Огурдинский КЛАД
Рубрика:
Газетные материалы
Четверг,22.11.2007
Находится этот уникальный памятник в сосновом бору, расположенном между поселками Орел и Огурдино Усольского района Пермского края. Материалы, полученные в ходе его изучения, удивляли и продолжают удивлять исследователей до сих пор. Были среди них и находки по-настоящему сенсационные. Одной из таких археологических сенсаций стал клад каменных топоров, выполненных с применением редкой для седьмого тысячелетия до нашей эры техники пришлифовки.
Обнаружен клад был в июле 1993 года, во время раскопок, проводимых на поселении отрядом Пермского государственного университета. Лето в тот год стояло очень теплое, а песчаный берег Камы, на котором расположился памятник, вызывал ассоциацию с курортом. Студенты и школьники, участвовавшие в раскопках, с охотой использовали столь удачное сочетание интересной работы с «курортной зоной» и во время перерывов с удовольствием плескались в реке. А руководителя раскопок, Андрея Федоровича Мельничука, как истинного исследователя, пляж интересовал совсем по другому поводу. Во время каждого перерыва он методично осматривал все прибрежные осыпи, все обрывчики, уточняя границы поселения и собирая выпавшие из обнажений предметы далекого прошлого. Во время одного из таких осмотров взгляд опытного археолога зацепился за гальку зеленоватого цвета, торчащую из обрыва. Выглядела она странно: с одной стороны, на ней явно просматривались следы обработки, но с другой — форму предмет имел несколько необычную для изделий прикамских мастеров эпохи мезолита. На месте находки сразу же был заложен разведочный шурф, при завершении которого археологов ждало легкое потрясение: перед ними был клад, причем не в переносном, а в буквальном смысле. Клад, которому около девяти тысяч лет!
Помимо типичных для среднекаменного века Прикамья изделий из халцедона, клад содержал пять готовых каменных топоров и одну заготовку. Причем топоры были крайне необычные. Дело в том, что рубящие орудия в тот период изготавливались методом простой односторонней или двухсторонней обивки заготовки. Топоры же из огурдинского клада несли на себе следы гораздо более сложной обработки: сначала древний мастер с помощью обивки придал заготовкам нужную форму, затем, нанося точечные удары, снял все острые выступы на поверхности изделий и завершил работу пришлифовкой рабочих лезвий получившихся топоров. Мастер, изготовивший эти орудия, что называется, вложил в них всю душу. Каждый топор из клада обладает неповторимыми, присущими только ему чертами. Даже способ крепления на деревянную рукоятку для каждого из них предполагался свой, особый. На одних топорах подготовлены специальные ложбинки, приспособленные для простого крепления орудия на рукоятку с помощью кожаных ремней, но есть и такие, которые должны были устанавливаться на топорище с помощью специальной костяной муфты-переходника, для чего древний мастер специально придал их обушной части форму цилиндра.
Загадочной, и в чем-то даже трагической, представляется судьба человека, оставившего Огурдинский клад. Топоры, найденные в нем, несут на себе следы только разового, так сказать, экспериментального применения. То есть после изготовления данных орудий и проверки их работоспособности они были отложены «про запас». Учитывая качество представленных в кладе орудий и их гораздо большую, по сравнению с другими рубящими орудиями того периода, эффективность, вряд ли приходится сомневаться в том, что их владелец собирался вернуться за ними. Но что-то ему помешало. Что? Гибель на охоте? Голодная смерть? Мы можем только гадать, так как все эти события были вещами вполне обычными в период каменного века.
Но в отличие от большинства своих современников, человек, создавший топоры из огурдинского клада, оставил после себя свои удивительные изделия, которые способны многое рассказать нам если и не о самом их авторе, то об его невероятных для своего времени мастерстве и таланте, оценить которые может любой посетитель экспозиции «Пера Маа — земля, хранящая тайны», созданной в отделе археологии Пермского краевого музея и в настоящее время открытой для показа в краеведческом музее г. Чайковский
Просмотров: 1874
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: