Чайковский драмтеатр: 40 лет аншлагов
Ровно 40 лет назад в Чайковском театре драмы и комедии был открыт первый театральный сезон. И сегодня наш город уже невозможно представить без драмтеатра. О том, как всё начиналось, как живёт театр сегодня, во что верит и о чём мечтает
В 1982 году клуб «Речники» стал уютным домом для театра драмы и комедии. Тогда и начался театральный Чайковский. Первым директором театра был Геннадий Малашин, а первым режиссёром – непревзойдённая Людмила Журавская. Вместе с ней в Чайковский переехали молодые кизеловские актёры, которые на многие годы стали лицом чайковского театра. В их числе Галина Палехова, которая и по сей день радует нас своим талантом. Со временем в труппу влились и представители других театральных школ. О Людмиле Борисовне Журавской до сих пор вспоминают с большим теплом.
«Без Людмилы Борисовны вообще могло и не быть театра в Чайковском. Есть огромное желание создать некий исторический уголок театра, уделив особое место именно Журавской. Надеемся, что в новом здании после завершения ремонта нам удастся воплотить наши задумки в жизнь. Мне посчастливилось поработать с Людмилой Борисовной. Она не только замечательный режиссёр, но и потрясающая актриса, очень характерная. Помню, как она меня встретила, когда я приехала в театр, подшутила над моим высоким ростом. Большое счастье встретить на своём творческом пути такого человека – она целиком и полностью была посвящена театру и заражала этим всех вокруг себя», – делится воспоминаниями актриса театра драмы и комедии Светлана Дорохова.
Работая с такими мастерами, как Людмила Журавская, Валерий Конев, Вячеслав Новосёлов и другими, Светлана тоже посвятила себя театру, является ведущей актрисой, играет в чайковском театре уже 27-й сезон. В её творческой копилке десятки постановок и ролей, любимых зрителями. Отмечает, что ещё будучи студенткой хотела работать именно в малом театре, и работа в чайковском драмтеатре только укрепила правильность её выбора.
В театре должны работать неплохие невредные люди
Чайковский театр драмы и комедии стал творческим домом и площадкой для воплощения своих театральных замыслов для нескольких поколений артистов и режиссёров. Театр по праву славится своими мэтрами – заслуженными артистами РФ Лидией Волковой, Татьяной Волковой, Василием Костоусовым, Инессой Муран, Галиной Гой-Борзенко, Вячеславом Новосёловым.
Василий Костоусов в театре уже 51 год, до приезда в Чайковский играл в Рязани, Новосибирске. В 1993 году вместе с супругой Людмилой приехал в Чайковский.
«Помню так холодно было, мороз минус 35 градусов. Но за порогом театра всегда жара. Сразу предложили интересную работу в постановке «Смерть Тарелкина», с тех пор здесь, в театре, рад каждому дню, рад, что театр жив. Опять же благодаря коллективу. Нас объединяет интересная работа, удивительные режиссёры и неплохие невредные люди. Очень важно, чтобы в театре работали неплохие люди, иначе в атмосфере склок работать не получится. У нас в театре жизнь удалась», – отмечает Василий Костоусов.
В чайковском драмтеатре целая плеяда и молодых артистов, перенимающих опыт своих театральных наставников.
Для Марии Картазаевой, работающей в здесь уже 15 лет, такими наставниками стали Сергей Борзенко с супругой Галиной. «В моей практике Сергей Михайлович был самым лучшим режиссёром именно детских спектаклей – он как-то по-особому чувствовал детей, умел их заинтересовать, его сказки были самыми добрыми, в них чувствовалась душа, этим проникались и мы, артисты, и наши маленькие зрители», – делится актриса.
О большой ответственности работы над детскими спектаклями, причём абсолютно всех – от режиссёра и артистов до костюмеров и художников, говорит и Елена Гречан, артистка театра: «Дети – это самый чистый и искренний зритель, его не обмануть, да мы и права такого не имеем. Когда приехала работать в театр, это было около 10 лет назад, сразу отметила для себя сильный творческий состав. Здесь каждый работает честно и добросовестно. Этим наш театр и богат».
Заведуя актёрской труппой, Мария Картазаева также отмечает сильные стороны коллектива, заключающиеся не только в профессиональных качествах, но и в человеческом отношении, общении, в желании совершенствоваться, развиваться.
«У нас уже не первый год приветствуется практика работы с приглашёнными режиссёрами. Одни из последних работ – постановки челябинского режиссёра Игоря Бармасова «Король Лир» и «Доходное место», в которых он сумел совершенно по-иному раскрыть актёров. Это новые ступени в развитии каждого актёра и театра в целом, новый уровень, мы становимся богаче творчески, и для нас это бесценно», – отметила Мария.
Коллектив тепло принимает в свою театральную семью и новых артистов. Для Оксаны Мальшаковой это первый сезон в чайковском драмтеатре, и первый успех. Молодая артистка успешно выступила в спектакле «Восемь влюблённых женщин». «У меня роль Катрин, очень интересная работа, хотя и трудная для меня, своего рода роль на сопротивление, было сложно, но от того ещё более интересно. Вообще, было приятно окунуться в эту атмосферу, пропитанную неподдельным теплом и любовью, готовностью помочь. И что самое интересное, эти внутренние, в какой-то мере я бы даже назвала, семейственные, отношения внутри коллектива чувствуются и в зрительном зале, я это в полной мере ощутила, когда смотрела спектакли, будучи зрителем. Особо приятна была реакция зала, именно чайковского зрителя, с каким трепетом и добром жители реагируют на артистов. Видно, как чайковцы любят свой театр, как переживают за него, для них посмотреть спектакль – это как глоток свежего воздуха, и это тронуло до глубины души», – говорит Оксана.
Если для Оксаны Мальшаковой спектакль «Восемь влюблённых женщин» стал премьерным, то для актрисы Анастасии Ивановой, проработавшей в чайковском драмтеатре почти 10 лет, – заключительным. В связи с переездом актриса вынуждена покинуть театр.
«Очень тяжело расставаться с театром. Здесь моя жизнь, моя душа. До сих пор сложно принять и понять, что сыграла в этом театре свой последний спектакль. Но жизнь такова. В любом случае воспоминания о театре только самые добрые. Много интересных ролей было, работ. До сих пор с улыбкой вспоминаем мой дебют: я только приехала в город, поступила на работу в театр, и моя первая роль в спектакле «Калигула», это была небольшая роль, даже без текста, но воспоминания остались интересные. Одна из моих любимых ролей – это, конечно, Нина Заречная в «Чайке», обожаю этот спектакль. Очень благодарна и коллективу театра, и зрителю за эту мою театральную жизнь. Не знаю, будет ли у меня ещё такой дружный актёрский коллектив, но в профессии хотелось бы остаться», – делится своими мыслями Анастасия.
На протяжении 20 лет Чайковским театром драмы и комедии руководил Валерий Эминов, будучи и директором, и художественным руководителем. В начале 2000-х нелегко было всем, и театру тоже. Материальная база театра требовала развития, Валерию Никифоровичу удавалось изыскивать и направлять в театр дополнительные бюджетные средства, активно участвовать в грантовых конкурсах театрального творчества.
Валерий Никифорович отмечает, что чайковский драмтеатр всегда был на высоте, любим и актёрами, и зрителями: «Невозможно было достать билеты на спектакли, и это было приятно, что работу коллектива так высоко оценивают жители, скрывать не буду. Театр был востребован и тогда, и сейчас. Спектакли и детские, и взрослые всегда с аншлагом проходили. Благодарны нашему зрителю за такую преданность театру».
В феврале текущего года художественным руководителем театра стал Александр Борисов. Возглавить театр пришлось в эпоху перемен, отсутствия здания в связи с его ремонтом, что, безусловно, создаёт свои сложности.
«Жизнь, конечно, вносит свои коррективы. Связано это в том числе и со строительством, которое затянулось. В мае ещё должны были заехать в своё здание. Но мы всё ещё путешествуем, активно гастролируем. Бездомность нашего существования вносит коррективы не только в репертуарную таблицу, так, например в этом месяце у нас в городе было всего четыре спектакля, но мы активно работаем в Воткинске. Выпустили премьеру «Два билета на ковчег» режиссёра Сергея Пантющева. В следующем месяце надеемся, что и чайковский зритель её увидит. На самом деле очень хорошая работа получилась для подростковой аудитории, которая как раз нами не была охвачена», – рассказал о трудовых буднях театра Александр Николаевич.
Художественный руководитель театра также отметил, что идёт активная творческая работа и над другими постановками. Задача сделать репертуар театра более разнообразным, разножанровым остаётся в приоритете.
На днях чайковский драмтеатр принял участие в региональном театральном фестивале «КаМский», который прошёл в Лысьве. Чайковцы представили постановку «Король Лир» в главной роли с Василием Костоусовым, которая была отмечена критиками на самом высшем уровне. Кроме того, актёры поучаствовали в творческой лаборатории, и по наблюдениям Александра Борисова, этот опыт не прошёл для них бесследно, участие в практикумах позволило расширить горизонты их актёрских возможностей, что в дальнейшем отразится и на их работе в постановках театра.
В планах следующей осенью привезти фестиваль «КаМский» в Чайковский. Как отметил Александр Борисов, это стало бы грандиозным театральным праздником для всех жителей города, так соскучившихся по театру. Но для этого помимо целого ряда организационных моментов в первую очередь необходимо завершить ремонт здания театра.
Лидия Ломакина
Фото из архива драмтеатра
Ровно 40 лет назад – 30 ноября 1982 года – был открыт первый театральный сезон спектаклем «Мои надежды» по пьесе М. Шатрова. Ранее театр существовал с 1931 по 1982 годы в Кизеле. И только в январе 1982 года по приглашению Чайковского городского комитета Коммунистической партии Советского Союза и устному согласию Пермского областного исполнительного комитета Кизеловский государственный драматический театр переехал в Чайковский
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее