«В природе не бывает пустоты»
Рубрика:
Культура
Четверг,26.03.2009
Автор этих гравюр родился 1 июля 1927 года в семье живописца А.П. Почтенного и скульптора К. П. Деминой. Обстановка дома, интересы родителей, обсуждение явлений искусства не могли не повлиять на формирование склонностей мальчика, росшего в среде художников, постоянно видевшего их творческую работу. Страсть к рисованию проявилась рано, и в 1938 году он поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. Но учеба была прервана войной, и к занятиям Олег Почтенный вернулся только осенью 1943 года в Москве, поступив в московскую Среднюю художественную школу.
Узорчатая и красочная архитектура Москвы, древние башни и купола Загорска, старые окраины пробудили в юном художнике пристрастие к пейзажу, который впоследствии станет одним из главных жанров в его творчестве.
В 1946 году, продолжая учебу в ленинградском Художественном училище, Почтенный одновременно с выполнением учебных заданий пишет и рисует с натуры городские пейзажи. К этому же времени относятся его первые опыты в гравюре и офорте.
Все возрастающий интерес к изучению графики, в частности гравюры, привел Почтенного в экспериментальную офортную мастерскую Союза художников. Здесь молодой художник со временем приобрел знания и опыт, которые быстро снискали ему авторитет профессионала печатника офорта и гравюры.
Сам неустанно работая как рисовальщик и гравер, он пробует силы в работе над пейзажными композициями.
В 1954 году Почтенного принимают в члены Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. С этого времени начинается постоянный рост мастера, обретающего собственную творческую индивидуальность. Его работы всегда можно узнать по почерку — строгому, собранному, временами подчеркнуто сдержанному. Его гравюры часто подцвечены акварелью. С большой любовью художник пишет серии пейзажей, выполненных в технике акварели. Но самые любимые его произведения — те, которые соединяют в себе живое наблюдение, композиционную выстроенность и воплощены в материале, будь то гравюра на линолеуме или на дереве, офорт или сухая игла. Часто техника его работ сложна: здесь могут быть соединены резец и акватинта, в гравюру вводится цвет (печать с нескольких досок или ручная раскраска акварелью).
«Созданное в гравюре почти за пятьсот лет разнообразно, восхищает и неотделимо от развития всей художественной культуры, — рассказывал мастер. — И, работая в живописи, рисунке, акварели, я обратился и к гравюрным техникам, а также и к гравюре на дереве… Доски самшитового дерева, штихели, процесс печатания — все это увлекало. Учителей в смысле техники у меня не было. До всего доходил сам. Музеи, выставки и начало собирания произведений граверного искусства открыли для меня многообразие технических и творческих приемов…»
Узорчатая и красочная архитектура Москвы, древние башни и купола Загорска, старые окраины пробудили в юном художнике пристрастие к пейзажу, который впоследствии станет одним из главных жанров в его творчестве.
В 1946 году, продолжая учебу в ленинградском Художественном училище, Почтенный одновременно с выполнением учебных заданий пишет и рисует с натуры городские пейзажи. К этому же времени относятся его первые опыты в гравюре и офорте.
Все возрастающий интерес к изучению графики, в частности гравюры, привел Почтенного в экспериментальную офортную мастерскую Союза художников. Здесь молодой художник со временем приобрел знания и опыт, которые быстро снискали ему авторитет профессионала печатника офорта и гравюры.
Сам неустанно работая как рисовальщик и гравер, он пробует силы в работе над пейзажными композициями.
В 1954 году Почтенного принимают в члены Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. С этого времени начинается постоянный рост мастера, обретающего собственную творческую индивидуальность. Его работы всегда можно узнать по почерку — строгому, собранному, временами подчеркнуто сдержанному. Его гравюры часто подцвечены акварелью. С большой любовью художник пишет серии пейзажей, выполненных в технике акварели. Но самые любимые его произведения — те, которые соединяют в себе живое наблюдение, композиционную выстроенность и воплощены в материале, будь то гравюра на линолеуме или на дереве, офорт или сухая игла. Часто техника его работ сложна: здесь могут быть соединены резец и акватинта, в гравюру вводится цвет (печать с нескольких досок или ручная раскраска акварелью).
«Созданное в гравюре почти за пятьсот лет разнообразно, восхищает и неотделимо от развития всей художественной культуры, — рассказывал мастер. — И, работая в живописи, рисунке, акварели, я обратился и к гравюрным техникам, а также и к гравюре на дереве… Доски самшитового дерева, штихели, процесс печатания — все это увлекало. Учителей в смысле техники у меня не было. До всего доходил сам. Музеи, выставки и начало собирания произведений граверного искусства открыли для меня многообразие технических и творческих приемов…»
{datsogal=197}
В природе Почтенный любил ее силу, мощь, энергию и эти ее качества передавал в пейзаже и натюрморте. Цвет в его акварелях и гравюрах, как правило, мощный, звонкий, мажорный. «В природе нет пустоты, — утверждал художник, — поэтому я не принимаю «пустот» и на изобразительной поверхности. На мой взгляд, она должна быть крепко и разумно использована: ведь только тогда твоя авторская идея, твое видение мира будут верными. Вот я люблю писать цветы и фрукты, их декоративность, цветастость, массивность или легкость, их ритм — природные качества — меня восхищают. Это я и стараюсь передать в своих натюрмортах».
«Путешествуя по родной стране, он с любовью и мастерством создавал графические пейзажи России, — продолжает Игорь Мямлин. — Но главной темой его всегда оставался любимый Ленинград, неповторимый по красоте своей архитектуры, и пригороды.
Много любви и внимания художник отдавал пейзажу, в том числе памятным местам России, связанным с именем Александра Пушкина. В этих работах преобладает документальность, хотя чаще в своих произведениях художник выступал как лирик, свободно и легко передающий состояние природы, любующийся самыми, казалось бы, скромными и маловыразительными деталями пейзажа — дальним лугом, стогами сена, старой оградой у околицы.
Работоспособность мастера поражала: где бы он ни был, он рисовал, писал акварелью, делал наброски. В рабочих папках — многие сотни листов «первоисточников» и одновременно вспомогательных материалов. Взыскательный художник никогда их не показывал, справедливо полагая, что вся «кухня» — дело личное, подготовительное. А результат — осмысление и переработка увиденного, прочувствованного, накопленного, постепенно обретающего живую плоть, чтобы уже завершенным произведением предстать перед зрителем…
Эрудированный, знающий едва ли не все «тайны» графического искусства, Почтенный постоянно рос как художник… Сделанное им убеждает в том, что лучшие произведения автора стали интересной и необходимой страницей отечественного искусства, рожденного на санкт-петербургской земле».
В природе Почтенный любил ее силу, мощь, энергию и эти ее качества передавал в пейзаже и натюрморте. Цвет в его акварелях и гравюрах, как правило, мощный, звонкий, мажорный. «В природе нет пустоты, — утверждал художник, — поэтому я не принимаю «пустот» и на изобразительной поверхности. На мой взгляд, она должна быть крепко и разумно использована: ведь только тогда твоя авторская идея, твое видение мира будут верными. Вот я люблю писать цветы и фрукты, их декоративность, цветастость, массивность или легкость, их ритм — природные качества — меня восхищают. Это я и стараюсь передать в своих натюрмортах».
«Путешествуя по родной стране, он с любовью и мастерством создавал графические пейзажи России, — продолжает Игорь Мямлин. — Но главной темой его всегда оставался любимый Ленинград, неповторимый по красоте своей архитектуры, и пригороды.
Много любви и внимания художник отдавал пейзажу, в том числе памятным местам России, связанным с именем Александра Пушкина. В этих работах преобладает документальность, хотя чаще в своих произведениях художник выступал как лирик, свободно и легко передающий состояние природы, любующийся самыми, казалось бы, скромными и маловыразительными деталями пейзажа — дальним лугом, стогами сена, старой оградой у околицы.
Работоспособность мастера поражала: где бы он ни был, он рисовал, писал акварелью, делал наброски. В рабочих папках — многие сотни листов «первоисточников» и одновременно вспомогательных материалов. Взыскательный художник никогда их не показывал, справедливо полагая, что вся «кухня» — дело личное, подготовительное. А результат — осмысление и переработка увиденного, прочувствованного, накопленного, постепенно обретающего живую плоть, чтобы уже завершенным произведением предстать перед зрителем…
Эрудированный, знающий едва ли не все «тайны» графического искусства, Почтенный постоянно рос как художник… Сделанное им убеждает в том, что лучшие произведения автора стали интересной и необходимой страницей отечественного искусства, рожденного на санкт-петербургской земле».
Офорт — способ изготовления авторской печатной формы, который соединяет методы ручного гравирования с химическим травлением.
Способ «сухая игла» — манера офорта, состоящая в гравировании изображения острыми стальными иглами различной толщины на металле. Аналогичен резцовой гравюре, но металл, поднимаемый иглами при прорезывании углубленных штрихов, образует заусенцы, благодаря которым штрихи на оттиске имеют бархатистый оттенок.
Акватинта — вид гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины в промежутках между частицами прилипшей к ней асфальтовой или канифольной пыли. Создаёт эффект, близкий к тональному рисунку. В отличие от офорта оттиск акватинты дает не штриховое, а полутоновое изображение, аналогичное полутоновому рисунку кистью.
Способ «сухая игла» — манера офорта, состоящая в гравировании изображения острыми стальными иглами различной толщины на металле. Аналогичен резцовой гравюре, но металл, поднимаемый иглами при прорезывании углубленных штрихов, образует заусенцы, благодаря которым штрихи на оттиске имеют бархатистый оттенок.
Акватинта — вид гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины в промежутках между частицами прилипшей к ней асфальтовой или канифольной пыли. Создаёт эффект, близкий к тональному рисунку. В отличие от офорта оттиск акватинты дает не штриховое, а полутоновое изображение, аналогичное полутоновому рисунку кистью.
Просмотров: 1236
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: