Мир – цветной и яркий
Ежедневно инвалиды по зрению преодолевают массу сложностей, связанных со своим недугом. Однако, несмотря на это, они не теряют бодрости духа и с оптимизмом смотрят в будущее. К такому выводу пришел наш корреспондент, пообщавшись с членами местного общества слепых Николаем Беляевым и Михаилом Санниковым.
Проблемы общие
Большая часть людей, состоящих на учете в Чайковском отделении Всероссийского общества слепых (ВОС), а всего их – двести сорок человек, уже преодолели шестидесятилетний рубеж. Однако есть среди них и совсем юные – незрячие малыши. Так как несовершеннолетних нельзя принимать в Общество, то членами ВОС становятся их родители. Несмотря на ослабленное и отсутствующее зрение, восовцев беспокоят те же самые вопросы, что и других жителей города, – проблемы образования, трудоустройства, городской инфраструктуры, досуга и другие. Но есть и отличия – незрячих людей практически не принимают на работу, они не могут посещать обычные библиотеки и кинотеатры. Прогулки на свежем воздухе могут обернуться для инвалидов по зрению как минимум промоченными ногами, потому что с помощью трости не всегда можно отличить лужу от влажного асфальта. Также непросто обстоят дела с прохождением врачебной комиссии и получением индивидуальной программы реабилитации – за этим приходится ехать в краевой центр. Иначе незрячие не смогут рассчитывать на получение тростей, тифлоприборов (диктофоны, часы со звуковым оповещением, флеш-плееры и т.д.) и эффективное лечение – в Чайковском нет реабилитологов по зрению.
|
| ||
| Традиционно в преддверии дня белой трости Николай Беляев сочиняет стихотворение, которое зачитывает на празднике в обществе слепых. В этот раз он сочинил небольшое, но как всегда искреннее стихотворение. |
| |
|
|
«Все сам»
64-летний Николай Беляев состоит в обществе слепых двадцать лет. Зрение он потерял почти двадцать два года назад, после чего был выведен на первую группу инвалидности с диагнозом «атрофия зрительного нерва». Николай Дмитриевич различает только силуэты предметов или людей, но это не мешает ему вести достаточно активный образ жизни, заниматься домашними делами и писать стихи. Он старается делать все самостоятельно, обращаясь к близким за помощью лишь по необходимости. «С утра встал, кашу сварил, мусор вынес, сходил за водой и в магазин – все сам», – рассказал Николай Дмитриевич.
|
| ||
| Белая трость жизненно необходима незрячему человеку для передвижения. |
| |
|
|
Правда, это только на словах выглядит так просто, – на самом деле порой даже поход за водой или на почту может стать настоящим испытанием для инвалида по зрению. «На Уральской, где я живу, есть очень неудобные для нас, незрячих, места, – рассказал Николай Дмитриевич. – Например, пешеходная дорожка от бывшего магазина «Скиф» до площади Чайковского. Там практически всегда стоят большие и глубокие лужи, которые зрячему-то непросто обойти, не то что мне. Порой стоишь и не знаешь, что делать – то ли в лужу лезть, то ли обойти по бордюру, но сделать это не так-то и просто. С такими неудобствами сталкиваюсь не только я, поэтому очень надеюсь, что городские власти обратят внимание на эту проблему». Также Николай Дмитриевич хотел бы, чтобы в городе больше внимания уделяли и другой проблеме – длинным веткам деревьев и кустов: инвалиды по зрению не могут увидеть их, но ветки могут больно хлестнуть их по лицу. Но даже об этом восовец рассказывает без обиды, с улыбкой, посмеиваясь над тем, что сам регулярно обламывает непослушные веточки.
|
| ||
| Из-за отсутствия спонсорской помощи Чайковское общество слепых не может определиться с датой празднования Дня белой трости. |
| |
|
|
В череде повседневных домашних забот Николай Дмитриевич всегда находит время для прослушивания аудиокниг на флеш-плеере и сочинения стихов, которые он записывает на кассетный диктофон. «Запишу строчку, остановлю запись, а затем записываю следующую – так, строку за строкой, я сочиняю стихи, которые потом супруга или дети переписывают от руки или распечатывают с помощью компьютера, – рассказал он. – Я пишу обо всем, о своей жизни, о внуках, сочиняю для них сказки и поздравления».
Если позволяет здоровье, Николай Дмитриевич не пропускает ни одной встречи общества слепых. «Это хорошая возможность пообщаться, вместе посмеяться или погрустить – после общения с восовцами появляется вдохновение, забываются многие проблемы и заботы», – говорит он.
Не робеть!
60-летний житель села Ваньки Михаил Санников – активный член общества слепых в течение почти сорока лет. Мужчина практически полностью потерял зрение во время службы в армии, но это не помешало ему познакомиться с будущей супругой, воспитать троих детей и добиться замечательных результатов в садоводстве.
Первое время после утраты зрения Михаил Иванович боялся самостоятельно передвигаться по городу, но один из восовцев посоветовал ему не робеть и потихоньку начинать выходить в город. С тех пор мужчина, несмотря на сложности в пространственном ориентировании, свободно перемещается не только по родному селу, но и по центральным улицам Чайковского. «Человек с белой тростью привлекает внимание окружающих, но какого-то негатива мы, незрячие, в свой адрес не ощущаем, наоборот, многие подсказывают нам или помогают найти дорогу», – поделился Михаил Санников.
От работы в саду Михаил Иванович получает огромное удовольствие. Его красоте и ухоженности могут позавидовать даже профессиональные садоводы. «У меня три яблони, с которых я собираю по тридцать ведер яблок», – с гордостью сообщил мужчина.
По окончании встречи Михаил Иванович и Николай Дмитриевич сошлись во мнении, что нельзя говорить о том, что незрячий человек видит жизнь только в черных или белых тонах. «Мир цветной: и в мыслях и в действительности, потому что каждый день не похож на предыдущий. Есть горести, есть радости – всего хватает, но никогда не надо падать духом», – подытожил Николай Дмитриевич.
Стихи Николая Беляева
Немного о себе
Учился, рос в большом селе,
Привык к труду, привык к земле.
Чтобы набраться в жизни толку,
Уехал я пожить на Волгу.
Пожил на Волге года два,
Работать стройка позвала.
И на восток, сквозь всю страну,
Я улетел на Колыму.
Пожил еще три года там,
Затем поехал строить БАМ.
Пожил на юге, в знойной дали,
На север вновь друзья позвали.
Вновь Магадан, вновь мерзлота,
Но подступила слепота.
Поехал я с семьей своей
В Чайковский, к родине моей.
Я здесь вступил в «первичку» ВОС,
Живу среди родных берез.
«Размышления в потемках»
Жизнь подошла к тому рубежу,
Когда ты не видишь как все,
Но я еще чуть-чуть погожу,
Проверю судьбу на себе.
Активность включу, все силы свои,
Чтоб быть наравне со всеми.
Проходят годы, уходят дни –
В них нет остановки на время.
А я не хочу вокруг слепоты,
Чтоб было бездействие только.
Не нужно мне совсем пустоты,
И даже той, что с прослойкой.
Ведь жизнь, по сути, нам всем дана,
Чтоб жить и в себе и в потомках.
Так значит, дорога у нас одна –
И даже у тех, кто в потемках.
Если вы видите человека с белой тростью, обратите на него внимание, помогите ему перейти дорогу или укажите путь, если это необходимо. Если вы водитель и видите незрячего у проезжей части или переходящим дорогу, сбавьте скорость, чтобы не испугать инвалида по зрению, или же уступите ему путь.
Как живёшь, дальнобой?
Накануне Дня автомобилиста нам удалось интересно побеседовать с чайковским дальнобойщиком Валерием Вершининым. Он сейчас далеко, на пути в Якутию вышел с нами на связь из Тынды – столицы БАМа. Разговор получился душевный и позитивный. О настоящей мужской профессии, о мечтах, о водительском братстве – в эксклюзивном интервью «Частному Интересу»