Тыльная сторона системы образования
Рубрика:
Газетные материалы
Пятница,11.04.2008
«Какие чувства может испытывать человек, когда дело его жизни оборачивается тыльной стороной, и он понимает, что ошибку молодости уже фактически нельзя исправить? — пишет Виктор Сергеев. — Но и жить с ошибкой тоже нельзя. Государство, которому он отдал лучшие годы, тоже поворачивается к нему тыльной стороной.
Больше двадцати лет я проработал в системе школьного образования учителем. И когда на горизонте жизни замаячила пенсия, я понял, какую непростительную ошибку совершил в молодости, выбрав педагогический труд.
У Корнея Чуковского есть слова: «Не ходите, дети, в Африку гулять…», вот и я своим выпускникам пытаюсь внушить ту же самую мысль: «Не ходите, дети, в педагоги…» Потому что ничего хорошего в этой работе нет. Работа в современной школе — это тупиковая ветвь в карьере и жизни, особенно для мужчин. Это легко объяснимо.
Наше современное образование насквозь феминизировано. Соотношение мужчин и женщин — один к десяти. И кто этот мужчина-учитель для десяти женщин-педагогов, в число которых входит и администрация? В редком случае — коллега, в остальных случаях — неудачник. Неудачник потому, что не сумел устроиться в жизни, не стал бизнесменом, не нашел высокооплачиваемой работы. Неудачник в карьере, так как не сумел пробиться в администрацию. Неудачник в работе — а это уже как следствие двух вышеизложенных фактов. И совсем беда этому мужику, если в коллективе есть женщины, чьи мужья работают в «Газпроме», в бизнесе, т. е. на денежной работе. Мужчина-учитель для них не мужчина, и даже не коллега, а объект насмешек и местных анекдотов. А работать ему надо, надо идти на урок, а там ученики, воспитанные этими женщинами…
И уже ученики смотрят на своего учителя как на «последнего из могикан». Скажете, неправда? Нет, правда, все это я давно прочувствовал на своей шкуре. Конечно, не все женщины такие кровожадные, есть добрые и милые, но непонимание того, что мужчина делает в школе за нищенскую зарплату в их глазах тоже присутствует. Поэтому в школах мужчин мало, но, наверное, скоро уйдут и они. Поскольку совершенно неясны перспективы будущего школьного образования. Что нас ждет впереди, в 2009 году, когда мы перейдем к новой системе оплаты труда? Из последнего примера о повышении заработной платы на 14 %, о котором говорили оба президента, получается, что ничего хорошего. Все отдастся на откуп чиновникам и единолично директорам школ. И как нужно будет «прогнуться» учителю перед директором… Поэтому я все чаще прихожу к мысли, что жизнь свою надо менять и начинать надо с работы. Чтобы не было стыдно перед сыном, который должен видеть отца добытчиком для семьи, перед дочерью — за несвоевременную оплату за учебу, перед женой —за то, что на свою зарплату не могу дарить подарков, перед друзьями, потому что не могу пригласить в гости и накрыть стол.
По рейтингу ВЦИОМ, который был опубликован 22 сентября 2007 года, в нашей стране наблюдается интересная тенденция: больше всего россияне уважают именно представителей малооплачиваемых профессий. Топ-лист возглавляют учителя и врачи.
Кстати, о друзьях. Когда я оказываюсь в мужской компании, предпочитаю молчать о своей профессии, назваться учителем — стыдно. Кто виноват, что человек попал в такую жизненную ситуацию, что белый свет не мил. Виноват сам, виноват перед самим собой, виноват перед семьей. Вину эту возложил на себя двадцать два года назад, когда решил стать учителем. Я был уверен, что профессия эта благородная, нужная. Но не знал я тогда, по молодости своей, что работа эта бесперспективная, психологически очень тяжелая и совершенно неблагодарная. Неблагодарная со стороны работодателя, т. е. государства, которое обрекает учителя на жалкое существование.
Неблагодарная со стороны администрации любого уровня. У администрации всегда немой вопрос в глазах: «Ты все сделал, чтобы достойно нести высокое звание Учитель? Ах, не хочешь делать бесплатно, — ищи другое место работы!» Неблагодарная со стороны учеников, особенно тех, кого пестовал, кого вытягивал на «золото» или «серебро». Уже через год или два они не замечают своего учителя. Кто я со своим социальным статусом, мизерной зарплатой и позорным прозвищем «бюджетник» против них, «золотой» молодежи?
Понять такое отношение к современному учительству со стороны общества очень даже просто. Стоит включить телевизор, купить газету, и мы узнаем, какие ценности культивируются обществом: блуд, скабрезность, стяжательство. Все, что раньше считалось грехом и безнравственностью, ныне норма жизни. А мы, учителя, не всегда вписываемся в современные «нормы», мешает воспитание. Поэтому продолжаем сеять в души детей «умное, доброе, вечное». А на деле государству не нужна наша принципиальность в нравственном вопросе воспитания. Государству нужен другой учитель: безропотно выполняющий свои многочисленные педагогические обязанности, а самое главное, не помнящий о своих правах на достойную жизнь. Я таким быть уже не хочу. Увы…»
«Я – начальник. Ты – никто»?
«Я полностью согласна с учителем, высказавшим свое мнение в статье «Я люблю свою работу. Но мечтаю уйти из школы…», в том, что творчество нельзя втиснуть в те или иные рамки. Тем более — в чиновничьи отчеты, объемы, показатели и прочее, — пишет психолог Ольга Вотинова. — Сама я, будучи педагогом, оказалась не очень удобна для администрации, так как всегда имела свое мнение и не боялась его выразить. Поэтому на себе испытала все «прелести» отношения со стороны людей, рвущихся к власти. Особенно, как это ни странно, — со стороны женщин.
Мне часто приходилось наблюдать следующую картину: педагог, вчера стоявший на стороне справедливости, а сегодня чуть-чуть продвинувшийся по карьерной лестнице, вдруг менялся в противоположную сторону и начинал вести себя по принципу: «я — начальник, ты — никто», начинал применять такие карательные меры к своим коллегам, что сразу вспоминалась фраза: «Если хочешь узнать человека — дай ему власть».
И тогда я стала искать ответ на вопрос, почему человек меняется, получив даже маленький портфель? Читая книги известных педагогов и психологов, поняла одно: мы часто путаем профессиональный рост с карьерой. А отличие таково: карьерист сегодня есть — завтра его нет, так как меняются начальники, условия, требования. А профессионал — он всегда профессионал, это мастер своего дела, признанный и любимый народом. Здесь вспоминается выражение Монтеня: «Лучше всего я чувствую себя в обществе крестьян, поскольку недостаток образования позволяет им сохранить здравомыслие». Или другое крылатое выражение из комедии А. Грибоедова «Горе от ума»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но выгодно…
Молчаливые, преданно смотрящие в глаза своего начальства, по первому зову готовые выполнить любой, даже совсем мало нужный людям приказ, — именно такие подчиненные получают премии, грамоты, особое отношение руководителей. Они не могут работать вне системы. И система их «лепит» под себя, получая в результате новых «великолепных» бюрократов. Какое уж тут свободомыслие, творчество?.. Но даже в таких условиях профессионалы могут творить, служить народу, а не отдельно взятым высокопоставленным лицам, и не испытывать страха перед проверками, комиссиями, показательно-образцовыми выступлениями.
Другой социологический опрос показал, что из 1600 респондентов в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик страны только 1‑2 % считают, что врачи и учителя неплохо зарабатывают.
Последнее время ко мне обращаются за помощью много умных, добрых, творческих людей, мастеров своего дела, которые устали от хамства начальников, бумажной волокиты… И я рада, что помогаю им вновь обрести уверенность в себе, найти другую сферу деятельности и сохранить тем самым свое творчество, здоровье и семейное благополучие. Или же принять чиновников такими, какие они есть. Ведь это, по сути, несчастные люди, рабы карьеры. Посмотрите на них: глазки остро-пронзительные, бровки нахмуренные, губки поджатые, указательный пальчик всегда впереди. Какая тут гармония во взаимоотношениях с коллегами? Дело — превыше всего! А если сотрудники, не дай бог, не склонились над бумагами, значит, они плохие работники, безответственные люди.
Помню, когда я работала в одной организации, по моей инициативе на видное место был вывешен плакат с известным выражением: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Ведь многие глупости делаются с серьезным выражением лица!» Так вот после этого я стала для начальницы «плохой девочкой», «несерьезным психологом» и вообще непонятно кем.
Выше я обмолвилась, что именно женщины-начальницы ведут себя наиболее изощренно-наказательно по отношению к своим коллегам — тоже женщинам. Это давно отмечено в исследованиях ученых, психологов, а мой опыт работы — лишнее тому подтверждение.
Придя к власти, новоиспеченные начальницы, как правило, не берут в команду умных, креативных, успешных, счастливых молодых профессионалов женского пола. У женщин, в отличие от мужчин, преобладает внутренняя неудовлетворенность, они стремятся к внутреннему совершенству через внешние условия. И часто компенсируют эту неудовлетворенность стремлением к власти, защищая тем самым свои психологические комплексы, а также несостоятельность в семейных отношениях. Поэтому они неосознанно избавляются от конкуренток — а это уже заболевание под названием «месть». Тогда пора менять либо профессию, либо должность.
Мне приходится консультировать и таких женщин. Обычно в старости это одинокие и несчастные люди, когда-то поставившие карьеру на первое место. От них сбежали мужья и дети. Да и коллеги не очень-то жалуют своим вниманием. Бумеранг! И теперь волонтеры помогают им справиться со своим одиночеством. Соседи жалеют их, сетуя на неблагодарных детей. Но… как аукнется, так и откликнется.
Конечно, не все женщины-руководители таковы. Те, кто осознал свои внутренние мотивы, побуждающие к продвижению по служебной лестнице, — настроены на сотрудничество, имеют обратную связь с подчиненными, не боятся критики, не видят врагов среди более успешных людей. Это — настоящие профессионалы своего дела».
Просмотров: 628
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: