Молчать или рассказывать?


Рубрика: Вопрос недели
Четверг,26.09.2013
Молчать или рассказывать?

Шесть лет назад – 26 сентября 2007 года – по инициативе ряда организаций, занимающихся вопросами репродуктивного здоровья, впервые был отмечен Всемирный день контрацепции. По их мнению, в настоящее время существует большая потребность в расширении знаний по вопросам контрацепции среди молодых людей в возрасте 15-25 лет. В связи с этим мы решили поинтересоваться у читателей, нужно ли проводить для школьников и студентов уроки и лекции по контрацепции? Есть ли в этом смысл или будет лучше, если источником знаний об интимной стороне жизни и ее аспектах станут исключительно книги, телевидение, Интернет, родители и друзья? С какого возраста стоит начинать так называемое половое воспитание? И нужна ли вообще такая дата, как Всемирный день контрацепции?

 

В течение многих веков трактовка вопросов полового воспитания определялась традициями, освященными религией. Только в XX веке начались попытки научного подхода к проблемам полового воспитания. Во второй половине прошлого века интерес к ним возникает не только со стороны не специалистов – педагогов, сексологов и других, но и общественности, государственных органов. Это связано, в частности, с распространением среди молодежи многих стран взглядов, отрицающих какие-либо ограничения и моральные нормы в половой жизни («единая половая мораль – свободная любовь»), с ростом числа зараженных инфекциями, передающимися половым путем, ВИЧ/СПИД, частоты подростковой беременности, абортов и родов у несовершеннолетних.

Во времена СССР половое воспитание проводилось родителями в семье, медицинскими работниками и педагогами (воспитателями) в учебных заведениях (во время учебных или внеклассных занятий) или производственных коллективах (лекции, беседы, брошюры, научно-популярные кинофильмы, тематические вечера и так далее), загсами, культурно-просветительными и медицинскими учреждениями.

В конце 1980-х стала известна статистика абортов в СССР. Оказалось, что СССР занимал одно из первых мест в мире по количеству абортов на число рожденных детей. В значительной степени это было связано с недостаточной осведомленностью населения о методах контрацепции, хотя некоторые средства контрацепции, такие как презервативы, продавались в аптеках. Пик числа абортов пришелся на 1964 год – 5,6 миллионов абортов, что было максимальным за всю историю России. В постсоветской России количество абортов остается достаточно высоким. Так, в 2006 году было зарегистрировано более полутора миллионов абортов. Кроме того, в России участились случаи подростковых абортов: из 1,5 миллионов случаев, зафиксированных в 2006 году, 10 % пришлось на девушек до 19 лет. В 2007 году на 1000 абортов приходилось 27, сделанных девушками в возрасте от 15 до 19 лет. Возросло и количество матерей-подростков: к 2002 году в России из 1000 матерей 30 были подростками 15-19 лет. Также отмечено возрастание заболеваемости СПИДом, особенно среди молодых людей. Действительное число людей, которые жили с ВИЧ в конце 2005 года, оценивается от 560 тысяч до 1,6 миллиона человек, причем большинство из них – люди, возраст которых составляет 15-30 лет.

Все это можно объяснить отсутствием в современной России системы полового воспитания, адекватной для нынешних российских условий. Общая либерализация, свобода СМИ, печати, доступа в Интернет, тенденции современной моды и ценности массовой культуры подпитывают и без того свойственный подросткам интерес к вопросам секса и сексуальности, создают ощущение абсолютной сексуальной дозволенности. При этом в средних общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях нет универсальной комплексной программы воспитания, затрагивающей как медико-биологические аспекты половых отношений (беременность, менструальный цикл, контрацепция, заболевания, передающиеся половым путем, заболевания репродуктивной системы), так и этические, психологические и социальные аспекты (моральная ответственность в отношениях, готовность вступить в отношения, осознание своей сексуальности, семейные отношения). Не готовы заниматься сексуальным воспитанием детей и родители. При опросе ВЦИОМ населения РСФСР в феврале 1991 года на вопрос «Говорили ли ваши родители с вами на темы полового воспитания?» утвердительно ответили только 13 процентов опрошенных; 87 процентов сказали «нет». Опросы подростков, проведенные в конце 1990-х и начале 2000-х годов, дали аналогичные результаты. Зачастую родители и учителя считают, что беседы на половые темы подстегивают интерес подростка к сексу и способствуют более раннему вступлению в половые связи.




Мнения:

Антон, 39 лет, инженер по охране труда:

– К сожалению, как мне видится, сегодня у нас отсутствует половое воспитание молодежи как таковое. Да, они знают, что такое презервативы и противозачаточные таблетки и как ими пользоваться, знают о СПИД и ВИЧ и о том, как избежать заражения ими. Вот только все эти знания современная молодежь получает, как правило, на улице. Соответственно, что-то они могут понять неправильно или не понять вовсе, чем-то пренебречь, надеясь на авось. Уличное воспитание к тому же совершенно не предусматривает таких понятий, как верность и постоянство. И парни, и девушки готовы менять партнеров едва ли не каждый раз, увеличивая свои шансы подцепить заразу. При этом хотя бы раз в год посетить больницу и сдать анализы, чтобы удостовериться, что сексуальные подвиги с одноклассницами/одногруппницами/соседями не привели к печальным последствиям, никто не удосуживается. Так что половое воспитание хотя бы в образовательных учреждениях нам просто необходимо. Ничего зазорного в этом нет. Молодежь в любом случае будет испытывать сексуальное влечение к противоположному полу. А просто умалчивая об опасностях и рисках, мы их никак не убережем.

 

Анна, 27 лет, визажист:

– Что касается именно полового воспитания, то я на сто процентов «за». Вот только «Всемирный день контрацепции» – это звучит как-то уж слишком громко. Что нас ждет в этот день? Презервативы будут всем на улицах бесплатно раздавать? Ну да ладно. Если серьезно, то тема очень проблемная. Почему-то молодежь все узнает из фильмов и от более опытных товарищей, а не от родителей и учителей, как это должно быть. Причем начинать половое воспитание следует даже не с 12-13 лет, как это обычно принято, а гораздо раньше. Многие родители сегодня ведь даже не удосуживаются толком объяснить, откуда берутся дети или чем мальчики отличаются от девочек. Это неправильно.

 

Альберт, 28 лет, специалист по работе с клиентами:

– Такая дата, как Всемирный день контрацепции однозначно нужна. Сегодня не только молодежь, но и многие взрослые люди попросту недооценивают либо не знают о том, чем они рискуют. Речь идет и о незапланированных беременностях, и о заболеваниях. Когда я сам был студентом – лет в 19-20 – многие мои друзья говорили, что презерватив – зло, «главное – не прощелкать клювом в самый ответственный момент» и так далее. При этом элементарно убедиться в том, что их партнер ничем не болен, ума как-то не хватало. После того, как одна девушка забеременела, а один из моих одногруппников подцепил ВИЧ, все как-то изменилось. Так что пора снова начинать заниматься полноценным половым воспитанием как в школе, так и в семье.

 

Дмитрий, 42 года, начальник отдела логистики:

– Нужен ли нам Всемирный день контрацепции, сказать затрудняюсь. А вот то, что сама эта контрацепция, а вместе с ней и полноценное половое воспитание просто необходимы, особенно подрастающему поколению, сомнений не вызывает. Вот только в последние годы в нашей стране появилась нездоровая тенденция – родители валят все вопросы, связанные с воспитанием (любым) и развитием на школу, а школа – на родителей, занимаясь только образованием. А все должно делаться совместно. Например, в школе объяснили какие-то основные, базовые моменты и вопросы, касающиеся секса и контрацепции, а дома мама с папой все подробно и детально рассказали. При этом не надо ждать, когда ребенок сам подойдет и спросит что-либо, потому что он может этого попросту не сделать, особенно, если ему/ей лет 14-16. У меня самого двое детей – дочери 12 и сыну 18 лет, самый «проблемный» возраст. И я так понимаю, что в школе-то им ничего не рассказывали. Так что объяснял сам. Ну сын уже все, я надеюсь, понял. Скоро очередь дочери подойдет.

 

Александр, 50 лет, начальник автоколонны:

– А что толку от этого Дня контрацепции? Сегодняшнюю молодежь учить смысла нет – они все знают сами и могут учить своих родителей. Я даже не знаю, хорошо это или плохо. С одной стороны, дети с ранних лет знают о том, что такое презерватив и зачем он нужен. С другой, а нужно ли им в 8-10 лет иметь такие знания? Все-таки, нормальный возраст для начала полового воспитания – это 12-13 лет, как мне кажется.

Антон, 25 лет, садовник:

– В лекциях по контрацепции не вижу ничего аморального и криминального – сами в старших классах ходили на них. Помню, посмеялись тогда от души. Бороться с этим явлением не нужно – если грамотный подход, то пускай просвещают. Меньше абортов будет и безотцовщины. Это даже хорошо, что помогают подросткам понять другую сторону жизни.

Ирина, 30 лет, парикмахер:

– Молодежь надо учить культуре секса. А у нас по-прежнему школа стыдливо молчит на эту тему. Учат о взаимоотношении полов на уровне пестика и тычинки! На мой взгляд, о контрацепции надо больше говорить, писать, рассказывать! Это же значительно лучше, чем делать аборт. И вообще, контрацепция – великое достижение для сохранения здоровья населения и детородной функции женщин.

Вероника, 23 года, студентка:

– Мы вроде как на биологии классе в восьмом проходили, как предохраняться. Хотя здесь все зависит от интеллекта, и от отношения к сексу в семье. Есть у человека мозги – будет толк, нет мозгов – и лекции не помогут.

Никита, 22 года, охранник:

– По-моему, вопрос уже не актуален, потому что даже нам в старших классах рассказывали, что нужно предохраняться, а также о том, какие последствия может повлечь за собой «незащищенная связь». Думаю, что за последние годы ничего особо не изменилось, и каждый нормальный ребенок годам к 13-15 уже сам знает, что к чему. Не думаю, что стоит менять уже сложившуюся систему, тем более что в последнее время не было каких-то всплесков венерических заболеваний или беременностей среди несовершеннолетних.

 

Илья, 33 года, менеджер:

– Каждый день в мире отмечается какой-то праздник, так нам что теперь – все отмечать? Я не считаю этот день каким-то особенным, да и как его праздновать? Торжественно купить пачку презервативов и использовать ее по прямому назначению? Ерунда какая-то получается. Что касается лекций по контрацепции, я думаю, что их стоит проводить, но в старших классах и только после уроков анатомии, на которых бы подросткам популярно объяснили особенности женского и мужского организмов.

 

Юлия, 34 года, дизайнер:

– Из телепрограмм или Интернета дети, конечно, могут почерпнуть информацию, но, как правило, лишь о том, к чему может привести незащищенный половой акт. А в школе надо делать упор на профилактику нежелательной беременности и инфекций, передающихся половым путем. Правда, поначалу лучше говорить не о сексе, а о том, как меняется тело мальчиков и девочек с возрастом, а уже через пару-тройку лет переходить к более серьезным темам, например, контрацепции. У нас в стране девочки вообще не знают, что нужно предохраняться и редко задумываются об этом, думая, что это нужно мальчикам. Например, в Германии с 12-13 лет детям начинают прививать мысль о том, что именно они сами должны заботиться о своем здоровье и будущем.

 

Наталья, 51 год, психолог:

– Я думаю, что подобные занятия в школах нужны. Вопрос в том, кто их будет проводить и для детей какого возраста. Конечно, это может делать и педагог, но у него не должно быть стеснения, иначе дети будут чувствовать себя неуютно. В таком случае лучше, чтобы с ними пообщался врач. Для получения общих знаний по этому вопросу достаточно одного занятия, а если у ребят останутся еще какие-то дополнительные вопросы, их можно задать в индивидуальном порядке. Самое главное, что стоит донести до детей – это то, что каждый должен заботиться о себе и отвечать за свои поступки самостоятельно, а не надеяться на кого-то. Но здесь опять же нужно быть очень осторожными, чтобы у них не возникло сильного интереса к вопросу взаимоотношений полов. Немалую роль в этом вопросе играют и родители, которые могут доступно и простым языком объяснить, как поступать не нужно и чем могут быть чреваты те или иные поступки и действия.


Автор: Александр Шилов, Екатерина Ефремова, Екатерина Щинова

Просмотров: 3000


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

«Мы будем по Вам скучать!»

«Мы будем по Вам скучать!»

Учитель начальных классов школы «НьюТон» Лаура Арнаковна Мовсисян стала открытием года в чайковском педагогическом сообществе. Молодой педагог своим участием по-настоящему украсила конкурс «Учитель года – 2024». «Мы восхищались Вами все эти несколько дней», – сказали ей потом в жюри. А дети, уходя с показательного урока с незнакомой учительницей, произнесли главную фразу, по которой можно подводить итог конкурса: «Мы будем по Вам скучать!» «Частному Интересу» удалось узнать об абсолютном победителе конкурса педагогического мастерства чуть-чуть больше. И нам сразу захотелось отдать своих детей и внуков в класс к Лауре Арнаковне – умному талантливому педагогу, способному зажечь искорки в глазах детей и научить летать детскую фантазию.

Другие новости:

Напишите нам