Легендарный десантник № 1


Четверг,31.07.2008
В 1938 г. он уже капитан (в то время — первое звание старшего офицера), командир батальона 25-го стрелкового полка 8-й стрелковой дивизии Белорусского военного округа, затем начальник разведки дивизии.
В этой должности он принимал участие в освободительном походе в Западную Белоруссию.
В годы советско-финляндской войны в 1939-1940 гг. — командир Отдельного разведывательного лыжного батальона 122 дивизии. Его батальон совершал дерзкие рейды по тылам противника, устраивал засады, нанося противнику большой урон.
Много раз лыжный батальон капитана Маргелова пересекал линию фронта и беспрерывными неделями выполнял боевые задачи в тылу противника. Даже ранения не могли заставить комбата покинуть поле боя, оставить своих лыжников-десантников и вернуться к своим. И так до самого конца той войны...
Великую Отечественную начал с первых дней и прошел ее до конца, от майора до генерал-майора: командовал «дисциплинарниками», которые, искренне уважая и любя своего «Батю», прикрывали его своими телами при артобстреле. На Ленинградском и Волховском фронтах командовал Отдельным лыжным полком балтийских моряков, стрелковым полком, под Сталинградом, на рубеже реки Мышкова ломал хребет танковым армиям Манштейна.
Будучи командиром дивизии, лично форсировал Днепр, с горсткой бойцов трое суток без отдыха и пищи удерживал занятую позицию, обеспечив переправу своей дивизии, неожиданным маневром с фланга заставил фашистов бежать из Херсона, за что и был удостоен звания Героя Советского Союза, а его дивизия получила почетное наименование «Херсонская». Затем участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии.
Войну закончил 10 мая 1945 г. блестящим бескровным пленением трех отборных немецких дивизий СС: «Мертвая голова», «Великая Германия» и «1-я Полицейская дивизия СС». Все они участвовали в «операциях» на Востоке.
Храброму командиру дивизии, имеющему двенадцать Сталинских Благодарностей (еще одну он получил ранее, не будучи командиром дивизии, так что всего тринадцать!) была оказана высокая честь — командовать сводным полком 2-го Украинского фронта на Параде Победы на Красной площади. В первой шеренге полка твердо чеканили шаг десять лучших солдат и офицеров его 49-й гвардейской Херсонской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии. Восемь ранений на фронтах, два из них — тяжелых. Его жена Анна Александровна, военврач-хирург, гвардии капитан медицинской службы также прошла всю войну на передовой. Более трех тысяч операций, из них две — самые памятные и тяжелые, когда ей пришлось оперировать мужа на поле боя.
После войны — Академия Генерального штаба, по окончании которой в возрасте почти 40 лет он без колебаний принимает предложение Министра обороны стать командиром 76-й гвардейской Черниговской воздушно-десантной дивизии (г. Псков). В 1950 г. — командир 37-го воздушно-десантного корпуса на Дальнем Востоке. С 1954 г. — Командующий Воздушно-десантными войсками.
Под руководством В.Ф. Маргелова ВДВ качественно преобразились. Он постоянно заботился о совершенствовании боевой выучки войск, исследовал возможности их боевого применения в различных условиях современного боя и операциях. Благодаря его стараниям на вооружение поступили новые виды боевой техники, отработаны новые системы и средства десантирования личного состава и техники войск. Только под его личную ответственность внедрено десантирование воинов внутри боевых машин БМД-1 — в комплексах «Кентавр» и «Реактавр».
Кардинальный способ решения этой сложной задачи предложил Командующий ВДВ генерал армии Василий Филиппович Маргелов. Сам прошедший тяжелыми дорогами нескольких войн, он прекрасно понимал, что при таком большом разбросе десантников от своих машин, как это происходило после десантирования экипажей вслед за техникой, боевая задача может оказаться невыполнимой — противник сможет успеть уничтожить большую часть десанта сразу после приземления, до того как десантники укроются за броней и смогут открыть огонь по противнику, используя всю огневую мощь своих машин. Значит, остается единственный выход — десантировать экипажи внутри боевых машин. Такое десантирование исключало применение членами экипажей личных парашютов, так как в случае отказа грузовой парашютной системы десантники не успеют покинуть машину, а других средств спасения, например, катапультных установок, в машинах разместить было невозможно ввиду их малого внутреннего объема. Дело было сложное, неизведанное, крайне рискованное... Надежность систем была в тысячу раз меньше, чем у людских парашютов. Но этот новый, революционный способ десантирования экипажей внутри БМД-1 резко повышал боеготовность войск и должен был быть внедрен в ВДВ как можно быстрее. Командующему ВДВ пришлось долго объяснять Министру обороны Маршалу Советского Союза А.А. Гречко и Начальнику Генерального штаба Маршалу Советского Союза В.Г. Куликову необходимость проведения эксперимента в интересах Воздушно-десантных войск. При этом он настаивал на участии в эксперименте непременно офицеров, которые смогут в дальнейшем передавать свой опыт в войсках. Наконец маршал Гречко согласился. «Кто будет десантироваться?» — спросил он. Командующий Маргелов сделал шаг вперед и просто сказал: «Я...». Тут уж Гречко не выдержал и, в соответствующих выражениях, которые позволяло их давнее взаимопонимание и уважение, категорически отказал Маргелову. «В таком случае — один из моих сыновей, их у меня пятеро и, кстати, Александр, служит в Научно-техническом комитете ВДВ и как раз занимается этими вопросами». Маршал Куликов поддержал его, согласившись с тем, что первыми десантироваться должны обязательно офицеры, которые в дальнейшем будут готовить штатные экипажи, передавая им свой опыт. Пятого января 1973 г. экипаж комплекса «Кентавр-1» в составе подполковника Леонида Зуева и старшего лейтенанта Александра Маргелова впервые в мировой и отечественной практике десантировался внутри БМД-1 без личных парашютов. Боевая машина снижалась на пяти грузовых парашютах (площадью по 760 кв. м; скорость снижения 5-6 м/сек) на тяжелой платформе под ее днищем. 23 января 1976 г., после длительных изнурительных испытаний и доводок комплекс десантирования БМД-1 на парашютно-реактивной системе «Реактавр» (один грузовой парашют площадью всего в 540 кв. м, плюс блок двигателей мягкой посадки, срабатывающих у самой земли; скорость снижения - до 25 м/сек), также с двумя членами экипажа — майором Александром Маргеловым, и подполковником Леонидом Щербаковым десантировался опять же впервые в мировой и отечественной практике. Этим новым экспериментом была доказана практическая возможность человеческого организма не просто выдержать такого рода десантирование и возникающие при этом перегрузки (до 20-25 единиц!), но и успешно вести боевые действия после приземления. Члены экипажа были представлены к званию Герой Советского Союза, но по независящим от них обстоятельствам только через двадцать лет по праву получили свои звезды Героев Российской Федерации.
Без преувеличения можно сказать, что при Командующем Маргелове совершен настоящий переворот в теории и практике применения воздушно-десантных частей, ВДВ стали ведущими в системе Вооруженных Сил СССР. Генерал армии В.Ф. Маргелов — лауреат Государственной премии СССР, кандидат военных наук.
Генералу Маргелову не дали встретить 50-летие войск на посту командующего ВДВ — началась афганская эпопея, а у него были свои взгляды на применение частей ВДВ как в тактическом, так и в стратегическом плане, отличные от планов тогдашнего руководства министерства обороны. С января 1979 г. генерал армии В.Ф. Маргелов продолжил службу в Генеральной инспекции при Министерстве обороны, курируя Воздушно-десантные войска.
Известные события последних лет, искажения принципов долгожданной перестройки болью отозвались в сердце патриота — 4 марта 1990 г. его не стало. Но память о нем и сейчас живет в Воздушно-десантных войсках, в сердцах ветеранов Великой Отечественной войны, всех знавших и любивших его людей. Он является Почетным Солдатом одной из частей гвардейской Черниговской воздушно-десантной дивизии. Его именем названы улицы в Омске, Пскове, Туле. Рязанское Воздушно-десантное училище также носит его имя, напоминающее патриотам России о чести и славе. Памятники ему установлены в Москве (Новодевичье кладбище), Рязани, Омске, Пскове, Туле, Днепропетровске, немало молодежных и патриотических организаций названо его именем, дом в Москве, где он жил последние двадцать лет, украшает посвященная ему мемориальная доска.





Просмотров: 692


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам