«В природе не бывает пустоты»


Рубрика: Культура
Четверг,26.03.2009
Автор этих гравюр родился 1 июля 1927 года в семье живописца А.П. По­чтенного и скульптора К. П. Деминой. Обстановка дома, интересы родителей, обсуждение явлений искусства не могли не повлиять на формирование склонностей мальчика, росшего в среде художников, постоянно видевшего их творче­скую работу. Страсть к рисованию проявилась рано, и в 1938 году он по­ступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. Но учеба была прервана войной, и к за­нятиям Олег Почтенный вернулся только осенью 1943 года в Москве, поступив в мос­ковскую Среднюю художественную школу.
Узорчатая и красочная архитектура Москвы, древние башни и купола Загорска, старые окраины пробудили в юном художнике пристрастие к пейзажу, который впоследствии станет одним из главных жанров в его творчестве.
В 1946 году, продолжая учебу в ленинградском Художественном учи­лище, Почтенный одновременно с выполнением учебных заданий пишет и рисует с натуры городские пейзажи. К этому же времени относятся его первые опыты в гравюре и офорте.
Все возрастающий интерес к изучению графики, в частности гравюры, привел Почтенного в экспериментальную офортную мастерскую Союза ху­дожников. Здесь молодой художник со временем приобрел знания и опыт, которые быстро снискали ему авторитет профессионала печатника офорта и гравюры.
Сам неустанно работая как рисовальщик и гравер, он пробует силы в работе над пейзажными композициями.
В 1954 году Почтенного принимают в члены Ленинградского отделения Союза ху­дожников РСФСР. С этого времени начинается постоянный рост мастера, обретающего собственную творческую индивидуальность. Его работы всегда можно узнать по почерку — строгому, собранному, временами подчеркнуто сдержанному. Его гравюры часто подцвечены акварелью. С большой любовью художник пишет серии пейзажей, выполненных в технике акварели. Но самые любимые его произведения — те, которые соединяют в себе живое наблюдение, композиционную выстроенность и воплощены в материале, будь то гравюра на линолеуме или на дереве, офорт или сухая игла. Часто техника его работ сложна: здесь могут быть соединены резец и акватинта, в гравюру вводится цвет (пе­чать с нескольких досок или ручная раскраска акварелью).
«Созданное в гравюре почти за пятьсот лет разнообразно, восхищает и неотделимо от развития всей художественной культуры, — рассказывал мастер. — И, работая в живописи, рисунке, акварели, я обратился и к гравюрным техникам, а также и к гравюре на дереве… Доски самшитового дерева, штихели, процесс печатания — все это увлекало. Учителей в смысле техники у меня не было. До всего доходил сам. Музеи, выставки и начало собирания произведений граверного искусства открыли для меня многообразие технических и творческих приемов…»
{datsogal=197}
В природе Почтенный любил ее силу, мощь, энергию и эти ее качества передавал в пейзаже и натюрморте. Цвет в его акварелях и гравюрах, как правило, мощный, звонкий, мажорный. «В природе нет пустоты, — утверж­дал художник, — поэтому я не принимаю «пустот» и на изобразительной поверхности. На мой взгляд, она должна быть крепко и разумно исполь­зована: ведь только тогда твоя авторская идея, твое видение мира будут верными. Вот я люблю писать цветы и фрукты, их декоративность, цветас­тость, массивность или легкость, их ритм — природные качества — меня восхищают. Это я и стараюсь передать в своих натюрмортах».
«Путешествуя по родной стране, он с любовью и мастерством создавал графические пейзажи России, — продолжает Игорь Мямлин. — Но главной темой его всегда оставался лю­бимый Ленинград, неповторимый по красоте своей архитектуры, и при­городы.
Много любви и внимания художник отдавал пейзажу, в том числе па­мятным местам России, связанным с именем Александра Пушкина. В этих работах преобладает документальность, хотя чаще в своих произведениях художник выступал как лирик, свобод­но и легко передающий состояние природы, любующийся самыми, казалось бы, скромными и маловыразительными деталями пейзажа — дальним лугом, стогами сена, старой оградой у околицы.
Работоспособность мастера поражала: где бы он ни был, он ри­совал, писал акварелью, делал наброски. В рабочих папках — многие сотни листов «первоисточников» и одновременно вспомогательных материалов. Взыскательный художник никогда их не показывал, справедливо полагая, что вся «кухня» — дело личное, подготовительное. А результат — осмысление и переработка увиденного, прочувствованного, накопленного, постепенно обретающего живую плоть, чтобы уже завершенным произведением пред­стать перед зрителем…
Эрудированный, знающий едва ли не все «тайны» графического искус­ства, Почтенный постоянно рос как художник… Сделанное им убеждает в том, что лучшие произ­ведения автора стали интересной и необходимой страницей отечественного искусства, рожденного на санкт-петербургской земле».


Офорт — способ изготовления авторской печатной формы, который соединяет методы ручного гравирования с химическим травлением.
Способ «сухая игла» — манера офорта, состоящая в гравировании изображения острыми стальными иглами различной толщины на металле. Аналогичен резцовой гравюре, но металл, поднимаемый иглами при прорезывании углубленных штрихов, образует заусенцы, благодаря которым штрихи на оттиске имеют бархатистый оттенок.

Акватинта —
вид гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины в промежутках между частицами прилипшей к ней асфальтовой или канифольной пыли. Создаёт эффект, близкий к тональному рисунку. В отличие от офорта оттиск акватинты дает не штриховое, а полутоновое изображение, аналогичное полутоновому рисунку кистью.








Просмотров: 1236


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам