В фарватере любви
Уважаемые читатели, «ЧИ» представляет вашему вниманию новую рубрику, где будут публиковаться интервью, оформленные в популярном стиле «правила жизни». Сегодня мы беседуем о судьбе России, духовном пути человека, творчестве и современном искусстве с чайковским художником и поэтом Александром Фирсовым.
ДОСЬЕ
Александр Владимирович Фирсов родился 22 февраля 1966 г. в городе Южа Ивановской области. В 1970 г. его семья переехала в город Чайковский.
Окончил школу № 10, посещал школьный факультатив по рисованию Е. Лимоновой, учился в школе искусств г. Чайковского. Получил специальность художника-оформителя, декоратора. В 1998 г. окончил Чайковский институт физической культуры. Работал художником-оформителем в различных организациях нашего города и столицы края. Принимал участие в мастер-классах в пермской мастерской народного художника СССР и РФ, профессора живописи Евгения Широкова.
Александр Фирсов – автор многочисленных выставок, соавтор художественно-поэтического альбома «Свечи под дождем», изданного в Чайковском в 2007 году в творческом союзе с поэтессой Светланой Маричевой. В 2011 году вышла в свет детская книга Светланы Маричевой «В гостях у бабы Дуси», особую ценность которой придало художественное оформление, выполненное Александром Фирсовым. В 2013 г. Александр Владимирович издал сборник стихов «Мысли-волны».
Александр Фирсов – лауреат премии «Глория» за достижения в области культуры г. Чайковского.
ПРАВИЛА ЖИЗНИ
В произведениях русской классической литературы очень много боли, страданий, обреченности, особенно, когда речь идет о судьбе страны. Современность также навесила на Россию массу негативных ярлыков. Этот отрицательный образ хочется разрушить. Потому что, живя с такой занозой в голове, нам будет очень трудно прорваться к чему-то лучшему, более позитивному. Мне кажется, сегодня все творческие силы должны быть брошены на создание нового, более светлого представления о России. Для этого мы сами должны потрудиться и изменить свое сознание – каждого отдельно взятого человека. И тогда в нашей жизни будет меньше злобы, желчи, разрушительной зависти, начнут происходить значительные перемены позитивного плана. Но это потребует от нас больших душевных сил.
Чтобы дарить другим любовь, тепло и доброту, нужно сначала накопить в себе эти чувства. Отдавать вообще тяжело, особенно когда нечего. А забирать, быть энергетическим вампиром, нигилистом – легко.
Нужно научиться дарить цветы целыми полянами, не разрушая, не забирая жизнь. Приведи на цветущий луг девушку – подари его ей, искупайтесь в росе на рассвете, выберитесь за город, поднимитесь ночью на холм, где лучше видно звезды, и ты сможешь подарить ей пол звездного неба! Неужели нужно, чтобы были только материальные подарки, неужели мы настолько бедны, что надо все себе присвоить? Мне хочется, чтобы люди были по-настоящему богатыми, чтобы нам принадлежала вся земля, весь мир, весь космос…
Писать минорные стихи легко: рифма, метафоры и сравнения находятся словно сами собой. Но как тяжело писать стихи, воспевающие жизнь и любовь, когда не хватает слов, чтобы выразить чувства… Минорная поэзия помогает нам выстоять в трудные минуты, поддерживает нас, дает понять, что мы не одни. Пусть эти стихи будут мертвой водой, но нужна еще и живая вода. Нужен вектор, нужен маяк впереди, чтобы идти на свет в фарватере любви. И пусть этим маяком станут позитивные стихи – гимны любви, природе, человеку…
Все надо начинать с самого себя. Нужно сначала самому попытаться преодолеть тот путь, идти по которому ты призываешь других.
Белорусы, малороссы и русские – единый народ. Бесполезно пытаться нас поссорить и взрастить неприязнь друг к другу.
С нами рядом живут татары, башкиры, удмурты – мы единая страна, вместе мы один большой кулак, и ни один палец в нем не лучше другого – тем мы и сильны, тем мы и богаты.
Тушить огнем пожар – это зловеще.
Отвечая злом на зло, мы зло преумножаем – качели войны могут раскачиваться вечно. Кто-то должен быть умнее и остановить их, промолчать. Но это молчание не от равнодушия, трусости или безразличия, оно идет от добра, мудрости, спокойствия и силы. Это как вода, которая способна потушить пожар.
Есть категория темных сил, которые тоже борются за свое существование на земле, за свою власть над миром. Их девиз – разделяй и властвуй: нужно поссорить людей друг с другом, сделать их врагами. Нет, никакие мы не враги – очень важно это понять.
Рай должен быть внутри тебя самого.
Я отношусь к смерти, как к некому переходу из одной формы существования к другой. Здесь мы оставляем свой «скафандр», а вот с чем пойдем дальше… У гроба карманов нет, и ничто материальное мы отсюда унести не сможем. Важно то, с каким посылом ты уйдешь – с этим и будешь жить в дальнейшем. Поэтому сегодняшняя задача – работать над самим собой, а потом уже над окружающей действительностью.
Совершенству нет предела. На какой бы стадии развития мы ни находились сегодня, всегда будем чувствовать неудовольствие: вот здесь бы еще доработать, там поправить… Это хорошо знакомо людям творческим: вот сейчас ты закончил новое произведение, оформил его, а послезавтра уже с отверткой в него «влезаешь» и начинаешь ковыряться, что-то менять и исправлять – это хорошо, это дает новые мотивации, стремление работать, идти дальше.
«Нет вредных веществ, есть вредные дозы».
Не надо ничего страшиться – сама природа нам подсказывает это. Посмотрите: каждый вечер на город спускается тьма. Можно кричать «Караул! А взойдет ли завтра солнце?!» Но ночь проходит и начинается рассвет. Поэтому даже если сегодня пришла тьма, если жить стало страшно, если на душе хмуро и тяжко, помните: все это может очень быстро пройти.
Чтобы подпитывать душевные силы и находить внутреннее равновесие, нужно устраивать для себя «тихий час»: обращаться к природе, уединяться, проводить время с добрыми друзьями. Все в природе говорит нам об уживчивости, умении договариваться и самовосстанавливаться – мы просто этого не замечаем. А если суметь увидеть это, то сразу станет ясно, что в жизни гораздо больше позитива, чем нам кажется. Негатив кричит из-за каждого угла, а позитив молчит – ему незачем громко заявлять о себе.
Не надо бояться быть наедине с собой.
Нет такой проблемы, которая могла бы победить человека. Почему? Потому что природа не настроена убивать нас. К сожалению, человек, напротив, вмешивается в ход вещей и нарушает гармонию природы. Это идет от нашего нежелания жить в ладу с окружающим миром. Если мы научимся жить в гармонии с природой, для человечества начнется даже не золотой век, а, можно сказать, бриллиантовый…
Любому художнику (поэту, танцору, актеру, музыканту) нужно учиться наблюдать. Живописцу – ходить и рисовать глазами, подмечать интересные моменты жизни, запоминать их и раскладывать по полочкам: как лежат тени, какие присутствуют цвета и оттенки... Не нужно составлять себе план: сегодня я во что бы то ни стало должен написать одну картину или два четверостишия – это глупости. Ремесло нужно оттачивать, но не такими методами. Вместо того чтобы сидеть за письменным столом и вымучивать строчки – гуляй, наблюдай, пиши в своей голове. Попробуй сформулировать, материализовать свои ощущения от увиденного через то, что ты умеешь: через слова, музыку, жесты и мимику... Это и есть постоянная творческая работа, которая помогает художнику максимально точно передать идею, которую он хочет донести до зрителя, слушателя, читателя.
Темы для творчества возникают из самой жизни. Все, что ты делаешь – делаешь в первую очередь для себя. Пишешь о том, что волнует именно тебя, а не кого-то другого. Поэтому в творчестве случаются перерывы, когда ты просто ходишь в молчании… Либо ты давно забеременел какой-то идеей, у тебя родились первые строчки, первые образы, но этого еще недостаточно, и ты вынашиваешь ее, ждешь, когда она окончательно созреет.
Когда произведение появилось на свет, оно уже не принадлежит тебе. Оно может найти отклик в душах сотен людей или будет близко и понятно всего лишь одному-двум человекам. Но с кем-нибудь творческий диалог обязательно состоится.
Мне неинтересно так называемое современное искусство: инсталляции, перформансы, различные «измы»... Оно легковесно и небрежно. Сегодня каждый может самовыражаться как ему вздумается. Почему современные «художники» не влезут с таким же напором в математику, химию, медицину? Да потому что наука такого просто не потерпит: вы сначала выучитесь, а потом уже у вас появится право голоса в этой сфере.
За настоящим творчеством стоит большая ответственность, огромный труд и серьезная школа. И оно действительно современно, потому что оно «идет со временем». К настоящему искусству можно возвращаться спустя долгое время и каждый раз открывать для себя что-то новое. Потому что ты тоже меняешься, и видишь в книге, картине, кинофильме то, что было недосягаемо раньше. В настоящем искусстве есть глубина, душа, жизнь! А современное «искусство» лишено всего этого, я бы назвал его искусственностью.
Мне всегда хотелось разрушить миф о том, что творческие люди – это люди не от мира сего, особого сорта и так далее. Творческие люди – такие же люди, как все. Просто у них другая задача на этой земле. Кто-то шьет красивые наряды, кто-то очень вкусно готовит, кто-то делает хирургические операции и спасает жизни – эти люди тоже боги.
Время – лакмусовая бумажка для любого творческого произведения. То, что поначалу казалось тебе значительным, спустя время может выглядеть проходной работой. Хотя для кого-то она может оставаться актуальной и интересной. А для тебя уже нет – ты пережил ту ситуацию, оставил ее за спиной и идешь дальше, взрослеешь. Главное не останавливаться в творческом поиске, не трафаретить себя. Надо жить и черпать темы из жизни. Чем больше ты видишь, чувствуешь, понимаешь – тем больше тем для творчества. Другое дело, захочешь ли ты на ту или иную тему посягать, хватит ли тебе внутренних качеств, чтобы переосмыслить ее и попытаться выразить.
Все, что ты создаешь с душой, хранит частичку твоей души.
Все проверяется временем.
Однажды известному пермскому художнику Евгению Широкову один из самых именитых пермских врачей задал вопрос: «Как Вы относитесь к «Черному квадрату» Малевича?» На что Евгений Николаевич ответил: «Ну, как… *овно». При этих словах врач облегченно вздохнул: «Ох, Евгений Николаевич, спасибо Вам! Я ведь боялся выглядеть как ретроград, невежественный и некультурный человек. Но я ведь про «Черный квадрат» точно так же думаю!»
|
очень понравился ход мыслей
|
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее