Константин Медведев: «В каждом изделии – энергия мысли и души!»
Его солнечные, необычайно притягательные, напоминающие плетёное кружево берестяные изделия – туеса, шкатулки, кухонная утварь, письменные наборы, бижутерия и многое другое – ежегодно удостаиваются лучших наград на региональных, всероссийских и даже международных выставках ремесленного искусства! Некоторые из них становятся частью государственных музейных экспозиций.
– Константин Серафимович, где Вы обучались мастерству? И чем Вас привлёк именно этот вид искусства?
– Красотой… А начинал я практически с нуля. Не вникая в теорию, пробовал всё на практике методом проб и ошибок. Несколько раз бросал и снова возвращался. Два вечера по часу позанимался у мастера по бересте Сергея Никифоровича Аликина. Он мне показал основу, всё остальное – мои наработки. Даже ножи у меня другие, заточенные по-своему. Я не умею рисовать. В детстве по рисованию у меня были тройки да двойки, поэтому рисунки сначала переводил с фотографий из журналов.
– Удивительно, как без способностей к рисованию Вам удаётся создавать такие высокохудожественные работы?! И как Вы поняли, что резьба – это Ваше призвание? Кто-то сверху сказал: «Возьми нож и режь»?
– Да, можно сказать так. Однажды ко мне пришёл сосед и заявил: «У меня было видение ночью – меня к тебе послали и просили передать, чтобы ты резьбу не бросал». Меня это тогда крайне удивило.
...Если бы у нас всё делалось по призванию, а не по образованию, мы бы давно уже в космосе в другие галактики летали. У нас же, к сожалению, люди работают, в основном, по принуждению.
Заканчивает, к примеру, человек ВУЗ по специальности хирург, а работает педагогом… Я же иду на работу, как на праздник! От работы не устаю, хоть и работаю каждый день, без выходных. Заканчиваю часов в 9–11 вечера, даже бывает и в 3 ночи, но мне всегда не хватает времени, чтобы наработаться! Когда тружусь над новыми изделиями, душа поёт и плачет! В каждую работу вкладываю энергию мысли и души.
– Вы работаете с берестой уже 26 лет. За это время пробовали себя в разных стилях. В 2002 году Вы разработали свой авторский стиль резьбы по бересте – двойную ажурную резьбу, и с тех пор Ваши работы по-особому зазвучали. Как Вы к этому пришли?
– Я тогда стал лауреатом программы «100 лучших товаров России» и хотел, чтобы мои работы не были похожи на изделия других мастеров. Двойная ажурная резьба получилась в результате смешения и модернизации стилей, в которых я работал, и наложения одного слоя резьбы на другой… Можно напридумывать много способов резьбы, лишь бы изделия смотрелись, а сама резьба была понятна и доступна в обработке.
– Где Вы берёте идеи для работ? Что подпитывает Ваше творчество?
– Музыка и активный отдых на воде… Я – бывший музыкант. Десять лет играл в ансамбле на ударных и гитаре. Увлекался хард-роком. Очень люблю металл-баллады, классическую музыку в современной обработке. Как в резьбе, так и в музыке нравится переплетение разных стилей. Самое большое впечатление в жизни испытал в храме на могиле Баха, когда услышал органную музыку. Меня буквально колотило!
Люблю на байдарках ходить на природу. Вода – моя стихия! Без неё я себя не представляю. Сам я – пермский. Приехал в Чайковский с комсомольским строительным отрядом на строительство газокомпрессорной станции. Мне здесь понравилось – кругом вода – и я остался. Ежегодный отпуск провожу, если не в походе, так где-нибудь на Каме. На моём счету более 35-ти походов. Сплавляясь по рекам, я обошёл практически весь приполярный и северный Урал…
– Ваши ученики становятся победителями самых различных конкурсов ремесленного искусства. Есть ли у резьбы по дереву как у народного промысла перспективы на будущее? И много ли среди Ваших учеников настойчивых ребят, готовых продолжить Ваше дело?
– За 26 лет я прошёл огонь, воду и медные трубы. У меня есть опыт, заслуги и люди, готовые мне помогать. Хорошо ещё то, что администрация понимает, что у меня дети обучаются, поэтому за помещение-мастерскую я не плачу. Если бы платил, разорился бы завтра же…
Чтобы заниматься берестой, мои ученики вынуждены дополнительно ещё где-то работать. И мне приходится работать сторожем, чтобы поддер-живать себя материально. Если сейчас молодому мастеру начать своё дело, он просто-напросто не выживет. Поддержки со стороны государства нет и не будет, пока у нас тратят деньги на конкурсы красоты, на тряпки и шмотки. Современный человек стремится больше к материальному, а не к духовному. А резьба – более духовная, метафизическая сфера.
– То есть для Вас резьба не столько способ зарабатывания денег, сколько смысл жизни… Что у Вас в планах на будущее?
– В планах – изготовление чайников-самоваров, ажурной резьбы методом аппликации. Надо сделать так, чтобы было и красиво, и платежеспособно, чтобы люди могли приобрести всю эту красоту.
|
|
||
|
![]() |
За большой вклад в сохранение и развитие народной культуры Константину Медведеву в 2004 году было присвоено звание «Народный мастер Прикамья».
21 декабря 2015 года экспертная комиссия Союза художников России присвоила чайковскому мастеру высокое звание «Народный мастер России»!
|
|
|
|
Чайковский мастер резьбы по бересте Константин Медведев – один из тех самобытных умельцев-самородков, которым секреты древнего ремесла даются на уровне интуиции. Отдавая себя любимому делу, он блестяще внедряет новаторские идеи в традиционные приёмы работы с берестой, не имея при этом специального образования и даже навыков к рисованию!
С каждым годом мастерство чайковского резчика по бересте набирает силу. В послужном списке мастера оформление нескольких книг с геральдикой известных дворянских родов, изготовление резного короба для подарочного ключа от храма Георгия Победоносца, подставки под Коран с вырезанными сурами и многое другое. Уникальные изделия мастера, выполненные по специальным заказам, преподносятся в дар первым лицам государства, политическим и религиозным деятелям, популярным артистам.
Давид Волк: «Верю в Россию бесконечно»
Приятный и торжественный повод привёл нас в гости к давнему другу редакции, известному в нашем городе человеку – Давиду Фроимовичу Волку. Недавно ему исполнилось 85 лет. Шестьдесят пять из них он живёт в Чайковском, где всё стало родным и близким. Давид Фроимович – хранитель истории нашего города и замечательный собеседник. И в этот раз мы снова вспоминали лучшие страницы летописи молодого города на Каме, как жили и работали первостроители, как боролись с трудностями и радовались достижениям. И разговор сам собой повернулся к теме патриотизма.