О музыке из первых уст
Рубрика:
Культура
Четверг,17.03.2011
— Расскажите, пожалуйста, о цели вашего приезда в Чайковский.
Александр: — Цель нашего приезда — совершить культурно-террористический акт (улыбается), подорвать устоявшиеся в России основы бездуховности, бескультурья и абсолютного пренебрежения собственными детьми. Нас, как и большинство здравомыслящих людей, волнует, в каком духовном пространстве они будут жить дальше.
Денис: — Согласен с Александ-ром. Понятно, что приехали мы с концертом, который прошел вчера, но глобальной идеей, ради которой мы ездим по городам России, является возрождение музыкальных традиций и приобщение к ним не только наших детей, но и взрослых. По России путешествовать сложно, гораздо приятнее съездить на гастроли по Франции, но мы понимаем, что сейчас наша страна находится в таком состоянии, что без хорошей музыки, без классики, без традиций ей будет еще тяжелее.
— Какие ощущения у вас остались после вчерашнего концерта? Вы достигли своей цели?
Александр: — Самые приятные. Было заметно, что контакт с чайковскими зрителями произошел. А изменилось ли что-то, можно будет судить только по прошествии времени.
Денис: — Несмотря на то, что я прожил в Чайковском совсем недолго, я по-прежнему, приезжая сюда, чувствую, что это мой город. Нам обоим здесь очень нравится, здесь просто оазис какой-то, мы отдохнули.
— Расскажите, пожалуйста, как сложился ваш дуэт? Вы специально подбирали свой сценический образ?
Денис: — Сидели мы с Александром в консерватории у буфета, и сложился у нас дуэт. Видимо, сразу поняли, что годимся друг другу по сценическому образу (смеется).
Александр: — Действительно, дуэт получился совершенно случайно. Мы просто решили поиграть вместе и продолжаем делать это до сих пор.
— Кроме классики, вы играете и джаз, и рок. У вас есть концертные программы в этих направлениях?
Александр: — Помимо этого дуэта, у каждого из нас есть самые разные проекты, в которых мы тоже участвуем. Они совершенно другого направления. У меня, например, есть проект, связанный с индийской музыкой. Я с детства увлекался импровизационной музыкой, люблю джаз. И в этом проекте все эти компоненты удачно сложились. Но с ним мы пока не гастролируем. В России сложно организовать гастроли, если музыка, которую ты играешь, не относится ни к одному известному направлению. А в общем, проект готов, мы готовы его показать.
Денис: — У меня есть мультимедийный проект, над созданием которого я работал в течение полутора лет. Основной задачей в нем было использовать виолончель в разных жанрах музыки: от джаза и рока до психоделики. Я все сыграл и записал сам.
— Как вы относитесь к современной классической музыке?
Александр: — Мне кажется, что то, что сейчас пишут композиторы, слушать практически невозможно. Мы с Денисом проводили конкурс «Cello Bek», где предлагалось студентам музыкальных вузов написать небольшую пьесу для виолончели и фортепиано. Нам прислали 25 сочинений. После их просмотра у нас с Денисом родилась мысль сотворить небольшое хулиганство: прийти в студию и в течение 75 минут просто наиграть все, что приходит в голову, потом нарезать это на треки, придумать композитора и выпустить диск. Почему? Потому что написанные на конкурс пьесы примерно так и звучали (улыбается). Самое ужасное, что нам пришлось все это играть и записывать. Это было настоящим мучением. Но мы все-таки сделали это и даже вручили несколько премий.
Мне кажется, что настоящая современная музыка — это джаз и рок. Она понятна практически всем.
— Как вы относитесь к музыкантам, исполняющим современную классическую музыку? Сложно ли играть такую музыку?
Денис: — На самом деле проще не придумаешь. Вся современная классическая музыка написана стилем ШП — шифровка пустоты. Когда человеку нечего делать, он начинает заниматься шифровкой пустоты. За 20 лет я переиграл множество музыкальных произведений. В годы обучения в консерватории мне пришлось столкнуться с пьесой, написанной для гобоя, виолончели и рояля. Так в ней не дули в гобой, а просто нажимали на клапаны, на виолончели просто водили смычком по шпилю, а на рояле стучали не по клавишам, а по дереву, где они заканчиваются. Длилось это 15 минут. Кстати, эту «музыку» даже записали на диск, а композитор, написавший это, сейчас успешно проживает в Германии и продолжает писать эту белиберду (улыбается).
Что касается быстроты и качества исполнения, могу сказать, что современный концерт я учу за два-три дня. Некоторые можно сыграть, просто поставив перед собой ноты. А когда повторяешь концерт Шумана, который мучаешь уже лет 25, то каждый раз это происходит как в первый. Есть вещи, которые нужно учить всю жизнь, а современные концерты просто взял и сыграл, но при этом все равно стараешься наполнить их своим собственным смыслом. При этом композитор страшно радуется (смеется). Хотя могу сказать слово и в защиту композиторов — среди них сейчас тоже есть замечательные люди.
— Такая музыка, как джаз или рок, влияет на вас как на исполнителей?
Денис: — На меня да. Я, например, страстный поклонник «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», Фредди Меркури. Фредди Меркури, по‑моему, был гением. Он писал такие мелодии, какие никто в нашем современном мире не напишет.
Александр: — Ритмическая основа джаза невероятно помогает в исполнении классики. Я понял это, когда начал тесно заниматься джазовой музыкой. Я стал слышать какой колоссальный ритм у Рахманинова, когда он играет. Он настолько потрясающе владеет ритмом, что никто так больше не умеет.
— Вы верующие люди?
Александр: — Да, в Бога я верю, но этот вопрос слишком личный для пресс-конференции.
Денис: — Я верю в музыку, потому что музыка для меня единственное и главное доказательство существования Бога. Просто так музыка не могла бы появиться от человеческих греховных существ. Я спокоен по поводу загробной жизни, потому что я точно уверен, что она существует. Это музыка.
Невозможно все услышанное на встрече с музыкантами поместить в одну статью. Тем, кому удалось побывать на ней, — невероятно повезло. Они смогли узнать и о дальнейших творческих планах дуэта, и о том, что Александр Вершинин три раза в год преподает в японском университете, и о том, кто был учителями Дениса и Александра, и о многом другом. Пришедшие на встречу долго не хотели отпускать музыкантов, задавая все новые и новые вопросы, а музыканты в свою очередь охотно на них отвечали. Но время, выделенное на общение, подошло к концу. В завершение московские виртуозы провели мастер-классы для студентов музыкального училища, где поделились с юными музыкантами секретами виртуозной игры.
Творческий союз виолончелиста Дениса Шаповалова и пианиста Александра Вершинина сложился в стенах Московской консерватории. К тому времени Александр уже был лауреатом международных конкурсов и преподавателем Московской консерватории, а Денис, стипендиат Фонда М. Ростроповича, завершив обучение в консерватории, стал победителем Международного конкурса им. Чайковского. Александр совмещал преподавание с концертной деятельностью, Денис в качестве солиста выступал в лучших залах мира, сотрудничая с ведущими коллективами и дирижерами. Успех, сопутствующий выступлениям дуэта, повлёк за собой многочисленные приглашения на концерты и фестивали по всему миру.
Молодые музыканты выступали на международных фестивалях во Франции, Германии, Японии, США. На фестивале М. Ростроповича во Франции выступление молодых артистов вызвало восторг не только у публики, но и у самого маэстро. В этом году дуэту двух виртуозов исполнится 13 лет.
Александр: — Цель нашего приезда — совершить культурно-террористический акт (улыбается), подорвать устоявшиеся в России основы бездуховности, бескультурья и абсолютного пренебрежения собственными детьми. Нас, как и большинство здравомыслящих людей, волнует, в каком духовном пространстве они будут жить дальше.
Денис: — Согласен с Александ-ром. Понятно, что приехали мы с концертом, который прошел вчера, но глобальной идеей, ради которой мы ездим по городам России, является возрождение музыкальных традиций и приобщение к ним не только наших детей, но и взрослых. По России путешествовать сложно, гораздо приятнее съездить на гастроли по Франции, но мы понимаем, что сейчас наша страна находится в таком состоянии, что без хорошей музыки, без классики, без традиций ей будет еще тяжелее.
— Какие ощущения у вас остались после вчерашнего концерта? Вы достигли своей цели?
Александр: — Самые приятные. Было заметно, что контакт с чайковскими зрителями произошел. А изменилось ли что-то, можно будет судить только по прошествии времени.
Денис: — Несмотря на то, что я прожил в Чайковском совсем недолго, я по-прежнему, приезжая сюда, чувствую, что это мой город. Нам обоим здесь очень нравится, здесь просто оазис какой-то, мы отдохнули.
— Расскажите, пожалуйста, как сложился ваш дуэт? Вы специально подбирали свой сценический образ?
Денис: — Сидели мы с Александром в консерватории у буфета, и сложился у нас дуэт. Видимо, сразу поняли, что годимся друг другу по сценическому образу (смеется).
Александр: — Действительно, дуэт получился совершенно случайно. Мы просто решили поиграть вместе и продолжаем делать это до сих пор.
— Кроме классики, вы играете и джаз, и рок. У вас есть концертные программы в этих направлениях?
Александр: — Помимо этого дуэта, у каждого из нас есть самые разные проекты, в которых мы тоже участвуем. Они совершенно другого направления. У меня, например, есть проект, связанный с индийской музыкой. Я с детства увлекался импровизационной музыкой, люблю джаз. И в этом проекте все эти компоненты удачно сложились. Но с ним мы пока не гастролируем. В России сложно организовать гастроли, если музыка, которую ты играешь, не относится ни к одному известному направлению. А в общем, проект готов, мы готовы его показать.
Денис: — У меня есть мультимедийный проект, над созданием которого я работал в течение полутора лет. Основной задачей в нем было использовать виолончель в разных жанрах музыки: от джаза и рока до психоделики. Я все сыграл и записал сам.
— Как вы относитесь к современной классической музыке?
Александр: — Мне кажется, что то, что сейчас пишут композиторы, слушать практически невозможно. Мы с Денисом проводили конкурс «Cello Bek», где предлагалось студентам музыкальных вузов написать небольшую пьесу для виолончели и фортепиано. Нам прислали 25 сочинений. После их просмотра у нас с Денисом родилась мысль сотворить небольшое хулиганство: прийти в студию и в течение 75 минут просто наиграть все, что приходит в голову, потом нарезать это на треки, придумать композитора и выпустить диск. Почему? Потому что написанные на конкурс пьесы примерно так и звучали (улыбается). Самое ужасное, что нам пришлось все это играть и записывать. Это было настоящим мучением. Но мы все-таки сделали это и даже вручили несколько премий.
Мне кажется, что настоящая современная музыка — это джаз и рок. Она понятна практически всем.
— Как вы относитесь к музыкантам, исполняющим современную классическую музыку? Сложно ли играть такую музыку?
Денис: — На самом деле проще не придумаешь. Вся современная классическая музыка написана стилем ШП — шифровка пустоты. Когда человеку нечего делать, он начинает заниматься шифровкой пустоты. За 20 лет я переиграл множество музыкальных произведений. В годы обучения в консерватории мне пришлось столкнуться с пьесой, написанной для гобоя, виолончели и рояля. Так в ней не дули в гобой, а просто нажимали на клапаны, на виолончели просто водили смычком по шпилю, а на рояле стучали не по клавишам, а по дереву, где они заканчиваются. Длилось это 15 минут. Кстати, эту «музыку» даже записали на диск, а композитор, написавший это, сейчас успешно проживает в Германии и продолжает писать эту белиберду (улыбается).
Что касается быстроты и качества исполнения, могу сказать, что современный концерт я учу за два-три дня. Некоторые можно сыграть, просто поставив перед собой ноты. А когда повторяешь концерт Шумана, который мучаешь уже лет 25, то каждый раз это происходит как в первый. Есть вещи, которые нужно учить всю жизнь, а современные концерты просто взял и сыграл, но при этом все равно стараешься наполнить их своим собственным смыслом. При этом композитор страшно радуется (смеется). Хотя могу сказать слово и в защиту композиторов — среди них сейчас тоже есть замечательные люди.
— Такая музыка, как джаз или рок, влияет на вас как на исполнителей?
Денис: — На меня да. Я, например, страстный поклонник «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», Фредди Меркури. Фредди Меркури, по‑моему, был гением. Он писал такие мелодии, какие никто в нашем современном мире не напишет.
Александр: — Ритмическая основа джаза невероятно помогает в исполнении классики. Я понял это, когда начал тесно заниматься джазовой музыкой. Я стал слышать какой колоссальный ритм у Рахманинова, когда он играет. Он настолько потрясающе владеет ритмом, что никто так больше не умеет.
— Вы верующие люди?
Александр: — Да, в Бога я верю, но этот вопрос слишком личный для пресс-конференции.
Денис: — Я верю в музыку, потому что музыка для меня единственное и главное доказательство существования Бога. Просто так музыка не могла бы появиться от человеческих греховных существ. Я спокоен по поводу загробной жизни, потому что я точно уверен, что она существует. Это музыка.
Невозможно все услышанное на встрече с музыкантами поместить в одну статью. Тем, кому удалось побывать на ней, — невероятно повезло. Они смогли узнать и о дальнейших творческих планах дуэта, и о том, что Александр Вершинин три раза в год преподает в японском университете, и о том, кто был учителями Дениса и Александра, и о многом другом. Пришедшие на встречу долго не хотели отпускать музыкантов, задавая все новые и новые вопросы, а музыканты в свою очередь охотно на них отвечали. Но время, выделенное на общение, подошло к концу. В завершение московские виртуозы провели мастер-классы для студентов музыкального училища, где поделились с юными музыкантами секретами виртуозной игры.
Творческий союз виолончелиста Дениса Шаповалова и пианиста Александра Вершинина сложился в стенах Московской консерватории. К тому времени Александр уже был лауреатом международных конкурсов и преподавателем Московской консерватории, а Денис, стипендиат Фонда М. Ростроповича, завершив обучение в консерватории, стал победителем Международного конкурса им. Чайковского. Александр совмещал преподавание с концертной деятельностью, Денис в качестве солиста выступал в лучших залах мира, сотрудничая с ведущими коллективами и дирижерами. Успех, сопутствующий выступлениям дуэта, повлёк за собой многочисленные приглашения на концерты и фестивали по всему миру.
Молодые музыканты выступали на международных фестивалях во Франции, Германии, Японии, США. На фестивале М. Ростроповича во Франции выступление молодых артистов вызвало восторг не только у публики, но и у самого маэстро. В этом году дуэту двух виртуозов исполнится 13 лет.
Просмотров: 1034
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: