Татьяна Югова: «У ребёнка должны гореть глаза!»
Яркие, интересные, увлечённые, целеустремлённые, профессиональные — именно такие эпитеты слышатся от зрителей, полюбивших творчество Образцового хореографического ансамбля «Солнышко» — одного из ведущих творческих коллективов нашего города. Созданный в 1980 году Татьяной Григорьевной Юговой, на сегодняшний день он стал ансамблем со своим лицом — это и узнаваемость стиля, и оригинальность постановочного материала, и трепетное отношение к национальным традициям. Многочисленные творческие успехи и победы во всероссийских конкурсах и фестивалях позволили «Солнышку» представлять Россию на Международных детских форумах и проектах, проходивших во Франции, Испании, Германии, Англии.
В 2015 году ансамблю исполнилось 35 лет. За это время через школу Татьяны Юговой, талантливого педагога, профессионально и бережно ведущего маленьких артистов к успеху, прошло более четырёх тысяч детей, состоялось более ста танцевальных династий, поставлено порядка ста пятидесяти танцевальных произведений. И это ещё не всё — ежегодно в группах коллектива по современной методике обучаются более сотни детей от 3 до 16 лет.
Перед юбилейным концертом, посвящённом 35-летию творческой деятельности ансамбля, который состоялся 19 марта в концертном зале Культурно-спортивного центра — филиала ООО «Газпром трансгаз Чайковский», Татьяна Григорьевна Югова, заслуженный работник культуры РФ, рассказала «Частному Интересу» об особенностях работы своего коллектива, поведала о психологии маленьких танцоров и об отношении иностранцев к русскому танцевальному искусству.
— Татьяна Григорьевна, скажите, пожалуйста, в чём уникальность вашего ансамбля? Какой особенностью отличается «Солнышко» от других танцевальных коллективов?
— Стабильностью, целеустремлённостью и преемственностью поколений. Механизм коллектива настолько отработан, что даже если какая-то из его частей выйдет из строя, он не остановится. В любом случае, года на три-четыре мы обеспечены концертными программами и номерами. У нас всегда есть замена тем, кто по каким-либо причинам выбывает, потому что в «Солнышке» — много составов, и они разновозрастные. Ребятам старших групп даётся возможность проходить практику на младших.
— Современная эстрадная хореография — одно из самых популярных танцевальных направлений. Желающих заниматься танцами много. По какому принципу вы отбираете новичков?
— Если раньше при отборе основное внимание мы уделяли физическим данным — способен ли ребёнок делать шпагаты, мостики и так далее — то сейчас, в первую очередь, мы смотрим, горят ли у ребёнка глаза. Если не горят — ничего из ребёнка не сделаешь. Смотреть надо вглубь — какой у ребёнка есть запас на раскрытие внутренних резервов. Если ребёнок смотрит заинтересованно и всё впитывает, можно сразу определить — это то, что надо. Остальное придёт с опытом. Способности раскроются со временем.
— Тогда сразу напрашивается вопрос: какого ребёнка легче обучить танцевальному мастерству — послушного, но пассивного или бунтаря-непоседу, из которого энергия бьёт через край?
— Конечно, непоседу. Его энергию нужно постараться направить в правильное русло, сделать так, чтобы ребёнку было интересно. На сегодняшний день мы немного изменили практику преподавания. Современные дети стали другими. Если раньше, грубо говоря, у детей работало чувство стадности (они послушно повторяли движения за педагогом), то теперь детей очень трудно заставить что-либо монотонно повторять. Каждый индивидуален по-своему. А когда занятия проходят в форме игры, и перед ребёнком ставятся задачи личного плана, например, на преодоление преград, это работает. Для тренировки подвижности на занятиях мы используем какие-нибудь предметы: мячи, кубы и прочее. Дети выполняют с ними разные упражнения, и им это очень нравится. Особенно срабатывает соревновательный момент: дети любят соревноваться. Например, кто выше прыгнет. Преодолевая препятствия, они ставят «планку» всё выше и выше, что позволяет им развиваться. Кстати, китайцы именно так сейчас и работают. Китайская школа танцевального искусства у нас не разрешена, но я немного подсмотрела и некоторые элементы использую в своей работе. Детей в Китае воспитывают очень строго. С двух лет их уже начинают, буквально, дрессировать. И нагрузки у них сумасшедшие! Зато физически они очень развиты. Мы это видим на фестивалях, наблюдая за их выступлениями. Они настолько сложные! Такие трюки делают! Нам до этого далеко.
— К слову об иностранцах. Вы объездили с концертами почти всю Европу. Как вас принимал иностранный зритель?
— За границей в рамках фестивалей, организованных ПАО «Газпром», мы выступали и в детских домах, и в центрах реабилитации. Повсюду нас принимали на «ура», особенно наших матрёшечек. Их яркое выступление всегда было украшением финала любого мероприятия. Во Франции мы познакомились с Мирей Матье. В то время в стране проходил Год России под эгидой этой певицы. Мирей Матье нас очень тепло принимала — в честь русских гостей дала званый обед в личном дворце.
С матрёшками у нас связана ещё одна очень интересная история. Когда мы ставили танец «Русские матрёшки», директор Культурно-спортивного центра — филиала ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Н. В. Луканина, поразившись объёмам нарядов, произнесла: «Ну и куда вы такие платья забабахали? В таких-то платьях только в Кремлёвском Дворце съездов танцевать!» Она пошутила, а через некоторое время её слова былью обернулись — мы там выступили. И очень успешно.
— Как повлияла на вас иностранная школа танцев? Чему-нибудь научились у зарубежных танцевальных коллективов?
— Это хороший вопрос. Испанцы, немцы, французы, исключая китайцев, танцуют в своё удовольствие и очень простые танцы. А что делаем мы? Всё усложняем: что-то придумываем, дрессируем. Если у нас во время выступления что-то случилось — сразу паника. А у европейцев всё просто: ошиблись, носочек развязался — ничего страшного. Вот от них-то я и научилась чувству свободы. И это, кстати, очень хорошо. Надо, чтобы ребёнок был раскрепощённым. Всё-таки где-то мы, действительно, немного перегибаем палку. Дети у нас затанцовываются.
— Чем, по вашему мнению, отличается искусство русского танца от зарубежных школ?
— Музыкальностью. Для европейцев музыка — не основное и не главное. Музыка для них — это фон. А в русской танцевальной школе музыка считается дополнительным инструментом в выражении танцевальной постановки, поэтому её стараются подбирать очень грамотно и выбирают музыку именно душевную. Вообще Россия отличается подбором постановок с каким-либо режиссёрским замыслом. Если в Европе постановки — больше бессюжетные, то у нас в танце подаётся какая-то идея, какой-то смысл. Поэтому номера у нас получаются более душевными, особенно когда выступают самые маленькие артисты. У зрителя от умиления очень часто льются слёзы.
Вот, например, есть у нас номер «Воспоминания» на музыку Евгения Крылатова. Когда мы ездили на юбилей композитора в Москву и показывали ему этот танец, Евгений Павлович рыдал. Он сказал, что только в нашей постановке он увидел именно то, что хотел выразить в своей музыке.
— Воспитанник «Солнышка», прошедший школу Татьяны Юговой, — какой он? Какой важной особенностью он обладает?
— Возможностью реализоваться в любой сфере. Если проследить судьбу наших выпускников, то они находят себя во многих сферах деятельности и везде бывают достаточно успешны. Очень многие — на руководящих должностях. Те, кто выбрали танец своей профессией, работают балетмейстерами и преподавателями хореографии в известных театрах оперы и балета, как в нашей стране, так и за рубежом.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее