Новая жизнь «Захара»
В мае следующего года вся страна будет праздновать 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Работы в рамках подготовки к торжеству ведутся уже сейчас, но не все еще знают, какой подарок готовят жителям Чайковского поклонники ретро-техники.
33 года на постаменте
В военные и послевоенные годы в Советском Союзе огромной популярностью пользовался автомобиль «ЗИС-5», именовавшийся в народе «Захаром».
Сегодня его можно увидеть разве что в кадрах документальных и исторических фильмов либо в качестве музейного экспоната или памятника, но в свое время он был незаменим как на фронтах Великой Отечественной войны, так и в тылу.
Исключением не стала и территория нынешнего Чайковского района. К сожалению, до настоящего времени сохранился лишь один легендарный автомобиль.
В свое время именно этот доживший до наших дней экземпляр прошел более пятисот тысяч километров по сельским дорогам Прикамья вместе с первостроителями города и в итоге в 1981 году был установлен в виде памятника на постамент рядом с предприятием «Райсельхозтехника».
За три десятилетия, проведенных под открытым небом, чайковский «Захар» неоднократно становился жертвой вандалов – была украдена или разбита часть приборов, подожжена кабина, испорчен кузов и краска, вокруг памятника и внутри салона автомобиля скопился мусор. Кроме того, ходовая часть и электрика пришли в полную негодность, поэтому ни о каком возвращении машины на дороги никто даже не задумывался. До определенного момента.
|
| ||
| Автомобиль «ЗИС-5В» выпускался на Уральском автомобильном заводе, начиная с 8 июля 1944 года. В военные годы автозавод отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей. Уральские грузовики и смонтированные на них знаменитые «Катюши» воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. В послевоенные годы автомобили были востребованы и в мирной жизни благодаря простоте и неприхотливости в экплуатации. |
| |
|
|
С нуля
Весной этого года за реставрацию автомобиля взялись энтузиасты предприятия «Камсервис-Авто» и их единомышленники. Речь идет о реставрации именно автомобиля, а не просто памятника. Легендарная машина сейчас переживает реанимацию, чтобы в мае 2015 года своим ходом пройти по центральным улицам города.
Руководитель станции технического обслуживания автомобилей «Камсервис-Авто» Вячеслав Лазарев рассказал, что идея восстановления «ЗИС-5» витала в воздухе достаточно давно, но свое воплощение обрела только этой весной.
- В следующем году празднуется 70-летие Победы, – говорит Вячеслав Борисович. – Учитывая события на Украине, включая снос памятников ветеранам войны и отрицание всего хорошего, что было сделано в те годы, мы решили приложить усилия, чтобы не допустить этих ошибок у нас. «ЗИС-5» - это не просто памятник автомобилю, это памятник людям и их трудовым подвигам.
|
| ||
| Из-за крайне высокой стоимости оригинальных деталей или их отсутствия специалистам многое приходится самостоятельно изготавливать по оригинальным чертежам прошлого столетия. Именно таким образом сейчас воссоздаются, например, части кузова и кабины «ЗИС-5». |
| |
|
|
Проект «Восстановление и реконструкция ЗИС-5» начался с того, что в апреле этого года
«Захар» покинул свое прежнее место возле «Вивата» на Советской и отправился на реконструкцию. Тогда же был учрежден специальный некоммерческий «Фонд восстановления автомобиля «ЗИС-5».
|
| ||
| Инна Корнева, участник проекта «Восстановление и реконструкция ЗИС-5»: Мы сами не верили в то, что будет хоть какой-то отзыв со стороны населения. То, что люди начали активно оценивать нашу работу, для нас неожиданно.
Есть разные мнения по поводу того, что мы делаем – и положительные, и отрицательные, в том числе по поводу нового места расположения памятника. Мы же больше переживаем о том, что кто-нибудь совершит акт вандализма – оставит на «Захаре» какую-то надпись, забросает его мусором и так далее. По этому поводу даже было предложение сделать на борту автомобиля аэрографию, чтобы защитить его, но в итоге предпочтение было отдано оригинальному кузову машины. |
| |
|
|
По словам автора проекта, его полная стоимость составляет около миллиона рублей, и реализовать его в одиночку просто невозможно. «Поэтому мы стали привлекать единомышленников, – говорит Вячеслав Лазарев. – Ни от кого из руководителей предприятий, к которым я обращался, я не получил отказа. Многие люди вкладывают свои личные деньги, и на сегодняшний день фондом собрано уже более полумиллиона рублей».
Работы по восстановлению автомобиля пришлось начинать практически с нуля. Многие детали у ЗИСа отсутствовали, а те, что находились на месте, не работали. Стоит заметить, что идея возвращения «Захара» на дороги заключается не в том, чтобы он лишь внешне был похож на свой прототип, а в том, чтобы он буквально до мелочей был автомобилем из 1940-х годов.
Сейчас инженерами ведутся поиски недостающих деталей по всей России – оригинального руля и осветительной техники, поршней, колец, втулок, вкладышей и даже болтов, которые ставились на «ЗИС-5» на заводе. «Меня спрашивают, занимаюсь ли я созданием реплики, – говорит автор проекта Вячеслав Лазарев. – На что я отвечаю: «Нет, я восстанавливаю оригинальный автомобиль».
Кузов машины был восстановлен на предприятии «Камсервис-Авто». Пескоструйная обработка, очистка от ржавчины, устранение вмятин, сварочные работы – это далеко не полный список того, что было сделано. На том же предприятии была произведена дефектология силового агрегата и благодаря компьютерным технологиям изготовлена прокладка блока двигателя, снятая с производства еще в 1950-х годах.
После этого двигатель впервые за несколько десятилетий был запущен на специальном стенде. Своими силами специалисты восстановили редуктор заднего моста, отремонтировали или изготовили с нуля часть недостающих деталей, а некоторые из них нашли в разных регионах страны. В основном, у единомышленников и поклонников ретро-техники. Помимо этого, уже сейчас восстановлена рама и отремонтирована ходовая часть автомобиля.
|
| ||
| Все желающие могут принять участие в обсуждении названия будущего памятника и его расположения в комментариях к этой публикации на сайте еженедельника «Частный Интерес» chaint.ru или на странице «ЧИ» в социальной сети «Вконтакте» vk.com/chaint. |
| |
|
|
На парад
После того, как «Захар» вновь обретет возможность выехать на дорогу, его ждет целый ряд торжественных мероприятий.
В частности, 1 мая 2015 года состоится его презентация на праздничном параде. 9 мая, в день празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне, автомобиль вновь пройдет по Чайковскому в составе колонны. Но на этот раз его почетными пассажирами станут ветераны войны, для которых в кузове специально будут оборудованы мягкие сиденья.
А после этого машина займет свое место на новом постаменте. «Установка запланирована также на 9 мая, но пока это только прогноз, – рассказал руководитель предприятия «Камсервис-Авто». – Надеемся, что все пройдет по плану, и постамент будет украшен табличкой: «Установлен 9 мая 2015 год в день 70-летия Великой Победы».
Пожалуй, самым интересным в дальнейшей судьбе «Захара» станет то, что каждый год 9 мая он будет покидать место своей «стоянки» и совершать пробег по городу в составе праздничной колонны, а затем еще на год возвращаться за заслуженный «отдых».
Однако место для будущего постамента все еще не определено. Авторами проекта предлагается сквер «Никто не забыт, ничто не забыто» на улице Карла Маркса. Совет ветеранов уже выступил с предложением установить памятник в селе Фоки. Свое мнение по этому поводу могут высказать все желающие.
Помимо изготовления самого постамента требуется произвести предварительные технические расчеты, подготовить архитектурный проект, согласовать множество вопросов с властями. По словам Вячеслава Лазарева, все связанные с этим затраты, а также расходы на содержание нового объекта будут возложены на «Фонд восстановления автомобиля «ЗИС-5».
Открытый вопрос – как будет называться новый памятник. «Памятник труженику дорог» – название, отражавшее только техническую сторону эксплуатации безотказной техники. Так считают занятые восстановлением автомобиля энтузиасты. «Мы хотим, чтобы новая композиция была посвящена людям, которые отстояли нашу победу и восстановили то, что было разрушено войной», – подчеркивает автор проекта. Предложить свой вариант названия также может каждый.
Реквизиты некоммерческой организации «Чайковский фонд восстановления автомобиля «ЗИС-5» для благотворителей:
ОГРН: 1145958037697, ИНН: 5920998452, КПП: 592001001, расчетный счет 40703810900000000769. Реквизиты Банка: Банк ОАО АКБ «Урал ФД», Россия, 614990, г.Пермь, ул.Ленина,64. Корреспондентский счет 30101810800000000790 в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, ИНН 5902300072, КПП590201001, ОГРН 1025900000048, БИК 045773790
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее