В Чайковском обсудили новые подходы и методики в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
На базе Чайковского центра реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья прошёл семинар на тему «Современные подходы в реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
Тематика семинара была выбрана не случайно. К сожалению, с каждым годом растёт число детей с аутизмом. Задача специалистов – научиться с этими детьми коммуницировать, работать, помогая им справляться со своим заболеванием.
Гостями семинара стали руководители и специалисты, непосредственно занимающиеся с детьми, представляющие реабилитационные центры из разных регионов: Ижевск, Воткинск, Набережные Челны, Елабуга, Казань, Пермь, Юсьва, Оса, Кунгур.
Руководитель чайковского центра реабилитации Галина Петухова отметила, что в послековидное время это первый такой масштабный семинар: «Раньше мы с коллегами часто проводили подобные встречи, поднимая на них разные темы касательно работы с детьми с особенностями развития. Обменивались опытом, обсуждали новые методики – на самом деле это очень важно в работе специалистов, им нельзя стоять на месте, необходимо совершенствоваться в своей специфике, чтобы помощь нашим детям была ещё более эффективной. После длительного перерыва мы вновь собрались вместе, все очень ждали этой встречи. К тому же тема семинара довольно актуальна. Действительно сейчас много детей с расстройствами аутистического спектра, диагноз этот необходимо изучать, искать новые подходы, методики как заниматься с детьми – этому и посвятили семинар».
Участники семинара рассказали, с какими трудностями приходится сталкиваться в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и обсудили, как с этими трудностями справляться. Особое внимание в тематических лекциях уделили вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, обучению социальным навыкам, созданию особой развивающей среды в условиях реабилитационного центра.
Специалисты чайковского центра реабилитации в формате мастер-классов поделились с коллегами своими наработками. Психологи на практике показали метод альтернативной коммуникации с детьми при помощи карточек PECS. Логопеды представили метод формирования у детей фразовой речи с помощью фразового конструктора в структуре логопедического занятия, а также представили инновации в логопедии: использование музыки в работе с детьми РАС. Социальный педагог поделилась опытом работы в условиях мастерских центра («Оттиски», «Тростевые куклы», «Специальный интерес»). Специалист по реабилитации инвалидов представила эффективную технику проведения монастырского массажа в работе с детьми РАС.
Гости семинара отметили, насколько разносторонние методики используют в своей работе специалисты чайковского центра.
«Поразило, что специалисты дополняют друг друга, например, специалист, занимающийся ЛФК, владеет навыками работы с детьми с помощью карточек PECS, логопед использует в работе с детьми музыкальный инструмент. Это здорово, когда в центре такая атмосфера, здесь ощущается комфорт, спокойствие и надёжность, что твой ребёнок в нужных руках», – отметила Ольга Погодина, заведующая методическим отделением реабилитационного центра «Апрель» (г. Казань).
Наталья Шульженко из Республиканского реабилитационного центра для детей с инвалидностью (г. Ижевск) также отметила высокий уровень работы с детьми и важность обмена опытом: «Для меня обмен опытом – это в первую очередь. Мы все много чего знаем и изучаем, но любой специалист в своей работе может столкнуться с разными трудностями, и мне важно проведение таких семинаров, чтобы понять, а как с этими трудностями справляются другие специалисты. Кто-то один метод использует в работе с детьми, кто-то другой. И я всё это сегодня увидела. Очень полезный опыт. А учитывая рост детей с расстройствами аутистического спектра, мы должны учиться с ними коммуницировать, это задача нас, специалистов, а не ребёнка, дети ждут от нас помощи».
Как отметила Галина Калашникова, директор реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Астра» (г. Елабуга), семинар получился очень насыщенным и тематически наполненным: «С коллегами пообщались по нормативно-правовой базе, по методам работы, по формам, подходам, обсудили теоретические вещи, новые подходы в работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Технологии и методы, которые используются в работе с детьми, есть у всех, но подходы разные, то есть каждый по-своему организует пространство, в этом и интерес таких встреч».
В формате круглого стола участники семинара с участием кандидата биологических наук из Санкт-Петербурга подвели итоги встречи, обсудив представленный опыт всех территорий и наметив план работы на ближайшую перспективу.
Лидия Ломакина
Фото автора
Как живёшь, дальнобой?
Накануне Дня автомобилиста нам удалось интересно побеседовать с чайковским дальнобойщиком Валерием Вершининым. Он сейчас далеко, на пути в Якутию вышел с нами на связь из Тынды – столицы БАМа. Разговор получился душевный и позитивный. О настоящей мужской профессии, о мечтах, о водительском братстве – в эксклюзивном интервью «Частному Интересу»