«Если решил, от плана не отступаю»
Рассказывать об интересных людях Чайковского стало хорошей традицией «ЧИ». И хотя мы живём в небольшом городе, талантливые люди постоянно появляются в поле зрения наших журналистов. На этот раз героем публикации стал старшеклассник школы № 11 Дмитрий Безносов, дважды становившийся победителем краевого этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
О том, что десятиклассник Дмитрий Безносов – человек уникальный, я услышала от трёх его преподавателей, причём в разное время. Мне стало любопытно узнать, в чём его особенность, поэтому мы встретились в стенах его родной одиннадцатой школы. Спокойный, рассудительный, доброжелательный, тактичный, интеллигентный, воспитанный – таким увидела я его в общении. Таким видят его и преподаватели. По их мнению, Дмитрий – редкий пример человека, который уже в раннем возрасте выбрал свой путь, по которому идёт, не сворачивая.
Гармоничное детство
В аттестате Димы – высшие отметки по всем предметам. Про таких говорят «круглый отличник». Как же удаётся ему наряду с победным шествием в олимпиадном движении сохранять высокое качество усвоения школьной программы абсолютно по всем предметам? Думаю, первостепенную роль здесь играет семейное воспитание. Мама Димы Мария Александровна – учитель русского языка и литературы – с детства вложила в него уверенность в своих силах и тягу к познанию нового. Она рассказывала ему обо всём, что знала сама. А чего не знала – находила в книгах. Им в этой семье отведён целый шкаф. Ежедневное чтение погружало маленького Диму в увлекательный мир сказок и мелодичных стихотворений. По словам мамы, Дима с детского сада стал писать стихи. В начальной школе из-под его пера выходили уже целые поэмы. «Они были такие смешные, мы всей семьёй до слёз хохотали», – вспоминает Мария Безносова первые поэтические творения сына. Начав читать, Дима стал находить в книгах столь необходимые для его пытливого ума знания. От папы Сергея Николаевича, вышедшего на заслуженный отдых в должности замначальника Чайковского ОВД, сын перенял то самое стремление во всём дойти до сути.
Параллельно со школой Дмитрий получил музыкальное образование, окончив школу искусств № 1 по классу трубы. «Большую роль в приобщении к миру музыки сыграл для меня мой преподаватель Андрей Филиппович Филимонов. Сейчас инструмент беру в руки редко, но с удовольствием принимаю участие в концерте, посвящённом Дню Победы», – отметил Дима.
Именно в детстве сформировалась личность героя моего повествования: умный, неконфликтный, умеющий трезво оценивать любую ситуацию и ценить всё, чем наградила его жизнь, и вместе с тем очень лёгкий, позитивный и юморной. Тогда же, в детстве, появилась у него мысль стать врачом. Стремление постепенно переросло в твёрдое намерение.
Увлечение биологией – на всю жизнь
Как известно, знание биологии играет решающую роль при поступлении в медицинский вуз. Поняв это, Дима обратил на предмет пристальное внимание. А вникнув поглубже, полюбил всей душой. «В седьмом классе я впервые принял участие в городской олимпиаде по биологии и, заняв четвёртое место, расстроился», – вспоминает Дмитрий свои первые шаги на биологическом поприще. В то время одарённого ученика поддержал его учитель биологии Олег Владимирович Ким, который посоветовал не сдаваться, а готовиться к следующему году. Тогда-то Дмитрий и поставил себе цель войти в тройку призёров на следующий год и стал усиленно готовиться. «Начал с изучения азов биологии в большой энциклопедии из моей домашней библиотеки. Сначала читал каждый день после уроков, постепенно увеличивая время чтения, потом посвятил изучению летние каникулы», – рассказывает Дима. Результатом глубокого погружения в предмет стало третье место в городской олимпиаде по биологии в восьмом классе. Тогда он понял, что идёт верным путём и продолжил углублённо изучать биологию: читал «Энциклопедию живой природы», смотрел видеоуроки, вступил в интернет-группы по подготовке к олимпиадам. И в 9 классе смог улучшить свой результат, заняв второе место на муниципальной олимпиаде. Набранных баллов хватило для прохождения на краевой тур. Дмитрий понял, что это его шанс, и решил сделать всё возможное для победы. Готовился он с утра до вечера, жертвуя прогулками и общением с друзьями. «Было сложно, но если я что-то решил, то уже не отступаю от намеченного плана, – делится Дмитрий. – Наверно усидчивость, решительный настрой и сила воли помогли мне выдержать интенсивную нагрузку. В нелёгком деле значительную поддержку оказали неравнодушные наставники: Тамара Михайловна Несмащнева, учитель географии, которая всегда верила в меня и научила усидчивости в изучении сложных вещей; Олег Владимирович Ким, мой бывший учитель биологии, который дал мне фундаментальные знания в начале моего олимпиадного пути».
Участие в краевом этапе в Перми – абсолютно иной уровень выявления одарённых учеников. Здесь появляются практические задания, подготовиться к ним помогла учитель биологии Екатерина Анатольевна Овчинникова. Своё первое участие во всероссийской олимпиаде в качестве представителя нашего города Дима запомнил хорошо. «Незадолго до олимпиады по биологии проходила олимпиада по медицине, в которой я также стал победителем и представил Чайковский вместе с десятиклассником из первой школы Дмитрием Гензе. Он поехал в Пермь уже во второй раз и имел опыт участия в краевой олимпиаде, которым поделился со мной. Отчасти благодаря ему на краевую олимпиаду по биологии я поехал уже уверенный в своих силах и смог стать победителем», – рассказывает Дмитрий.
Победителем тогда Дима мог и не стать, не заметь он ошибки, случайно допущенной организаторами. «По предварительным итогам я занял второе место. Немного расстроившись, решил посмотреть, чего мне не хватило для победы, и зашёл на официальный сайт. Я обнаружил, что проверяющий оценил мою тестовую работу в 79 баллов, а в итоговом протоколе было указано 69. Мы с мамой позвонили в Пермь и сообщили об ошибке. После занесения в протокол верного результата я стал победителем. В прошлом году набранных баллов не хватило для прохождения на всероссийский уровень. Надеюсь, что порог я перешагну в этом году», – отметил старшеклассник. Проходной балл будет опубликован в марте, когда во всех субъектах РФ пройдут региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников.
В 2020 году Дмитрий был награждён знаком отличия «Гордость Пермского края»
Качества победителя
На сегодняшний день главная цель десятиклассника – поступление в один из медицинских вузов. «Если будет возможность выбора, мне бы хотелось учиться в Московском медико-стоматологическом университете. В этом вузе готовят хороших стоматологов. Это востребованная, прибыльная профессия, не лишённая творческой составляющей. И мне это близко», – поведал о своих планах на будущее Дмитрий Безносов. Уверенно идти к цели ему помогают качества личности, приобретённые с ранних лет, особенно самоконтроль. «Мне, как и всем, хочется лишний раз пойти погулять или просто посидеть в Интернете, но я убеждаю себя прочитать ещё страничку, решить задание, запомнить дополнительную информацию. Внутренний контроль развивает целеустремлённость и силу воли. Думаю, эти качества помогут мне и в дальнейшем», – уверен Дмитрий.
Несмотря на загруженность и увлечённость науками Дмитрий – человек творческий. Меломан и любитель поэзии и живописи, он с удовольствием участвует в поэтических конкурсах. Наука и творчество тесно связаны, улучшают мозговую активность, гармонично развивают человека в целом, считает юноша.
На мой вопрос об отдыхе и восстановлении после интеллектуальных нагрузок Дима ответил просто: «Смотрю видеоролики на научно-популярные или развлекательные темы, читаю художественную литературу, гуляю с друзьями или моим лабрадором Стивом». К тому же весёлый нрав и способность веселить окружающих, так хорошо проявлявшаяся в детстве, в нём никуда не делись. «Есть тяга реализоваться в творческой среде, выступать на публике. Надеюсь, в высшем учебном заведении появятся ресурсы для медийного самовыражения», – поделился Дмитрий.
Удивительно, насколько велики ресурсы человеческого организма. Главное – грамотно распорядиться ими. У моего собеседника это отлично получается, и в столь юном возрасте он уже знает, чего хочет. Еженедельник «Частный Интерес» желает Дмитрию Безносову дальнейших успехов на выбранном им пути.
Вера Мухаметдинова
Екатерина Овчинникова, учитель биологии школы № 11:
– За 27 лет, которые отработала в школе, я впервые сталкиваюсь с таким учеником, как Дима. В биологии он просто ас. На уроках помогает мне уже как специалист. Желаю Диме успехов и пройти на всероссийский уровень олимпиады по биологии.
Олег Ким, учитель биологии школы № 7:
– Я преподавал биологию у Димы в одиннадцатой школе с 6 по 8 класс. По моему предмету у него не было ни одной «четвёрки» за тестовые, контрольные работы – для меня это показатель крепких знаний ученика. Он участвовал в тематических КВН по экологии, где команда во многом благодаря ему занимала первые места. Затем я перешёл работать в седьмую школу, но по-прежнему поддерживаю его и помогаю готовиться к поступлению в вуз.
Тамара Несмащнева, учитель географии школы № 11, классный руководитель:
– Трудолюбие, целеустремлённость, упорство Дмитрия планомерно ведёт его по пути, который он выбрал. Мне нравятся его моральные качества: он отлично воспитан, не кичится своими успехами, всегда готов помочь. Несмотря на отменные природные данные он неустанно работает над собой, развивается. Это заслуживает большого уважения, на мой взгляд.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее