деться. Я не меньше шести лет жил на съемной квартире. Не могу сказать, что меня все устраивало, но на тот момент это был единственный выход. А чуть больше года назад нам с женой на свадьбу подарили квартиру – пусть однокомнатную, но все-таки свою. А мы уже подумывали о том, чтобы ипотеку брать. Хотя, я не исключаю и такой вариант в будущем, чтобы иметь квартиру побольше к тому моменту, когда в семье появится ребенок.
Василий, 22 года, предприниматель:
– Я проживаю отдельно от родителей, но в квартире, которая принадлежит одному из родственников. Устраивает ли меня такое положение? Однозначно нет, ведь каждому хочется иметь свою собственную квартиру. Возможности приобрести квартиру у меня на данный момент, конечно же, нет. Миллион с неба не упадет, а на работе такую сумму заработаешь в лучшем случае лет через десять, причем экономя на себе. Я бы с удовольствием поучаствовал в какой-нибудь государственной программе для молодежи, но пока не нашел подходящей для себя. Те программы, которые предлагает государство – палка о двух концах, их главный минус – высокий процент.
Юрий, 22 года, системный администратор:
– Я живу с родителями и в будущем вижу перед собой только одну перспективу – снимать жилье, пока не получу наследство или не изобрету то, что «выстрелит» и принесет доход. На ипотеку особо не рассчитываю, потому что с ценами на жилплощдь в Чайковском и двадцатью процентами кредитной ставки это, мягко говоря, трындец. Об участии в каких-либо государственных программах пока не задумывался, потому что я – не молодая семья, да и даже по программе мне одному не приобрести жилье.
Ольга, 23 года, продавец:
– Проживаю в квартире, купленной за счет родителей. Такое положение дел на данном этапе жизни меня устраивает, но в будущем я планирую принять участие в программе «Молодая семья». Это хоть и небольшая, но все же какая-то вероятность получить поддержку государства, так как в наше время сложно самостоятельно заработать на жилье. Многие подписывают себе ипотечный приговор, но пока есть возможность обойти эту процедуру, я ей воспользуюсь. Накопить денег на жилье, как мне кажется, нереально ни в нашем городе, да и ни в каком другом. Рынок недвижимости не стабилен, а зарплата не растет с той скоростью, с которой растут цены на жилье.
Максим, 21 год, художник:
– Я живу отдельно от родителей, потому что учусь в другом городе, по этой же причине снимаю жилье. Большая часть заработанных мною средств уходит на оплату аренды, а на оставшиеся деньги я живу, и это мне абсолютно не нравится. Я думаю, что построив хорошую карьеру, я все-таки приобрету собственное жилье. Большую мастерскую-студию с камином. Я считаю, что жильем может обзавестись каждый, если составить план и идти в соответствии с ним к этой заветной цели! В конце концов, есть ипотека, но так как я фрилансер (свободный художник) – ипотеку мне не дадут, а в государственные программы я особо не вникаю.
Екатерина, 31 год, менеджер:
– У меня есть доля в трехкомнатной квартире, где я прописана вместе с родителями. Однако учитывая, что у меня есть своя семья и ребенок, жить совместно с родителями я уже не могу. Так что я вынуждена снимать жилье и, по-видимому, буду делать это еще очень долго, потому как у меня нет возможности накопить средства на собственную квартиру. Реально оценивая свои возможности, я понимаю, что ипотеку мы просто не потянем. В каких-то государственных программах я не участвовала, потому что не имею первоначального капитала, да и оставшуюся сумму опять же придется брать в кредит или в ипотеку. А выплачивать ее под силу лишь единицам, которые получают высокую зарплату. Я считаю, что изменить сложившуюся ситуацию поможет лишь переезд в город, где заработная плата выше, подкопить денег и потом приобрести жилье в Чайковском, но и в другом городе придется тратиться на съемное жилье.
Юля, 28 лет, парикмахер:
– Большинство пар, которых я знаю, снимают квартиру. И им сейчас очень тяжело, денег едва на еду хватает, питаются на три тысячи рублей в месяц на двоих, а одинадцать тысяч за квартиру отдают. Но в тоже время они рады, что живут без родителей. А те, кто с родителями живут – хорошо едят, имеют деньги на кино, развлечения, походы в гости, но при этом они хотят жить отдельно, хотя родители их и не напрягают особо. Так что в любой ситуации есть свои плюсы и минусы. Лично мы с мужем взяли ипотеку, и выплачиваем каждый месяц. Вроде бы никаких осложнений нет, и денег на все хватает.
Светлана, 29 лет, пекарь:
– Вообще нужно искать парня с квартирой, если своей нет. У меня ситуация была, что и я, и мой молодой человек жили с родителями. Мне ужасно хотелось попробовать жить вместе с ним отдельно, но у нас на двоих зарплата пятнадцать тысяч рублей: половину, а то и больше, придется отдать за квартиру, и на оставшиеся копейки жить. Мне одной-то не всегда хватает, чтобы одеться-обуться нормально, а тут еще на еду, квартплату тратить надо будет. Поэтому я решила дальше с родителями жить – так удобней, а там годика через два-три видно будет. Другие зарплаты нужны, чтобы жилье снимать. А с парнем и родителями я жить никогда не буду, это 100 %.
Ирина, 32 лет, флорист:
– Я снимала квартиру семь лет, честно скажу – это деньги на ветер. Арендная плата постоянно растет. Помню, больше половины своих доходов приходилось отдавать только на оплату жилья… Однажды я посчитала, сколько денег на это ушло и ужаснулась. Потом появился муж, с деньгами стало проще, но все равно было жаль отдавать десять с лишним тысяч рублей в месяц какой-то чужой тетке. В итоге мы с мужем переехали к моим бабушке и дедушке за город. И очень вовремя – меня сократили, я забеременела и сейчас не работаю, так что жить в съемной квартире было бы просто не на что. Что касается ипотека, то это кабала на десятки лет: хорошо, если к пенсии расплатишься…
Кристина, 22 года, учитель:
– Пока живу с родителями, но участвую в программе «Жилье молодым учителям». Совсем недавно банк одобрил мне кредит, и сейчас я собираю все документы, необходимые для его оформления. Платить, конечно, будет тяжело. Почти нереально. Но раз государство дает хоть какую-то выплату, то грех ею не воспользоваться. А в принципе проблему с жильем может самостоятельно решить и молодой человек и девушка, если в запасе у них есть тысяч триста и их зарплата выше семнадцати тысяч рублей.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее