Только через любовь…
Жизнь бывает жестока. Очень непросто порой складываются взаимоотношения между подростками, учителями, родителями. Как ужиться рядом с людьми? Как помочь в этом детям? На эти и многие другие вопросы ищут ответ герои новой постановки Чайковского театра юного зрителя «Хайп». Премьера спектакля с блеском прошла на прошлой неделе.
Я попала в НТЮЗ на спектакль «Хайп» не в день его премьеры, а немного позже. Зал был полный. И, по словам главного режиссёра Марины Корзун, на ближайшие показы билеты раскуплены. Посмотрев спектакль, я поняла, почему тема, выбранная режиссёром, так востребована.
Представьте себе девятый класс, получающий среднее образование в элитной школе. Родители подростков – очень обеспеченные люди, желающие дать своим детям только самое лучшее: образование, одежду, гаджеты, путешествия… Всем этим они компенсируют недостаток любви, ласки и внимания, возникающий в результате гонки за статусом и финансовым благополучием. Той любви, которая так необходима детям, в каком бы возрасте они не находились. Подобное «воспитание», возложенное на нянь и учителей, накладывает свой отпечаток на «золотую молодёжь». Им доступны не только все блага цивилизации, но и все её пороки.
С таким вот классом и сталкивается молодая учительница Ольга Ивановна, пришедшая в элитную школу в качестве классного руководителя, или, как её ещё с сарказмом называют подопечные, «практически вторая мама». И постепенно она действительно ею становится. Как ей это удаётся? Только через любовь, понимание и принятие подростков со всеми их недостатками, которых вполне можно было избежать, попадись им такая вот классная мама классе в пятом. К несчастью, на их школьном пути встречались лишь педагоги, которые отрабатывали свои немалые деньги автоматически, воспринимая «элитных» детей лишь как испорченных подонков, которых не исправить, у которых «будущее куплено»: место в университете и непыльная работа в руководстве банком, к примеру. И молодому педагогу, которая всей душой желает дать понять ребятам, что мир не так жесток, как им кажется, приходится противостоять не только им, но и зачерствевшему педагогическому коллективу. Но она справляется. Педагог, заслуживающий уважение и детей, и взрослых.
А в исполнении Анны Ишутиной она получилась очень нежной, хрупкой личностью, которая противостоит агрессии и издёвкам очень тонко, психологично, при этом мужественно.
Очень интересны взаимоотношения и между ребятами. Здесь есть все характеры и типажи. Вожак, которого боятся все, кроме одноклассника-еврея Марка. Марк противостоит силе лидера и его шайки – сначала уверенным взглядом, потом действиями и кулаками. Но когда наглость и ненависть со стороны лидера перерастают в национальное оскорбление, тогда в ход идёт оружие! Всем известна истина: насилие порождает насилие. Но насилием ситуацию не решить. Классному руководителю с большим трудом удаётся её разрулить с помощью разговоров, убеждений и принятия. Она не бежит жаловаться начальству, за что получает уважение всего класса.
Есть в классе и очень хорошая девочка Катя, которая хотела бы быть признанной, но почему-то стала изгоем всего класса. В сценах коллективной травли на её стороне оказывается лишь Марк. Хотя в душе наверняка многие хотели бы помочь ей, если бы не боялись изгнания из группы силы.
Все ситуации, раскрытые в спектакле «Хайп», встречаются не только в больших городах, где есть элитные школы. Они есть и в наших учебных заведениях. Может быть, в меньшем масштабе, может быть не такие явные, но всё же есть. И не за горами тот день, когда и в нашем городе могут появиться подобные школы. И не факт, что встретится на пути таких учеников понимающий учитель, способный вложить в ребят мысль, что они тоже достойны любви – любви родителей, педагогов, друзей.
Спектакль «Хайп» поставлен по пьесе Аси Котляр «Страсти-мордасти» и предназначен для аудитории старше 16 лет. Главный режиссёр театра внесла в неё новшества, позволяющие сделать постановку более современной и понятной нынешнему поколению. Она добавила молодёжный сленг в диалоги, экспрессивные сцены скандалов и даже драк, а также разбавила живую игру актёров видеосценами. Всё это делает спектакль современным, актуальным и очень интересным.
Я бы порекомендовала посмотреть эту постановку нашим учителям, среди которых есть те, кто в погоне за рейтингом забыл про человечное отношение к детям. Я бы посоветовала посмотреть его родителям, которые в гонке за деньгами забыли, что детей надо обнимать, что с ними надо разговаривать, что их надо любить. Я бы хотела, чтобы «Хайп» посмотрели подростки, у которых есть проблемы во взаимоотношениях – с учителями, родителями, сверстниками. Может быть, в постановке вы найдёте ответы на свои вопросы.
Вера Мухаметдинова
К 9 мая ТЮЗ готовит пластическую военную композицию с литературным вкраплением «Судьба на все четыре года». Она поставлена на средства гранта от компании «ЛУКОЙЛ» и во время пандемии была представлена школьникам на закрытых показах. В мае спектакль будет сыгран для широкой публики.
Марина Корзун, главный режиссёр НТЮЗа:
– Прежде чем поставить такой остросоциальный спектакль, я посмотрела много фильмов по этой тематике, мы разговаривали с ребятами, разбирали, с чем сталкиваются в школах они. Я поняла, что спектакль нужен. А сейчас, после нескольких показов, не раз убедилась в этом. После спектаклей ко мне подходят родители, которые сталкиваются с подобными ситуациями, и просят помочь. Я вижу слёзы на глазах зрителей, которых тема задела за живое. Я хочу, чтобы зрители взглянули на эту ситуацию и поняли, что из любого конфликта можно найти выход. И учителям обязательно нужно повернуться лицом к детям, набраться терпения, хотя я понимаю, насколько сложна их работа. В этой постановке играют два актёрских состава, которые меняются. Актёрам было довольно сложно вжиться в роль, потому что они совершенно не похожи на своих персонажей. Но они справляются и выкладываются на все сто. Приглашаю к нам всех, кому интересна тема.
Татьяна Камалиева, зритель:
– Спектакль даёт нам возможность задуматься и успеть что-то исправить, пока не стало слишком поздно! Марина Георгиевна много лет делает большое дело, заставляет задумываться над своими ошибками, взглянуть со стороны. Спектакль непростой, задевающий глубокую и больнючую занозу взаимоотношений с нашими детьми, мы же не любим её задевать! Как играли ребята! Аплодирую стоя! Когда была сцена удара по лицу, в зале многие зашептались: «Он что, правда, его ударил?», «О, боже мой, как так?» Вот это игра, вот это погружение в сюжет. Сначала все сидели, затаив дыхание, наблюдали за героями. Потом я плакала, нет, я рыдала. Моя подруга тоже. И я слышала, что за спиной зрители шмыгали и всхлипывали. А ведь на сцене были дети, подростки! Какую замечательную историю они нам рассказали, всё по-честному, по-взрослому! Браво!!! Всё получилось очень убедительно, с полным погружением. Ведь ту девочку, эту замечательную, трогательную «мышку», хотелось обнять крепко-крепко, сказать, что это они делают, потому что сами глубоко несчастны. Пробирающий спектакль, эмоциональный, драматический и до глубины души впечатляющий!
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее