Стыдно не знать?
Грамотность, к сожалению, нельзя назвать сильной стороной большинства людей. Орфографические, синтаксические и прочие ошибки многие воспринимают совершенно спокойно, позволяя себе допускать их даже публично.
В связи с этим мы решили поинтересоваться у наших читателей, считают ли они, что человек должен быть грамотным? Допустимо ли, на взгляд горожан, прощать незнание русского языка, например, в рекламе или при общении в Интернете? Может быть, кто-то даже одобрил бы введение каких-то штрафов для безграмотных?
Грамотность (от лат. grammatica – «учение о словесности», др.-греч. γραμματική – «словесность, грамматика») – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно «грамотным» называют человека, умеющего читать и писать. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».
Неграмотность (безграмотность) же означает культурные, образовательные или психически условные отдельные недостатки в чтении или письме у людей, вплоть до полной их невозможности.
|
| ||
| К концу XIX – началу XX веков число неграмотного населения в Российской империи составляло, по разным оценкам, от 20 до 35 процентов.
К 1917 году заметная часть населения страны оставалась неграмотной, особенно в Средней Азии. |
| |
|
|
В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное обучение, актуальной стала задача борьбы с малограмотностью. По данным переписи 1939 года, количество неграмотных граждан страны было доведено до 10 процентов.
Последовавшая Великая Отечественная война задержала дальнейшее устранение неграмотности и только в 1972 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». Всё это было частью культурной революции в СССР.
|
| ||
| 26 декабря 1919 года в Советской России Советом народных комиссаров был принят Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В соответствии с ним все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, было обязано обучаться грамоте на родном или русском языке (по желанию). |
| |
|
|
В настоящее время, с развитием технического прогресса, возникли вредные тенденции, вызывающие снижение грамотности населения. Возможность телекоммуникаций и быстрого общения людей приводит к использованию слов и выражений, неприемлемых для использования в государственных и общественных институтах государства, считают эксперты.
Отсутствие контроля за соблюдением норм языка, по мнению целого ряда исследователей, приводит к утрате ценности грамотности. И с этим согласны не только российские, но и зарубежные ученые. И в тех странах, правительства которых прислушиваются к их мнению, вводятся масштабные государственные программы не только поддержки образования, но и наказания неграмотности.
|
| ||
| В Ирландии на протяжении ряда лет действовала государственная программа, по которой любые Интернет-ресурсы в стране могли быть заблокированы на срок до трех месяцев, если на них обнаруживалось более трех грамматических ошибок в неделю. Это касалось, в том числе, аккаунтов пользователей в национальных социальных сетях. |
| |
|
|
В России подобные тенденции пока не развиты. Но они, тем не менее, набирают популярность. Примером может служить «Тотальный диктант», который пройдет 18 апреля по всей стране, а также в Чайковском. Помимо России он пройдет еще в 52 странах, которые решили присоединиться к акции.
|
| ||
| В США постоянно проводятся конкурсы грамотности, участие в которых может принять любой гражданин страны независимо от возраста.
Победители, знающие родной язык лучше конкурентов, могут рассчитывать на внушительные денежные призы размером до нескольких десятков тысяч долларов. |
| |
|
|
По результатам «Тотального диктанта» 2014 года выяснилось, что чаще всего его участники делали ошибки в словах «гармошка», «перрон», «семафор», «палисадник» и «расхристанный». Всего в нем приняло участие 64 тысячи человек из 263 российских и 89 городов ближнего и дальнего зарубежья. Около двух тысяч участников сдали его на «отлично».
|
| ||
| В 2013 году «Тотальный диктант» прошел в 180 городах России и в 35 странах мира, его писали в общей сложности более 32 тысяч человек. А не сделали ни одной ошибки, по данным оргкомитета проекта, лишь 400 из них. Самыми сложными для участников оказались три слова: «коммунизм», «чересчур» и «наперсник».
|
| |
|
|
В опросе приняли участие 27 человек
Да, стыдно не знать родного языка – 74,1% (20 человек)
Да, но не нужно к этому придираться – 22,2% (6 человек)
Сафсем ниабязатильна мы жи ни на икзамине па-рускаму и так сайдет – 3,7% (1 человек)
Валентина Савельевна, учитель, 68 лет:
- К сожалению, я вижу, что уровень грамотности в обществе сильно упал. Я бы сказала, что какие-то знания и навыки пользования русским языком демонстрируют люди старшего поколения, среднего возраста. Те, кто еще застал то время, когда основным источником информации были книги. Много читающий человек волей-неволей учится. Учится строить фразы, запоминает правильное написание слов и так далее.
Не могу сказать, что молодое поколение мало читает. Но для него уже характерно так называемое «клиповое» мышление, когда большая часть информации доносится с помощью картинок, а не текста. И это, безусловно, сказывается на грамотности
Александр, 35 лет:
- Наверное, не меня одного раздражает вопиющая безграмотность более чем половины пользователей Рунета.
Однако, каждый раз указывать людям на их ошибки - это путь, который 100% приведет к раздражению человека, которому указали на ошибку и далеко не обязательно повлияет на него, чтобы он впредь исправился и писал, например, «-тся» и «-ться» так, как надо.
Однако лично меня до трясучки доводит, когда в сообщениях, адресованных мне, я вижу слова типа «пробывал», «кажеться» и тому подобное.
Конечно, скажете вы, зачем пользователям Интернета нужен русский, это не входит в число обязательных навыков. Но с другой стороны, когда человек пытается донести какие-то мысли до своих читателей, так почему бы не выучить хотя бы основы этого средства донесения своих идей.
Ведь в этом весь человек. Если здесь он пытается написать что-то, не владея основами грамотности, то я, к примеру, сразу начинаю проецировать это на остальные виды деятельности. И прихожу к мнению, что и в остальных сферах он настолько же поверхностен, как и здесь.
Геннадий Петрович, рабочий
- В школе я был «хорошистом», по-русскому, кстати, была «четверка». Пригодились ли мне эти знания в жизни? Нет, совершенно. В институт я не поступил, окончил техникум, всю жизнь работаю на производстве.
Здесь грамотность нужна только при общении с начальством. И то не всегда. Я вообще считаю, что те, кто указывает мне на мои ошибки в разговоре, лучше бы за собой следил. Есть же пословица «В чужом глазу соринку вижу, в своем бревна не замечаю». А еще такие люди, как правило, хотят похвастаться своими знаниями: «Смотрите, мол, я знаю, а ты, работяга, не знаешь». В общем, нос задирают эти грамотеи….
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее