Есть «зеркалка» – есть фотограф?
Зеркальный фотоаппарат уже довольно давно перестал быть предметом, отличающим профессионального фотографа от простого любителя «делать фото». При этом последние зачастую могут разгуливать с техникой на сумму в несколько тысяч долларов и позиционировать себя как настоящих гуру фотографии, не имея ни соответствующего опыта, ни знаний. В связи с этим мы решили поинтересоваться у наших читателей, приходилось ли им сталкиваться с людьми, предлагающими коммерческую съемку, но не способными профессионально выполнить возложенные на себя обязанности? Часто ли им приходится встречать объявления или рекламу в стиле «принимаю заказы на съемку»? А если приходилось выбирать фотографа/видеографа для коммерческих съемок, то чем они руководствовались при выборе, и оправдались ли их ожидания? Также мы поинтересовались, имеет ли право каждый человек, имеющий фотоаппарат, называть себя фотографом?
Действительно, в последние годы владение цифровым зеркальным фотоаппаратом стало чуть ли не мейнстримом. И этому есть вполне простое и логичное объяснение, никак не вязанное с повальным увлечением искусством и желанием людей изучать мудреные правила фотографии. Просто развитие технологий производства камер и объективов, а также постоянное расширение рынка сбыта продукции вкупе с ростом благосостояния потребителей (прежде всего, в России и Азии), позволяют ведущим мировым производителям цифровых камер снижать стоимость своей продукции. Таким образом, простейшие цифрозеркалки в комплекте с самым простым, так называемым китовым объективом стоят сегодня от 12-13 тысяч рублей, что сравнимо с ценой качественной, но куда менее респектабельной компактной цифровой камеры – «мыльницы».
Да и динамика падения цен на более продвинутые модели цифровых зеркальных фотоаппаратов способствует их успешной реализации по всему миру. При этом, естественно, покупают их далеко не одни лишь профессионалы. То есть повальную моду на владение фотоаппаратом определила его доступность. Но что же толкает людей на проведение коммерческих съемок?
Самый очевидный ответ – желание зарабатывать деньги. Но он, во-первых, далеко не единственный, а во-вторых, даже не самый популярный. В любой более или менее приличной фотошколе всем обучающимся объясняют один простой факт: чтобы зарабатывать на фотографии, нужно, чтобы она стала именно работой, а не хобби. Действительно, уже давно матерыми фотографами выведено суровое, но справедливое правило: если вы не можете прожить хотя бы два-три месяца, зарабатывая исключительно фотосъемкой, то вы не фотограф.
Так в чем же тогда причина дикой плодовитости доморощенных «околофотографов»? Большинство специалистов, включая настоящих фотографов, считает это не более чем очередным модным увлечением. Модно быть ди-джеем, модно быть хипстером, модно быть фотографом. А вот гитаристом, например, быть не модно. Поэтому умея играть на гитаре (даже очень хорошо), человек не называет себя профессиональным или, тем более, полупрофессиональным музыкантом. Но просто фотографировать – мало для того, чтобы казаться (именно казаться, а не быть) фотографом. Окружающие должны видеть востребованность жертвы моды, должны восхищаться ее талантом, позволяя ей тешить свое самолюбие иллюзиями о собственной «крутости», креативности и значимости.
При этом все чаще зеркальные фотоаппараты попадают в руки «молодых дарований» – студентов и старшеклассников – в качестве подарка на тот или иной праздник. Ничего плохого в этом нет, но воздействие модного девайса на неокрепшие умы порой приводит к известным печальным последствиям, жертвами которых становятся, прежде всего, невезучие заказчики коммерческой съемки. Испорченная свадебная или юбилейная фотосессия – слишком дорогая плата за желание сэкономить на фотографе, выбрав того, кто «недорого сЫмает шЫдевры», или пригласив подружку с зеркалкой, которая «пофоткает бесплатно не хуже профессионала и отдаст кучу фоток в крутой обработке».
Узнаем мнения чайковцев по этому вопросу.
Ольга, 24 года, дизайнер:
– Профессиональным фотографом я считаю того, кто не только «принимает заказы на съемку», но и умеет пользоваться фототехникой. Знает, какие кнопочки нужно нажимать и какие «крутилки» крутить, чтобы получить необходимый ему результат. И необязательно техника должна быть супермодной и современной. Я лично знаю замечательного фотографа, который снимает и на пленочные фотоаппараты, и на мыльницы, и на «зеркалки» – результат всегда отличный. Но часто встречаются люди, рассуждающие так: «У меня есть крутой фотоаппарат, а значит я мега-фотограф». Чаще именно так и окружающие их воспринимают. Видят большой фотоаппарат, большой объектив, и начинается: «О-о-о! Ты профессиональный фотограф?! У тебя профессиональный аппарат!» – говорят они. Но, как в любом деле, на мой взгляд, о человеке какой-то профессии (особенно сферы услуг) следует судить по его работе, а не по его инструментам. Что касается работы фотографа, то многое могут сказать отзывы людей, воспользовавшихся его услугами.
Вадим, 42 года, начальник отдела развития:
– Псевдофотографов сейчас на самом деле слишком много. Почему-то девять человек из десяти, у которых есть «зеркалка» любого уровня продвинутости, считают себя фотографом. При этом мало кто вообще удосуживается хотя бы прочитать инструкцию к фотоаппарату, не говоря уже о чтении специализированных статей в Сети и обучении в фотошколах. К счастью, мне самому не доводилось иметь дел с такими людьми. Я заказывал съемку на свадьбу себе и своему брату – были разные фотографы, но обоих порекомендовали друзья, которые уже заказывали съемку у них. Ну и портфолио профессионала говорит само за себя.
Олег, 36 лет, механик-водитель:
– Сам был свидетелем: один мой товарищ решил пойти на авантюру. Говорит: «Куплю «зеркалку» и буду снимать свадьбы за деньги. А то, что никогда этого не делал – не беда, что там сложного?» В общем, «налажал» на первом же заказе, вернул все деньги заказчикам, а «зеркалка» с шестизначным ценником так и пылится на полке без дела. А сколько еще таких авантюристов? Все-таки, чтобы называть себя фотографом, нужно не только иметь дорогую камеру (стоимость вообще не важна, на мой взгляд), но и прямые руки, а также трудоспособные мозги. Увы, многие обделены и тем, и другим. Сам я на таких «народных умельцев» на практике не нарывался, но они мне свои услуги в Интернете предлагали. Правда, после просмотра мной их «шедевров», они отправлялись лесом и более меня не беспокоили.
Аида, 22 года, дизайнер:
– Сложный вопрос. Я сама подобным увлекаюсь, а потому к услугам фотографов и просто людей с «зеркалками» не обращалась никогда. Но видела подобных «профессионалов» с kit-овым объективом и дешевой «тушкой» (так называют фотоаппарат со снятым объективом – прим. ред.). Смешно, конечно. И далеко не каждому суждено называть себя, а тем более быть фотографом. Для этого нужен талант, ну и опыт. Это как музыка – если есть слух и голос, то ты певец. И тут так же – умеешь видеть красивые моменты и ловить их – ты фотограф. Себя я, несмотря на свое увлечение, фотографом не называю, так как понимаю, что это не так.
Леонид, 26 лет, инженер:
– Чтобы стать настоящим фотографом, надо учиться смотреть глазами души, ибо настоящие объективы фотокамеры – это сердце и душа. Купив себе дорогостоящий фотоаппарат, нельзя говорить о том, что любая фотография, снятая с его помощью, будет шедевром. Фотоаппарат – это лишь способ передачи информации, а человек выступает здесь в роли творца. Ведь нажать в нужный момент с определенной тонкостью и чуткостью на кнопку спуска затвора способен не каждый. Как не каждый сможет найти в фотографии вложенную в нее красоту и изящность. Людей, которые называют себя «профессиональными фотографами», становится все больше и больше, растет и количество «зеркалок», которые стали доступны простым обывателям. И при просмотре фотографий знакомых, которые оплатили такому горе-фотографу фотосессию торжественного события, в голове застывает одна мысль: «Руки бы тебе оборвать за такие снимки». С выбором фотографа нужно быть аккуратнее. Посмотреть его работы, поговорить с ним лично. Если вы хотите действительно хорошие снимки, фотограф должен понимать, чего именно вы ждете.
Дмитрий, 42 года, инженер:
– С горе-профессионалами в области фотографии приходится сталкиваться куда чаще, чем с настоящими фотографами. А что ты с ними сделаешь? Стоит только игнорировать и, возможно, они сами загнутся потихоньку, хотя, как показывает практика, им все-таки удается находить клиентов, причем за довольно неразумные цены. Вообще, чаще всего такие «профессионалы» сами бросают это дело, потому что в их представлении фотография – это простое нажатие на кнопку спуска затвора. Но рано или поздно они осознают, что это не так.
Антон, 30 лет, промышленный альпинист:
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее