Булочка
Моей первой учительнице Клавдии Ивановне посвящается
Мне 7 лет. Я иду в первый класс в сопровождении брата Андрея. Он четвероклассник. По дороге брат сказал мне о том, что учительница первоклассников пока не сможет учить, так как родила ребёночка, поэтому учить нас будет старая учительница. Злая…
– Злая? Это что, так зовут учительницу?
– Нет, это её прозвище. У неё есть большая указка, которой она может бить плохих учеников, кто балуется на уроках,
Злая... Мне стало страшно от этого слова. Дома у нас была большая, дружная семья. Все любили друг друга. Андрей приносил из школьной библиотеки книжки, которые по вечерам читали вслух родители, или он сам. Особенно мы любили сказки. Из сказок я знала злую Бабу-ягу, Снежную королеву, злого Кощея Бессмертного.
– А разве такие учительницы бывают, злые? – спросила я брата.
– Не знаю, она меня не учила, а вот многие старшие ребята называли её злой и говорили про указку.
Я со страхом переступила порог школы. Прозвенел звонок, и в класс вошла учительница. Ребята перешёптывались между собой, я услышала сзади слово «злая» Учительница была невысокого роста, худенькая, старенькая, с седыми кудряшками на голове, в строгом платье тёмно-синего цвета с белым воротничком. В правой руке она держала большую деревянную указку с заострённым концом. Все с затаённым дыханием следили за движениями учительницы, сидели тихо. «Меня зовут Клавдия Ивановна. Я буду вас учить первую четверть», – сообщила она.
Мне нравилось учиться. Каждый день на уроках мы узнавали что-то новое. Я быстро научилась читать, выводить ручкой прописные буквы, цифры. Клавдия Ивановна спокойно проводила с нами уроки. Улыбалась редко. Обычно на уроках не шумели, слушали учительницу. Но когда кто-либо из ребят не выдерживал, начинал вертеться, разговаривать, она прерывала объяснение и подходила к шаловливому ученику с указкой в руке, шалости прекращались. Указку из рук она никогда не выпускала: показывала ею буквы, цифры, предметы, и даже когда заканчивался урок, на перемену уходила всегда с указкой. Все с любопытством поглядывали на загадочную указку, хотелось её потрогать, разглядеть получше. Дома родители пояснили мне, что, наверное, зря дали учительнице такое прозвище, просто она не злая, а строгая. Но в школе почему-то всё равно называли её по прозвищу Злая.
На большой перемене в школе работал буфет, где продавались вкусные пирожки, булочки, котлетки с хлебом, чай... Мама иногда давала Андрею бумажный рубль, и он покупал что-нибудь в буфете на двоих, приносил мне в класс. После двух уроков обычно очень хотелось есть. Домашнюю еду, которую иногда мама давала мне с собой, – кусочек хлеба, пару оладушек, блинчик, я стеснялась есть при всех.
В тот день в школе я была без брата, он заболел ангиной и остался дома. На большой перемене все выбежали из класса в буфет. Я тоже вышла из класса, стояла в коридоре у окна. Очень хотелось есть. Никто не обращал на меня внимания. Из буфета вышла наша учительница. В правой руке у неё, как всегда, была указка, в другой – в белой бумаге две булочки. Проходя мимо, она остановилась возле меня, внимательно посмотрела и спросила: «Валя, хочешь булочку? Мне было стыдно сказать слово «да». Я покраснела и опустила глаза. «На, возьми, поешь», – ласково сказала Клавдия Ивановна и протянула мне булочку. Я в смущении взяла булочку из её маленькой руки и, не поднимая головы, тихо сказала: «Спасибо!». Мне хотелось прижаться к этому доброму человеку и сказать: «Вы вовсе не злая, Вы добрая». Клавдия Ивановна улыбнулась мне и пошла в учительскую. Я съела эту булочку. Какая она была красивая и вкусная! Белая, пышная, подрумяненная, витиеватая – в виде восьмёрки, и такая ароматная! Вкуснее этой булочки не было ничего на свете! Я с умилением благодарила учительницу и повторяла: «Она добрая, добрая, добрая...»
Прозвенел звонок, все заторопились в класс, встали возле своих парт. Колька Петров, как обычно, подбежал к двери, открыл её. Заглянув в коридор, захлопнул дверь и крикнул нам: «Злая идёт!» И вдруг на эти обидные слова я громко крикнула: «Неправда! Не смей! Она не злая! Она добрая! Не смейте её так называть!» Все притихли, изумлённо глядя на меня. Голос мой прервался, и я заплакала от обиды. Клавдия Ивановна зашла в класс, и начался новый урок.
Когда я училась во втором классе, как-то осмелилась спросить у нашей постоянной учительницы Александры Степановны, где сейчас Клавдия Ивановна. Александра Степановна внимательно посмотрела на меня и ответила: «Она давно уехала к себе в Ленинград. Там у неё во время блокады погибла вся семья». Мне было так жалко эту добрую, старенькую учительницу. Вспоминая её, я иногда тихонько плакала.
С тех пор прошло много-много лет. Я сама давно уже бабушка. Но в памяти моей незабываемо стоит образ моей доброй первой учительницы, и я до настоящего времени помню вкус и аромат самой лучшей булочки на свете!
Валентина Романова
2019 г.
Иллюстрация из сети Интернет.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее