Покупать или не покупать?
В последние годы широкую популярность завоевала покупка и продажа товаров и услуг через Интернет. Все больше людей предпочитают заниматься шопингом, не выходя из дома. В связи с этим мы решили поинтересоваться у наших читателей, как часто они приобретают товары или услуги в сети? Какими критериями они руководствуются при выборе интернет-магазина и как определяют, не мошеннический ли перед ними сайт? Также мы попросили назвать основные, на взгляд респондентов, преимущества и недостатки покупок через Интернет и то, какие группы товаров они покупают чаще всего.
Еще совсем недавно – в 90-х годах 20-го века – интернет-магазин для России был самой настоящей экзотикой, а сегодня им мало кого можно удивить. Интернет-магазины начали создавать ощутимую конкуренцию обычным торговым точкам, а доходы некоторых из них намного превышают доходы большинства традиционных магазинов. Множество из последних тоже пошли по этому пути и создали свои сайты для продажи товаров.
К сожалению, полагаться на квалифицированность продавцов во многих традиционных магазинах сегодня могут позволить себе лишь весьма наивные люди. Один и тот же товар могут как хвалить, так и критиковать, либо просто давать ему необъективные оценки. Да и во многих специализированных магазинах персонал сегодня подбирают без соответствующего опыта и знаний, поэтому нередко продавцы знают о товаре не больше, чем покупатели. А в интернет-магазине покупатель видит объективное описание товара и все его технические характеристики.
Другая причина роста популярности интернет-магазинов понятна любому предпринимателю, занимающемуся продажами. Для размещения большого количества товаров нужны большие торговые площади, склад и налаженные поставки. При этом именно торговые площади – очень большая статья расходов. А в случае с интернет-магазином данный пункт просто отпадает за ненадобностью. В связи с этим многие торговые точки либо обзаводятся собственными сайтами, с которых потенциальные клиенты могут заказывать и покупать товары или услуги, либо вообще избегают привычной формы продажи, начиная свою деятельность сразу в сети. И поскольку проблем с размещением товаров на полках нет, как правило, в большинстве интернет-магазинов каждый товар имеет свою страницу с подробным описанием, техническими характеристиками, фотографиями и отзывами владельцев.
Кроме того, для удобства клиентов на большинстве сайтов присутствуют номера телефонов и существует форма обратной связи. Это значит, что клиент магазина может не только совершить покупку, но и получить консультации, не выходя из дома, находясь на работе или отдыхая за городом. При этом интернет-магазины в большинстве случаев отличаются весьма демократичными ценами, которые оказываются ниже, чем в традиционных магазинах.
Есть у интернет-магазинов и другие плюсы, благодаря которым они получили широкую популярность: доступность товара и достоверных сведений о нем, информация о ценах конкурентов, практически неограниченный выбор, отсутствие психологического воздействия персонала магазина, возможность покупки товара, который физически находится в любой точке мира, различные способы оплаты и доставки, экономия времени. Главный минус – отсутствие возможности подержать товар в руках перед покупкой, своими глазами и руками оценить, например, качество сборки или эргономичность.
Алена, 23 года, офис-менеджер:
– Услугами интернет-магазинов я пользуюсь нечасто, но все же иногда это делаю. Как правило, в тех случаях, когда какой-то товар либо просто не продается в магазинах в Чайковском, либо цены на него явно завышены. Обычно через сеть я покупаю разную электронную технику или, например, авиабилеты. Удобнее, быстрее и дешевле. Что касается выбора магазина – то доверяю исключительно одним и тем же крупным и давно проверенным сайтам. Никогда не решусь зайти на первый попавшийся никому незнакомый сайт и что-то там купить, тем более, расплачиваться там банковской картой.
Алексей, 30 лет, инженер:
– Поначалу к интернет-магазинам относился очень настороженно. Сейчас периодически сам прибегаю к покупкам в сети, но только на eBay. Ну или на сайтах разных магазинов заказываю товар, если его покупку можно оплатить при получении, предварительно подержав ее в руках и внимательно осмотрев. Чаще всего заказываю либо какие-то автомобильные запчасти и аксессуары, которые у нас в городе не найти, либо книги. С хорошей литературой за приемлемые деньги какой-то дефицит в городе в последнее время.
Владимир, 41 год, монтажник сетей связи:
– Лично я интернет-магазинами не пользуюсь. Не потому что не доверяю, а просто потому что у меня нет такой необходимости. Хотя, например, племянник постоянно что-то в Интернет-магазине покупает – то телефон, то компьютер, то еще что-нибудь. Говорит, удобнее и дешевле. Я же в Интернете только сравниваю цены в магазинах, читаю описания и отзывы, а покупки предпочитаю совершать по старинке.
Евгений, 25 лет, предприниматель:
– Покупки в Интернете я совершаю очень часто. Причем не столько для своих личных нужд, сколько по работе. Постоянно требуется покупать какие-то товары, необходимые в работе, которые просто не продаются ни в Чайковском, ни в ближайших городах. Список интернет-магазинов, в которых я делаю покупки, давно уже определен, и ни один из них меня пока не подводил. Бывают, правда, задержки с доставкой, если товара нет в наличии, но это терпимо и случается довольно редко. А главный критерий для меня при выборе продавца в сети – это его известность. Крупные интернет-магазины заботятся о своей репутации и стараются не подводить клиентов. И уж тем более не занимаются мошенничеством.
Андрей, 38 лет, водитель-экспедитор:
– Я не пользуюсь интернет-магазинами, поскольку не чувствую в этом необходимости. Если нужно что-то купить, я предпочитаю посетить обычный магазин, подержать товар в руках перед покупкой. Разве что, например, бронирую через Интернет билеты для дальних поездок, но оплачиваю все равно только уже при получении. Но многие друзья и знакомые делают покупки в Интернете – в общем-то, все довольны.
Оксана, 31 год, менеджер по развитию:
– Не могу сказать, что я совершаю покупки в Интернете часто, но все-таки периодически делаю это. Просто не люблю многочасовые походы по разным магазинам, расположенным совсем не близко друг к другу, постоянно навязывающихся продавцов и очереди на кассах. А еще в Интернете очень удобно сравнивать товары, ассортимент и цены в разных магазинах. Это заметно облегчает жизнь. Единственный критерий для меня при выборе интернет-магазина – его репутация. Если его название на слуху, и он не нуждается в рекламе, значит, ему можно доверять. Но в последнее время развелось такое количество продавцов в сети, что и половине из них верить нельзя – либо возьмут деньги и не доставят товар, либо привезут какую-нибудь дешевую подделку. Поэтому доверяю только проверенным магазинам и покупки совершаю на одних и тех же двух-трех сайтах. Чаще всего я покупаю электронику, косметику и разные сувениры на подарки.
Елена, 34 года, дизайнер интерьера:
– Без интернет-магазинов никуда! Конечно, я ими пользуюсь – покупаю разные декоративные вещицы, заказываю мебель, книги. Это ведь гораздо удобнее, чем ходить несколько часов по магазинам, и потом, если удалось найти что-то стоящее, везти покупки домой. Хотя поначалу я относилась к такого рода покупкам очень настороженно – постоянно переживала, что меня обманут, исчезнут с моими деньгами, привезут совсем не то, что я заказывала или еще как-то «подставят». Но пока обходится. Критерии выбора – в основном отзывы знакомых и друзей, уже пользовавшихся услугами того или иного магазина и наличие обратной связи – номер телефона и юридический адрес магазина.
Анастасия, 25 лет, ведущий библиотекарь:
– У меня был негативный опыт покупки пиджака в интернет-магазине. На сайте он мне понравился: симпатичный, хороший фасон и приемлемая цена. Заказала, пиджак пришел довольно быстро, но качество изделия было, мягко говоря, не очень (на рынке китайские и турецкие товары лучше бывают): швы кривые, ткань отвратительная. В общем, хотела носить пиджачок на работе, а в итоге ношу его дома. В другой раз решила заказать чехол для дивана, потому что в магазинах не могла найти подходящий. Нужен был насыщенный синий цвет – на фотографии на сайте как раз увидела такой. Заказала, но прислали серый чехол – опять получила не то, что хотела, но возвращать не стала, так как чехол замечательного качества. Но и положительный опыт покупок в интернете тоже есть! Когда училась, через интернет-магазины покупала необходимые книги, которых не было ни в библиотеках, ни в городских книжных магазинах.
Елена, 25 лет, домохозяйка:
– Активно эксплуатирую Интернет-магазины уже года три. Что только я там не покупала: украшения, книги, бытовую технику, одежду, витамины, чехлы для телефонов, обувь и пр. Все просто не перечесть! Для меня интернет-магазины: отличная возможность купить что-то уникальное по приемлемой цене. Да, бывает, что не угадываешь с размерами, цветом или качеством, но когда регулярно покупаешь в сети, на такие вещи не сильно обращаешь внимание, потому что перед покупкой всегда ознакомишься с отзывами и посмотришь фотографии. На край: вещи всегда можно пристроить – срабатывает в 95 случаях из ста. Но есть и свои минусы: теперь я редко захожу в чайковские магазины одежды: потому что там продают ужасную одежду и товары. Такое чувство, что народ считают за какое-то быдло, которому можно «впарить» любое барахло.
Екатерина, 31 год, юрист:
– Лично для себя я ничего не покупала в Интернет-магазинах, но несколько раз приобретала для мамы садоводческую продукцию. Даже с учетом пересылки совершать такие покупки гораздо выгоднее, чем покупать у нас в городе. Как мне кажется, при выборе интернет-магазина стоит, во-первых, прочесть отзывы о нем. Но если они размещены на самом сайте магазина, то стоит поискать их еще и на сторонних форумах. Во-вторых, для меня важен дизайн, грамотность и информативность магазина. Также стоит обращать внимание на наличие контактов, юридического адреса компании и контактных телефонов.
Захар, 44 года, торговый представитель:
– Году эдак в 2000-м, когда Интернет-магазины только-только начали развиваться, я заказывал на одном из сайтов диски с играми. Тогда Интернет был очень медленным, и что-то скачать было просто нереально, поэтому диски были в ходу. О магазине я слышал только хорошие отзывы, так что заказал почти не сомневаясь. Помню, что диски пришли очень быстро – в то время почта России работала быстрее моего Интернета – оплатив наложенный платеж, я пришел домой и вскрыл посылку. Тут-то меня и ждал первый сюрприз: вместо лицензионных дисков в посылке оказались «паленые» болванки в пластиковых коробочках. Этот факт меня не сильно огорчил, потому что важен не вид дисков, а их содержание. С первого носителя игра установилась без проблем, а вот второй оказался «запорот». На нем не было царапин, но, видимо, при записи произошел сбой и этого никто не заметил. Ну, заняты люди были – всю Россию пиратским софтом обеспечивали. После этого я пытался связать с продавцом, но они куда-то пропали, а с сайта удалили все картинки и информацию по этим дискам. После этого случая у меня еще долго не возникало желания купить что-то через Интернет, но сейчас все же изредка, по необходимости приобретаю что-то в сети, но все же предпочитаю магазины с пунктами выдачи.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее