Легко ли быть учителем?
5 октября прошел Всемирный день учителя. В канун этой даты мы решили спросить у наших читателей, каким должен быть идеальный учитель? Какими качествами он должен обладать? Также мы поинтересовались их мнением о том, что мешает сегодняшним учителям проявлять в работе с детьми свои лучшие качества? И хотели бы они оказаться на месте современных педагогов?
Ежегодно 5 октября более чем в ста странах отмечается дата, которая была учреждена в 1994 году как Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования – день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества.
Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». 5 октября 1994 года Всемирный день учителя отмечался впервые, и с тех пор праздничные мероприятия неизменно проходят именно в этот день, хотя в некоторых странах этот праздник отмечается в дни, близкие к 5 октября. Главное, чтобы празднования не совпали с осенними каникулами в северном полушарии и с весенними каникулами – в южном. Россия с 1994 года отмечает День учителя по всемирному календарю – 5 октября. Неизменно в первое воскресенье октября День учителя отмечают в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, на Украине. В 2002 году почта Канады выпустила памятную марку в честь Всемирного дня учителя.
Традиционно во Всемирный день учителя ООН предлагает родителям и всем гражданам на минуту задуматься о том, как изменил их жизнь хороший учитель, память о котором они сохранили. В последние годы наблюдается массовый отток учителей, вызванный такими факторами, как сокращение бюджета работников государственной службы, отсутствие нормальных условий работы, предстоящий выход на пенсию пожилых учителей, стресс, истощение физических и духовных сил, и во многих странах – значительное число учителей, умерших от СПИДа.
По некоторым оценкам, к 2015 году потребуется в целом 35 миллионов новых учителей начальных школ, почти столько же, сколько сейчас их насчитывается в начальном образовании.
Узнаем мнения чайковцев на эту тему.
Мария, 47 лет, технолог:
– Вряд ли можно однозначно сказать, каким должен быть современный учитель. Родители представляют его одним, ученики – другим, в литературе и Интернете пишут третье и так далее. Но в любом случае, как мне кажется, главными чертами учителя во все времена должны оставаться энтузиазм, терпимость, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Ну а такие понятия как образованность и воспитанность – это само собой разумеющееся. К сожалению, в последние годы многие работники образования превратились из Учителей с большой буквы в посредников между учебниками и учениками. Это касается даже некоторых преподавателей, обучающих моих детей.
Дмитрий, 32 года, наладчик контрольно-измерительных приборов:
– Идеального учителя, как и идеального человека быть не может. К тому же преподаватель каждого предмета должен обладать уникальными чертами и способностями. Но, прежде всего, любой учитель обязан любить и в совершенстве знать свой предмет. По себе помню, как в институте искренне удивлялся, когда лектор читал всю лекцию по конспектам, ни разу не отрываясь от них. Это, конечно, плохо. А таких «учителей» сейчас все больше и больше. Хороший педагог должен не просто передавать знания, диктуя школьникам и студентам правила и теоремы, а именно учить, доносить знания так, чтобы они были понятны. Но, увы, современные стандарты образования, которые совершенно глупы и безнадежны, требуют другого – вдолбить в головы школьников невероятный объем информации любой ценой, заставить их с младших классов писать рефераты (это ж бред!) и учить иностранные языки (они по-русски бы говорить научили для начала). А учителям остается либо подчиниться, либо искать другую работу. О каких-либо знаниях речи не идет. И по этой же причине у меня нет ни малейшего желания работать учителем.
Анна, 24 года, фрилансер:
– Образ идеального учителя постоянно меняется, особенно если учитывать современный ритм жизни. Помимо совершенного знания собственного предмета, он должен быть грамотным и во многих других дисциплинах. Ведь вряд ли можно назвать идеальным того учителя, который не может самостоятельно создать презентацию своей лекции в Power Point или не имеет других базовых навыков в работе с ПК. Это одно из требований, которые предъявляет к педагогам современная система образования. К тому же нельзя забывать и об общей культуре. Многим из нас знаком стереотип трудовика и физрука, которые вместе выпивают на переменах или после уроков в какой-нибудь коморке. Такого не должно быть. Несмотря на то, что и труды, и физкультура далеки, например, от литературы или иностранных языков, учителя и трудов, и физкультуры должны быть людьми воспитанными. В конце концов, они ведь именно учителя. И еще, конечно, внешний вид. Если учитель не следит за собой, не держит себя в форме, в том числе физической, то он точно не идеален. На самом деле не так уж все и сложно, как может показаться на первый взгляд. Но работа учителем, я думаю, сродни каторге, особенно учитывая низкий уровень культуры и высокий уровень пафоса большинства сегодняшних школьников и их родителей, которые считают, что все им что-то должны.
Евгений, 29 лет, промышленный альпинист:
– Идеальный учитель – это тот, кто сможет заинтересовать учеников, сделать так, чтобы они ходили на его уроки, лекции или семинары с неподдельным интересом и удовольствием. В таком случае ученики сами будут делать все возможное, чтобы усвоить предмет, они начнут его понимать, а не просто зубрить. Такой учитель должен быть настоящим энтузиастом. А вот наличие каких-то ученых степеней, наград типа «учитель года», благодарственных писем от администрации «за многолетний рабский труд» – это совсем не показатель. Могу сказать, что идеальным был мой школьный учитель биологии, который умел совмещать свои уроки с рыбалкой и прогулками по лесу. Вот это было действительно интересно. И, главное, знания в голове оставались. Сейчас таких мало. Одним мешают современные образовательные стандарты, когда нужно за один час занятий выдать программу за целый месяц, другим – неудовлетворительная зарплата, третьим – еще что-то. И это понятно, ведь работать за идею мало кому интересно.
Владимир, 40 лет, водитель:
– Сложно ответить, каким должен быть идеальный учитель. Пожалуй, с точки зрения учеников идеальный учитель – это тот, кто не задает слишком много заданий, кто проводит мало контрольных, не ставит двойки, отпускает с уроков и так далее. Многие современные родители видят его иначе – как человека, который безмерно любит именно их ребенка, восхищается им, приводит его в пример всему классу или группе, объективно оценивает его знания (естественно, только на «отлично»), разрешает не сдавать экзамены, потому что ученик и так все знает, занимается его воспитанием, пока папе и маме «некогда» и отводит его домой после уроков.
Я сам никогда не пытался представить себе идеального учителя – их все равно не бывает. Блистательные знания своего предмета, высокий уровень культуры, умение находить общий язык с людьми, готовность к работе – это все слагаемые успеха. Но даже если все это есть в одном учителе, то это не гарантирует того, что он будет идеальным.
Игорь, 23 года, менеджер:
– Идеальный учитель, он как кот Шредингера – существует и не существует одновременно. Потому что один и тот же преподаватель может быть идеальным для одного ученика, а для другого – самым плохим. Все это потому, что человек не может нравиться всем, да и это не особо важно для учителя. Главное – знать преподаваемый предмет, знать, как его объяснить учащимся, и уметь находить с ними общий язык.
Екатерина, 22 года, студентка:
– Словосочетание «идеальный учитель» у меня всегда ассоциируется с моей первой учительницей Риммой Михайловной. Когда она стала нашей классной руководительницей, ей было уже глубоко за шестьдесят, но это не было минусом, а скорее плюсом для нас. Римма Михайловна всегда относилась к нам, как к своим внукам: она могла долго и терпеливо объяснять то, что мы не понимали, и никогда не ругала за ошибки, а старалась подсказать, в чем мы не правы. За три года, что она была моим классным руководителем, я не только узнала много нового благодаря ее урокам, но и научилась не бояться своих неудач, находить общий язык с людьми и тому, что на уроках не нужно шалить, чтобы не расстраивать классного руководителя. К сожалению, я очень давно не виделась с Риммой Михайловной, но по-прежнему с теплотой вспоминаю, как она не только учила, но и воспитывала нас, словно добрая любящая бабушка.
Александр, 31 год, программист:
– Говоря об идеальном учителе, каждый наверняка вспоминает своего первого преподавателя, но только не я. Так получилось, что мне так и не удалось встретить идеального педагога: ни в школе, ни в техникуме, ни в университете. Просто нужно понимать, что каждому мил не будешь, и поэтому сложно судить о какой бы то ни было идеальности. На мой взгляд, по-настоящему хороший педагог должен уметь не только обучать, но и выслушивать, и принимать мнение ученика, которое может не совпадать с его собственным. Также он должен постоянно совершенствовать и повышать свою квалификацию, потому что в современном мире информация обновляется настолько часто, что уже спустя пару недель она может стать абсолютно не актуальной, а нас, как правило, обучают тому, что было актуально лет 10-15 назад.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее