Легко ли быть учителем?


Рубрика: Вопрос недели
Четверг,10.10.2013
Легко ли быть учителем?

5 октября прошел Всемирный день учителя. В канун этой даты мы решили спросить у наших читателей, каким должен быть идеальный учитель? Какими качествами он должен обладать? Также мы поинтересовались их мнением о том, что мешает сегодняшним учителям проявлять в работе с детьми свои лучшие качества? И хотели бы они оказаться на месте современных педагогов?

 

Ежегодно 5 октября более чем в ста странах отмечается дата, которая была учреждена в 1994 году как Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования – день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества.

Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». 5 октября 1994 года Всемирный день учителя отмечался впервые, и с тех пор праздничные мероприятия неизменно проходят именно в этот день, хотя в некоторых странах этот праздник отмечается в дни, близкие к 5 октября. Главное, чтобы празднования не совпали с осенними каникулами в северном полушарии и с весенними каникулами – в южном. Россия с 1994 года отмечает День учителя по всемирному календарю – 5 октября. Неизменно в первое воскресенье октября День учителя отмечают в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, на Украине. В 2002 году почта Канады выпустила памятную марку в честь Всемирного дня учителя.

Традиционно во Всемирный день учителя ООН предлагает родителям и всем гражданам на минуту задуматься о том, как изменил их жизнь хороший учитель, память о котором они сохранили. В последние годы наблюдается массовый отток учителей, вызванный такими факторами, как сокращение бюджета работников государственной службы, отсутствие нормальных условий работы, предстоящий выход на пенсию пожилых учителей, стресс, истощение физических и духовных сил, и во многих странах – значительное число учителей, умерших от СПИДа.

По некоторым оценкам, к 2015 году потребуется в целом 35 миллионов новых учителей начальных школ, почти столько же, сколько сейчас их насчитывается в начальном образовании.




Мнения:

Узнаем мнения чайковцев на эту тему.

Мария, 47 лет, технолог:

– Вряд ли можно однозначно сказать, каким должен быть современный учитель. Родители представляют его одним, ученики – другим, в литературе и Интернете пишут третье и так далее. Но в любом случае, как мне кажется, главными чертами учителя во все времена должны оставаться энтузиазм, терпимость, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Ну а такие понятия как образованность и воспитанность – это само собой разумеющееся. К сожалению, в последние годы многие работники образования превратились из Учителей с большой буквы в посредников между учебниками и учениками. Это касается даже некоторых преподавателей, обучающих моих детей.

 

Дмитрий, 32 года, наладчик контрольно-измерительных приборов:

– Идеального учителя, как и идеального человека быть не может. К тому же преподаватель каждого предмета должен обладать уникальными чертами и способностями. Но, прежде всего, любой учитель обязан любить и в совершенстве знать свой предмет. По себе помню, как в институте искренне удивлялся, когда лектор читал всю лекцию по конспектам, ни разу не отрываясь от них. Это, конечно, плохо. А таких «учителей» сейчас все больше и больше. Хороший педагог должен не просто передавать знания, диктуя школьникам и студентам правила и теоремы, а именно учить, доносить знания так, чтобы они были понятны. Но, увы, современные стандарты образования, которые совершенно глупы и безнадежны, требуют другого – вдолбить в головы школьников невероятный объем информации любой ценой, заставить их с младших классов писать рефераты (это ж бред!) и учить иностранные языки (они по-русски бы говорить научили для начала). А учителям остается либо подчиниться, либо искать другую работу. О каких-либо знаниях речи не идет. И по этой же причине у меня нет ни малейшего желания работать учителем.

 

Анна, 24 года, фрилансер:

– Образ идеального учителя постоянно меняется, особенно если учитывать современный ритм жизни. Помимо совершенного знания собственного предмета, он должен быть грамотным и во многих других дисциплинах. Ведь вряд ли можно назвать идеальным того учителя, который не может самостоятельно создать презентацию своей лекции в Power Point или не имеет других базовых навыков в работе с ПК. Это одно из требований, которые предъявляет к педагогам современная система образования. К тому же нельзя забывать и об общей культуре. Многим из нас знаком стереотип трудовика и физрука, которые вместе выпивают на переменах или после уроков в какой-нибудь коморке. Такого не должно быть. Несмотря на то, что и труды, и физкультура далеки, например, от литературы или иностранных языков, учителя и трудов, и физкультуры должны быть людьми воспитанными. В конце концов, они ведь именно учителя. И еще, конечно, внешний вид. Если учитель не следит за собой, не держит себя в форме, в том числе физической, то он точно не идеален. На самом деле не так уж все и сложно, как может показаться на первый взгляд. Но работа учителем, я думаю, сродни каторге, особенно учитывая низкий уровень культуры и высокий уровень пафоса большинства сегодняшних школьников и их родителей, которые считают, что все им что-то должны.

 

Евгений, 29 лет, промышленный альпинист:

– Идеальный учитель – это тот, кто сможет заинтересовать учеников, сделать так, чтобы они ходили на его уроки, лекции или семинары с неподдельным интересом и удовольствием. В таком случае ученики сами будут делать все возможное, чтобы усвоить предмет, они начнут его понимать, а не просто зубрить. Такой учитель должен быть настоящим энтузиастом. А вот наличие каких-то ученых степеней, наград типа «учитель года», благодарственных писем от администрации «за многолетний рабский труд» – это совсем не показатель. Могу сказать, что идеальным был мой школьный учитель биологии, который умел совмещать свои уроки с рыбалкой и прогулками по лесу. Вот это было действительно интересно. И, главное, знания в голове оставались. Сейчас таких мало. Одним мешают современные образовательные стандарты, когда нужно за один час занятий выдать программу за целый месяц, другим – неудовлетворительная зарплата, третьим – еще что-то. И это понятно, ведь работать за идею мало кому интересно.

 

Владимир, 40 лет, водитель:

– Сложно ответить, каким должен быть идеальный учитель. Пожалуй, с точки зрения учеников идеальный учитель – это тот, кто не задает слишком много заданий, кто проводит мало контрольных, не ставит двойки, отпускает с уроков и так далее. Многие современные родители видят его иначе – как человека, который безмерно любит именно их ребенка, восхищается им, приводит его в пример всему классу или группе, объективно оценивает его знания (естественно, только на «отлично»), разрешает не сдавать экзамены, потому что ученик и так все знает, занимается его воспитанием, пока папе и маме «некогда» и отводит его домой после уроков.

Я сам никогда не пытался представить себе идеального учителя – их все равно не бывает. Блистательные знания своего предмета, высокий уровень культуры, умение находить общий язык с людьми, готовность к работе – это все слагаемые успеха. Но даже если все это есть в одном учителе, то это не гарантирует того, что он будет идеальным.

 

Игорь, 23 года, менеджер:

– Идеальный учитель, он как кот Шредингера – существует и не существует одновременно. Потому что один и тот же преподаватель может быть идеальным для одного ученика, а для другого – самым плохим. Все это потому, что человек не может нравиться всем, да и это не особо важно для учителя. Главное – знать преподаваемый предмет, знать, как его объяснить учащимся, и уметь находить с ними общий язык.

 

Екатерина, 22 года, студентка:

– Словосочетание «идеальный учитель» у меня всегда ассоциируется с моей первой учительницей Риммой Михайловной. Когда она стала нашей классной руководительницей, ей было уже глубоко за шестьдесят, но это не было минусом, а скорее плюсом для нас. Римма Михайловна всегда относилась к нам, как к своим внукам: она могла долго и терпеливо объяснять то, что мы не понимали, и никогда не ругала за ошибки, а старалась подсказать, в чем мы не правы. За три года, что она была моим классным руководителем, я не только узнала много нового благодаря ее урокам, но и научилась не бояться своих неудач, находить общий язык с людьми и тому, что на уроках не нужно шалить, чтобы не расстраивать классного руководителя. К сожалению, я очень давно не виделась с Риммой Михайловной, но по-прежнему с теплотой вспоминаю, как она не только учила, но и воспитывала нас, словно добрая любящая бабушка.

 

Александр, 31 год, программист:

– Говоря об идеальном учителе, каждый наверняка вспоминает своего первого преподавателя, но только не я. Так получилось, что мне так и не удалось встретить идеального педагога: ни в школе, ни в техникуме, ни в университете. Просто нужно понимать, что каждому мил не будешь, и поэтому сложно судить о какой бы то ни было идеальности. На мой взгляд, по-настоящему хороший педагог должен уметь не только обучать, но и выслушивать, и принимать мнение ученика, которое может не совпадать с его собственным. Также он должен постоянно совершенствовать и повышать свою квалификацию, потому что в современном мире информация обновляется настолько часто, что уже спустя пару недель она может стать абсолютно не актуальной, а нас, как правило, обучают тому, что было актуально лет 10-15 назад. 


Автор: Александр Шилов, Екатерина Ефремова

Просмотров: 9304


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

«Мы будем по Вам скучать!»

«Мы будем по Вам скучать!»

Учитель начальных классов школы «НьюТон» Лаура Арнаковна Мовсисян стала открытием года в чайковском педагогическом сообществе. Молодой педагог своим участием по-настоящему украсила конкурс «Учитель года – 2024». «Мы восхищались Вами все эти несколько дней», – сказали ей потом в жюри. А дети, уходя с показательного урока с незнакомой учительницей, произнесли главную фразу, по которой можно подводить итог конкурса: «Мы будем по Вам скучать!» «Частному Интересу» удалось узнать об абсолютном победителе конкурса педагогического мастерства чуть-чуть больше. И нам сразу захотелось отдать своих детей и внуков в класс к Лауре Арнаковне – умному талантливому педагогу, способному зажечь искорки в глазах детей и научить летать детскую фантазию.

Другие новости:

Напишите нам