Как снимают кино
Не так давно в прокат вышел фильм «Географ глобус пропил». Оставив в стороне различные отзывы о самой картине, мы хотим поделиться с вами уникальными кадрами прямо со «съемочной площадки», а также рассказать от первого лица об оставшихся за кадром тонкостях съемки самых динамичных сцен фильма.
В нужное время в нужном месте
Начать стоит с того, что сама возможность публикации этого материала в немалой степени является случайностью. В апреле 2012 года в одном и том же месте и в одно и то же время оказались съемочная группа фильма и команда туристов-водников из Чайковского, Перми и Ижевска «Crazy Extreme». В составе последних был и автор этого материла, корреспондент «ЧИ» Александр Шилов. А местом встречи двух групп стал известный в среде туристов порог Ревун в
Ракурс решает
Когда начались съемки, московские киношники и пермские туристы – то есть мы – поначалу лишь с любопытством косились друг на друга. Мы с интересом наблюдали за манипуляциями съемочной группы в попытках закрепить камеру и страховку над порогом с помощью огромного количества инструментов, тросов и квадроциклов. А сами киношники в это время смотрели, как весело бывает людям, когда они приезжают на Ревун не работать, а отдыхать и смотреть, как работают другие.
Но неизбежное должно было случиться, и оно случилось. Ракурс при съемке сверху, очевидно, не устраивал съемочную группу. Нужно было снимать именно с воды. Тогда один из главных (судя по всему) киношников в один из вечеров все же забрел в лагерь «Crazy Extreme» с интересным предложением. Суть предложения – мы катаем на своем катамаране оператора с камерой, снимающего прохождение порога актерами. А киношники за это на своем транспорте перевозят потом наш катамаран от конца порога обратно к его началу. Кто был на Ревуне и носил катамаран вокруг порога на себе, наверняка оценит всю прелесть такого расклада.
О смелом операторе и правилах композиции
А теперь, собственно, о съемке. На самом деле, все было до обидного просто. Все надежды увидеть голливудские взрывы, нападение пришельцев, какие-то трюки или, в крайнем случае, посмотреть, как оператор свалится с нашего катамарана в воду, пошли прахом. Оператор, усевшись спиной вперед на свой стульчик, закрепленный на катамаране, взял в руки камеру и торжественно объявил, что он готов к трудовым подвигам на благо отечественного кинематографа. В этом месте можно сделать одно лирическое отступление и сказать, что съемки на Ревуне велись отнюдь не на тяжелую камеру из павильонов какой-нибудь зажиточной студии, а на «кэноновскую» зеркалку в защитном боксе. Но вернемся к оператору. На нем, конечно, были и гидрокостюм, и страховочный жилет и все остальное, что должно было быть по соображениям безопасности, но вот хлипкий стульчик доверия не внушал абсолютно. Тем не менее, когда наш «околоспортивный» катамаран отчалил от берега, что-то менять было уже поздно. Забегая вперед, отметим, что оператор ни на первом, ни на последующем дублях с катамарана так и не выпал.
Во время съемок начались интересные неожиданности. Суровая реальность киношных будней требовала, прежде всего, позволять оператору выбирать нужный ракурс и находиться на нужном расстоянии от актеров. А они шли на втором катамаране следом. При этом еще нужно было соблюдать все правила по выбору точек съемки и композиционных решениях. Так что всем приходилось делать то, за что в обычной жизни можно либо получить веслом по шлему, либо проснуться в зашитой наглухо палатке – тормозить на сливах (это не то чтобы подобие маленьких водопадов, но при большой воде и малой скорости в них можно легко перевернуться – прим. ред.), поворачивать катамаран в совершенно немыслимых направлениях, штурмовать на нем же валуны в русле и так далее. Но иногда приходилось и неожиданно ускоряться, чтобы гораздо более тяжелый и неповоротливый катамаран с актерами не наехал на наш «околоспортивный» «Бекс».
И вот в этом месте еще одна фишка. Если кто-то из тех, кто посмотрел фильм, подумал, что рама на катамаране со «школьниками» была на самом деле деревянной, а сам катамаран действительно выглядел таким старым, как было показано… то эти люди попали в точку. Так и было. Но вот на актерах под их резиновыми сапогами и чудовищными накидками были вполне настоящие гидрокостюмы. Ну, это опять же банальная безопасность, чтобы не замерзнуть в холодной воде.
В кино попадают через… туризм
Наконец, когда значительная часть съемок на Ревуне была уже завершена, в лагерь «Crazy Extreme» опять забрел один из киношников. Может быть, даже тот же самый. Но на этот раз с другим и более заманчивым предложением. Съемочной группе требовалось заменить кем-то одного из актеров, а саму съемку продолжить через несколько дней. Разумеется, все это не только за идею – были обещаны проживание и питание, приглашение на закрытый премьерный показ в Москву, гонорар в размере полумиллиона рублей, московская прописка, красавица-жена и похороны возле Кремлевской стены под слезные крики специально обученных актеров. Вру, конечно, но в титры вписать фамилию новоявленного актера обещали. Сердце невольно дрогнуло у каждого, но пришлось мужественно отказаться, поскольку оставаться на вторую неделю на Ревуне варианта уже не было.
Тем не менее, фильм все же был успешно снят и вышел в прокат.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее