Сахар по карточкам?
К сентябрю минпромторг предложит правительству схему поддержки незащищенных слоев населения через продовольственные карты покупателей. В связи с этим мы решили поинтересоваться у наших читателей, как они оценивают эту идею? Смогут ли продуктовые карты, на взгляд горожан, стать реальной поддержкой для незащищенных слоев населения?
О возможности ввести подобную систему в России говорится в стратегии развития торговли до 2020 года. В минпроме уже пояснили, что речь идет не о возвращении карточной системы распределения продуктов из времен тотального дефицита, а о введении принципиально нового механизма поддержки малоимущих слоев населения.
«Это можно назвать программой улучшения структуры питания определенных категорий граждан, которые не могут себе позволить приобретать нужное количество здоровых продуктов, – приводит слова статс-секретаря, замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова «Российская Газета». – В итоге россияне получат возможность вместо дешевых суррогатов покупать свежее охлажденное мясо, вместо восстановленного стерилизованного молока – пастеризованное, вместо консервов – свежий салат и овощи».
Предполагается, что каждый месяц гражданам на обычную расчетную банковскую карту из бюджета будет перечисляться некая фиксированная сумма. Сейчас в Кировской области, которая реализует пилотный проект, она составляет 1000 рублей.
В течение фиксированного промежутка времени, например, месяца, данную сумму необходимо будет потратить. Причем только на свежие скоропортящиеся продукты питания любых российских производителей в любом магазине, который в заявительном порядке подключился к процессингу этой системы. Речь идет о мясных и молочных продуктах свежих фруктах, овощах и ягодах, хлебе, рыбе.
«В Кировской области, например, за период реализации проекта количество продуктов, которые можно купить по карте, удвоилось и на сегодняшний момент их около трех тысяч от 44 местных товаропроизводителей. Довольны все – и производитель, и потребитель, и продавец», – пояснил Виктор Евтухов.
При этом будет действовать запрет на покупку определенных видов товаров, например, спиртного и продуктов с длительными сроками хранения, таких как макароны и крупы. Неосвоенные потребителями деньги «сгорят», поскольку их нельзя будет обналичивать или накапливать.
Впрочем, пока окончательной ясности в вопросе с продуктовыми картами нет. Появятся ли они вообще? Если появятся, то будет ли действовать система именно в том виде, в котором ее описали в ведомтсве? Кто и каким образом будет определять производителей и виды товаров, которые можно будет приобрести по продуктовым картам? Какие категории граждан получат эти карты? Какая именно сумма, как часто и из какого источника будет поступать на них? Все эти вопросы пока остаются без ответа, хотя некоторые предположения авторы проекта все-таки высказали.
В минпромторге отметили, что банковские карты будут выпускаться и обслуживаться только определенным банком-участником проекта, а выдавать их населению будут, скорее всего, местные органы соцзащиты. Они же будут определять и категории населения для оказания такой помощи. Причем, в разных регионах эти категории могут оказаться разными.
«К решению проблемы нужно подходить осторожно, без шаблонов и тотального единообразия, – подчеркивают авторы проекта. – Денежные возможности у регионов разные. Кроме того, в каждом регионе своя структура населения и специфика. Объединив все базы данных регионов в одну, можно выявить самых обездоленных и расширить зону продовольственной адресной поддержки».
Также в ведомстве осторожно назвали наиболее вероятные источники финансирования проекта. Ими должны стать федеральный и региональный бюджеты. При этом ни о долях участия каждого бюджета, ни о конкретных суммах речи пока не идет, поскольку проект все еще находится в разработке.
Как живёшь, дальнобой?
Накануне Дня автомобилиста нам удалось интересно побеседовать с чайковским дальнобойщиком Валерием Вершининым. Он сейчас далеко, на пути в Якутию вышел с нами на связь из Тынды – столицы БАМа. Разговор получился душевный и позитивный. О настоящей мужской профессии, о мечтах, о водительском братстве – в эксклюзивном интервью «Частному Интересу»