В мир прошлого – через мир живописи


Четверг,20.11.2008
акие мастера, как Владимир Боровиковский и Дмитрий Левицкий принесли России невиданную славу в этом художественном жанре. «Однако в XVIII веке ведущее положение в системе иерархии жанров занимал исторический. В нем работали очень сильные мастера отечественной школы, в том числе академик, профессор Академии художеств Григорий Угрюмов, − рассказывает старший научный сотрудник Чайковской художественной галереи Наталья Шмыкова. − В первом зале экспозиции наряду с портретными работами находится одно историческое полотно кисти Григория Угрюмова «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу». По законам классицизма, в русской живописи XVIII века было принято обращаться к сюжетам из античной истории. Известный полководец и военачальник Александр Македонский пользовался в то время огромной популярностью. Надо сказать, что исторические картины тоже писались по определенным канонам. Как правило, это были большие многофигурные полотна, где главных героев художник располагал в центре холста. Работы писались с учетом театральности и эффектности. Мы видим, что в «Доверии…» жесты и позы людей действительно отмечены налетом театральности. Даже стены шатра, где происходит событие, напоминают нам театральный занавес. В итоге возникает ощущение, что действо разворачивается на сцене».

…к человеку
Рядом с картиной «Доверие Александра Македонского» размещены портретные работы конца XVIII − начала XIX века. Среди них можно выделить парадный портрет Марии Федоровны, супруги российского Императора Павла I, принадлежащий кисти неизвестного художника иностранной школы. Царственная особа изображена со всеми регалиями и атрибутами императорской власти: короной, усыпанной бриллиантами, горностаевой мантией, синей орденской лентой. Портрет отражает не только сословную принадлежность женщины, но и яркую, точную психологическую характеристику ее личности. Ведь главное для художника – не просто показать внешность человека, а рассказать о нем, передать его глубокий внутренний мир. Этими традициями славится русское реалистическое искусство.
На соседней стене можно увидеть еще один пример парадного портрета − работу известного французского художника Анри Франсуа Ризенера, на которой автор показывает красавицу на фоне пейзажа. Позади модели − мраморные колонны и красная драпировка…
Второй тип портрета – камерный. Как правило, это небольшие по размеру холсты, на которых человек изображен по плечи, по грудь или по пояс. Фон такой работы − темный, нейтральный, поэтому ничто не отвлекает зрителя от лица и взгляда человека. Глаза − это зеркало души, через них дается вся психологическая характеристика модели. «В конце XVIII − начале XIX века в русской живописи такие сложные задачи портретного искусства, как отражение внутренних качеств и глубины души человека, были реализованы довольно полно», − отмечает Наталья Шмыкова.

От неизвестного…
В коллекции русской живописи экспонируется целый ряд работ неизвестных художников. «Это связано с тем, что на процесс атрибуции, то есть установление авторства, требуется достаточно много времени, − объясняет Наталья Сергеевна. − Иногда просто невозможно определить автора картины только по внешним, стилистическим признакам, и потому возникает необходимость в дорогостоящих лабораторных исследованиях. В нашем провинциальном музее нет ни искусствоведов-экспертов, ни условий работы для них − этим и объясняется неисследованность коллекции».
Однако существуют и атрибутированные работы. Во втором зале экспозиции выставляется два портрета, прошедшие все необходимые исследования в лабораториях Москвы. В ходе экспертизы было выяснено, что полотна принадлежат кисти знаменитого русского художника Василия Тропинина. (Еще со школьной скамьи мы помним его как автора портрета Александра Пушкина.) «У нас в экспозиции можно увидеть две работы Василия Тропинина: «Портрет девушки» и «Портрет неизвестного», − рассказывает Наталья Шмыкова. − Это подлинные вещи, авторство которых было подтверждено во Всероссийском научно-реставрационном центре. Можно гордиться тем, что у нас, в глубокой провинции, хранятся полотна столь известного русского мастера».
Второй зал посвящен эпохе романтизма, которая пришла на смену классицизму, исчерпавшему себя в конце XVIII века. К этому времени на русской почве вырастает целая плеяда великих художников. Портретные работы стали утонченнее, красивее и свободнее. Камерный портрет эпохи романтизма часто представляет человека не фронтально, а в трехчетвертном повороте, что придает изображению естественность. В галерее мы можем увидеть, как одевались и какие прически носили барышни и молодые люди, жившие в начале XIX века. Изысканность их внешнего облика очень точно характеризуют эпоху романтизма − время Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.

В третьем зале – зале русского провинциального искусства − размещены работы художников, которые не получали специального образования, но все же писали портреты и пейзажи, живя в маленьких провинциальных городках. Они учились у вывесочников, иконописцев, иногда их отправляли осваивать мастерство в крупные города, а, возвращаясь, они работали на своих хозяев в качестве крепостных художников.
Интерес к провинциальному портрету появился в искусствознании всего лишь около двадцати лет назад: специалисты начали изучать произведения, проводить научно-практические конференции, была сделана атрибуция и установлены некоторые имена. Например, несколько лет назад стало известно имя художника Якова Капкова. В экспозиции Чайковской галереи выставлена одна его картина: портрет девочки. «Большая часть полотен художников-самоучек не подписана, ведь это были неграмотные люди, − объясняет Наталья Сергеевна. − Свои работы они создавали так, как умели это делать: искренне, правдиво, не пытаясь льстить своей модели, иногда сочетая живописные приемы светского портрета и приемы иконописи. Думаю, что это искусство обязательно найдет своих поклонников и почитателей».

…к великому
Четвертый зал – это зал русского академического искусства второй половины XIX в. Здесь находятся картины выпускников художественной академии, мастеров высочайшего класса. Они не допускали в своих работах даже малейших ошибок, прекрасно знали технику живописи, анатомию человеческого тела, теорию света, законы композиции и перспективы. И потому их полотна безупречны. В экспозиции представлена редчайшая работа мариниста Ивана Айвазовского «Чумаки». Это сухопутный пейзаж, на котором изображены украинские возчики соли. Примером марин может послужить полотно Льва Лагорио, который внимательно следил за успехом маэстро Айвазовского. Любимой темой Льва Феликсовича было морское побережье, сочетавшее различные состояния моря и участка берега, примыкающего к нему.
В творчестве художников той поры одно из первых мест занимают мифологические и религиозные сюжеты. Примером может послужить картина Федора Бруни «Мария Магдалина». Однако мастера никогда не обращались к жанровой живописи, то есть не писали о жизни простого народа, − эта тема считалась низкой, недостойной искусства и потому была запретной. Даже на пейзажах художники предпочитали изображать не нашу родную природу, которую называли грубой и варварской, а местность Италии, Франции, Германии, в крайнем случае – Кавказа или Крыма. В галерее находится несколько пейзажей кисти неизвестных художников-академистов. Их работы эффектны, построены по законам жанра: первый план картины коричневый, второй – зеленый, третий – голубой, соблюдены трехцветность и кулисность.
«Безусловно, художники-академисты – мастера высочайшей живописной культуры, − продолжает Наталья Шмыкова. − Украшением четвертого зала служит портрет итальянского мальчика кисти Федора Бронникова (все мы помним его картину «Римские бани»). Это наш земляк, уроженец уральского города Шадринск. Современники ценили его за тонкое фарфоровое письмо и умение возноситься над землей. Художник великолепно выписывает все детали костюма и прически своей модели, очень тонко сочетает холодные и теплые цвета фона, которые не производят никакой дисгармонии…
Все это выдает руку блистательного мастера с высокой живописной культурой».

{datsogal=157}
XIX столетие по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами мирового искусства.
Жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии, которое поражает исключительной многогранностью и разносторонностью. Произведения художников, композиторов, литераторов учат доброте, пониманию прекрасного в жизни, природе, искусстве. Они учат любить свою Родину, осмысливать и ценить ее историю, достояние и ценности.





Просмотров: 866


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам